Именно поэтому чиновников не возмущает отсутствие Беларуси в списке членов ЕПВО. Искажение и замалчивание информации - позиция властей, система образования встроена в модель тоталитарного государства.
На сайте Болонского процесса в списке его стран - участников Беларусь не значится до сих пор. Несмотря на то, что нашу страну приняли в ЕПВО, для остальных участников процесса она остается, подобно Карлсону, "малюткой-привидением, диким, но симпатичным".
Это обстоятельство наше Министерство образования не шокирует. Более того, чиновники заявляют, что Беларусь, присоединившись к Болонскому процессу, никаких обязательств на себя не взяла. Об этом четко сказано в ответном письме эксперту Общественного Болонского комитета, юристу и правозащитнику Олегу Граблевскому, с которым мы и попытались разобраться в более чем странной ситуации.
- Насколько содержательным, корректным и юридически грамотным оказался ответ чиновников на ваш запрос? Не могли бы озвучить его ключевые моменты?
- Приведу текст моего запроса, отправленного еще 25 июня: "О полноценном участии Республики Беларусь в Болонском процессе. 14 мая 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса. Как сообщили СМИ, в связи с тем, что система образования Беларуси не соответствует целям, ценностям и основным направлениям политики Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), в частности отсутствует академическая свобода, университетская автономия и студенческое участие в управлении вузом - наша страна принята в Болонский процесс условно. В качестве условия определено - к 2018 году выполнить задачи, прописанные в Дорожной карте - специально разработанном для Беларуси плане действий на ближайшие три года.
Прошу сообщить: 1. Какие условия определены для Республики Беларусь, при выполнении которых, Беларусь сможет стать полноценным участником Болонского процесса? 2. Где, в каком печатном либо электронном ресурсе государственного органа, СМИ можно ознакомиться с этими условиями? 3. Какие конкретные действия планируется предпринять (программа, план действий, иное) для выполнения условий? Доступна ли для общественности информация о планируемых действиях, где можно ознакомиться с этой информацией?".
Как видно из текста, ключевых момента было четыре (пункт 3 содержит два момента).
Насколько содержательным и юридически грамотным был ответ? По каждому из ключевых моментов ответ абсолютно неинформативен, исходя из содержания заданных вопросов.
Можно предполагать, что Минобразования не сочло нужным давать информацию, поскольку его представители убеждены в своей "полноценности" как участника Болонского процесса, вследствие чего никаких обязательств/условий они не признают, а значит, и нечего разъяснять.
В ответе есть намек на то, что будут приниматься меры, которые будут освещаться, но конкретной информации (как это прозвучало в запросе) нет.
Ответ является юридически грамотным только в той части, что соблюдены сроки рассмотрения, в остальном, поскольку нет четких ответов на поставленные вопросы, а есть лишь противоречивые рассуждения - ответ не является приемлемым.
- По словам чиновников, Беларусь, вступив в Болонский процесс, оказалась вдруг никому ничего не должна. По каким причинам в министерстве помалкивают о том, что к 2018 году страна должна выполнить обязательства по реализации Дорожной карты?
- Искажение и замалчивание информации - осознанная позиция властей. Причины "помалкивания" таковы: во-первых, отсутствие политической воли признавать ущербность нынешней системы образования, властям неприятно; во-вторых, в неспособность выполнить условия Дорожной карты.
Нынешняя система высшего образования встроена в модель тоталитарного государства и без смены режима реформироваться не может - мне трудно представить, например, что государство откажется от принципа назначения, а не избрания ректоров; в третьих - замалчивает в надежде, что "само рассосется" - пройдет время, предоставят пакет косметических нормативных актов с целью имитировать выполнение Дорожной карты и на этом - все.
Кроме того, власть помалкивает, потому что крайне не заинтересована в каком-либо внешнем контроле со стороны гражданского общества за так называемым "комплексом мероприятий" по выполнению Дорожной карты.
- Если, согласно ответу Минобразования, Дорожная карта - процедурный вопрос, не подкрепленный никакими правовыми обязательствами, с какого перепугу чиновники разрабатывают комплекс мероприятий по выполнению этого документа?
- Тут имеет место очевидное противоречие, которое вытекает из нежелания властей открыто признавать свои обязательства по выполнению Дорожной карты и указывающее на то, что обязательства все-таки есть.
- Почему, по вашему мнению, Беларусь до сих пор не появилась в списке членов Болонского процесса на официальном сайте последнего?
- Потому что вся такая "полноценная" в Болонском процессе Беларусь не требует поименования себя в этом списке. Не требует, потому что осознает шаткость своего положения.
- Можно ли рассматривать вышеупомянутый факт как маркер скептического отношения министров образования стран ЕС к Беларуси - условно принятому в ЕПВО новичку-двоечнику?
- Как маркер - да. Факт остается фактом: на официальном сайте ЕПВО Республика Беларусь в качестве участника Болонского процесса не представлена.
- Планируете ли вы продолжать переписку с Минобразования по поводу реализации Дорожной карты?
- Если власти и далее будут замалчивать вопросы по реализации своих обязательств относительно Болонского процесса, у меня не будет другого выхода, как продолжать переписку.
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.