20.06.2019 |Инклюзив| Евгения Бурштын, ЕвроБеларусь
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
В журналистике я почти десять лет, и первое время с темой инвалидности сталкивалась разве что эпизодически. Скажу честно: она меня пугала, и дело было не только в сложности проблем, которые она охватывает. Было неловко даже физически находиться и работать с людьми, не такими, как ты, страшно сделать или сказать что-то не так.
Всё стало меняться, когда я присоединилась к команде «ЕвроБеларуси» и три года назад начала писать о кампании «Повестка 50». Это проект о том, как реализовывать положения Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью в беларусских городах. Теперь я могу сказать, что кампания, среди прочих эффектов, многое дала мне как журналисту, и готова поделиться своим опытом и рекомендациями по работе в этой теме.
Для журналиста, как и для врача, золотое правило – «не навреди». Даже если мы транслируем высказывание в публичное пространство с самыми благими целями, это не всегда принесёт положительный эффект. Поэтому первый совет – забудьте слово «инвалид». Да, к сожалению, этот термин всё ещё закреплён в беларусском законодательстве. Да, в большинстве случаев именно он чаще всего используется даже среди самих людей с особенностями. Да, в конце концов, так проще и короче – а ведь это важные составляющие для восприятия текста. Но ситуация, когда сначала говорится об особенностях человека, и только потом о нём самом, не способствует уважению прав личности, не так ли? Поэтому сначала – человек, а потом – его инвалидность.
Кстати, желая «хайпануть», многие коллеги выпячивают особенности своих героев где только можно, даже если это не придаёт материалу никакой смысловой нагрузки. Так, недавно довелось редактировать текст, где журналистка писала об отстаивании героиней права не дышать пестицидами, которыми опрыскивают поля в местности, где она живёт. В заголовке и несколько раз в тексте подчёркивалось, что у женщины инвалидность второй группы. Но в контексте темы это не имело никакого значения и никак не повлияло на описанную ситуацию. Поэтому всегда нужно помнить, насколько уместно заострение внимания на инвалидности.
В то же время есть случаи, когда не стоит специально избегать упоминания об особенностях своих героев (если только они сами на этом не настаивают). Так или иначе, инвалидность – это часть их обыкновенной жизни. Поэтому, создавая очерк или рассказывая о жизни человека, о его потребностях нужно говорить спокойно и объективно.
Пожалуй, «спокойно и объективно» стоит вынести отдельным пунктом, потому что драматизация темы инвалидности недопустима. Да, таким образом можно вызвать слезу у читателей и получить хорошее количество просмотров материала. Но поможет ли это вашему герою? Или, наоборот, его накроет депрессия после прочтения? А какие установки он закрепит в общественном мнении – о том, что люди с инвалидностью – равноправные члены общества, или же о том, что они беспомощны, несамостоятельны и нуждаются в жалости и опеке?
И вообще, говоря об инвалидности, старайтесь смещать фокус с социально-медицинских аспектов на общественно-правовые. Поверьте, читатели уже сыты по горло историями о несправедливости и кондовой системе социальной защиты, и слезливыми текстами её не изменить. Но почему бы не рассказать и о достижениях людей с инвалидностью? Многие из них успешны в семье, на работе, в общественной жизни, имеют интересные хобби. Такие истории вдохновляют и открывают глаза на существующие проблемы и возможности, которые стоят за их решением. Кроме того, они формируют равноправное отношение к людям с особенностями.
Следует помнить, что тема инвалидности обширна. Старайтесь разбивать стереотипы о том, что она касается только людей, которые перемещаются на колясках, и основной её проблемой является безбарьерная среда. Существует масса не менее важных аспектов, которым почему-то уделяется меньше внимания: инклюзия, трудоустройство людей с инвалидностью, интернаты, проблемы людей с ментальными расстройствами, ослабленным слухом и зрением…
Для меня самое сложное в этой теме – найти подход к героям с инвалидностью. Ведь я не знаю, что они чувствуют и как воспринимают этот мир. Поэтому выработала два основных правила: быть честной и спрашивать. Так, я могу честно признаться собеседнику, что не знаю, корректно ли задавать тот или иной вопрос. И спросить у него: как это сделать правильно? Не будет ли он против фото/видеосъёмки? Это помогает избежать неприятных ситуаций и не обидеть героя материала.
Здорово, если получается поддерживать связь с героями после публикации, интересоваться их делами. Но при этом важно не скатываться самому в чувство жалости. Журналист может помочь в решении какой-либо проблемы, привлекая к ней внимание общества. Но становиться инструментом для решения проблем – едва ли. И герои должны это понимать.
Последняя рекомендация (хотя при работе с темой инвалидности начинать желательно именно с неё) – изучите беларусское законодательство и международный опыт в этой сфере, поговорите с экспертами. Это позволит не только лучше разбираться в теме, владеть определениями и фактами, но и значительно разнообразить ваши материалы интересными примерами.
Кстати, об экспертах. В Беларуси есть различные общественные организации, которые специализируются на проблемах людей с инвалидностью. Тот же Офис по правам людей с инвалидностью всегда рад помочь комментарием или консультацией. А для пишущего сообщества эксперты Офиса разработали медиарешебник, который поможет освещать тему инвалидности без стигматизации и дискриминации. Пользуйтесь!
***
Материал подготовлен в рамках международного проекта "Права людей с инвалидностью: повестка дня для Беларуси (Повестка 50)".
Праца з людзьмі трэцяга ўзросту натхняе, перакананая спецыяліст аддзялення забеспячэння дзённага знаходжання для інвалідаў і грамадзян сталага веку Вілейскага ТЦСАН.
Як маленькае швачнае прадпрыемства на Аршаншчыне вырасла ў сучасную вытворчасць з якаснай прадукацыяй і стварыла сістэму працаўладкавання моладзі з інваліднасцю.
Гаспадыня бабруйскага тайм-клуба “13:87” распавядае пра тое, як сумясціць бізнес і каштоўнасці, чаму важная даступнасць, а таксама дзеліцца праваламі і дасягненнямі.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Райцентр стал вторым городом в Беларуси и первым в Брестской области, где подписали местный план реализации принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.