18.06.2019 |Инклюзив| Евгения Бурштын, ЕвроБеларусь
Некоторые участники кампании "Повестка 50" на финальном Форуме регионального развития. Фото: фейсбук Офиса по правам людей с инвалидностью
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Три года назад кампания «Повестка 50» началась с исследования потенциала 20 беларусских городов относительно готовности реализации принципов Конвенции о правах людей с инвалидностью. Исследование подтвердило, что местные власти формируют свою повестку дня, ориентируясь, в основном, на разработанные в вышестоящих органах планы и установленные бюджетные рамки, а не на реальные запросы и потребности «на местах». Это значительно сужало возможности участия в формировании политики инвалидности других субъектов – общественных организаций, бизнеса, заинтересованных людей и самих людей с инвалидностью. Еще одна общая проблема заключалась в том, что все они почти никак не взаимодействовали друг с другом – в такой ситуации об обеспечении доступности в полной мере нечего было и говорить. Часто люди с инвалидностью не знали о своих правах, о тех или иных услугах. В противоположность подходу Конвенции, в большинстве случаев организация досуговых мероприятий, формы получения образования и занятости для людей с инвалидностью строится так, что скорее исключает их из общественной жизни, чем способствует расширению их социальных связей и отношений. Для детей с инвалидностью организуются отдельные праздники и концерты, отдельные классы для обучения или предлагается обучение на дому, создаются специальные предприятия, где работают только люди с инвалидностью и т.п.
Такой подход к вопросам инвалидности противоречит Конвенции, которую подписала наша страна. Чтобы начать что-то менять в этой сфере, несколько беларусских и европейских общественных организаций при поддержке Евросоюза запустили кампанию «Повестка 50», которая три года реализовывалась в пяти пилотных городах, выбранных в ходе исследования. Теперь проект, главными результатами которого стало создание пяти местных повесток, а также изменение мышления и взаимодействия субъектов, которые работают с решением проблем инвалидности, завершился. О том, какие эффекты он принёс, рассказала старший аналитик Центра европейской трансформации Оксана Шелест, которая проводила исследование по итогам кампании.
Отношение к проблемам людей с инвалидностью меняется
По словам Оксаны Шелест, одним из основных положительных изменений в малых городах, которое можно наблюдать в последние годы, стало изменение отношения к людям с инвалидностью. Расширяется понимание проблем людей с ментальными особенностями, множественной инвалидностью и т.п. Понятие безбарьерной среды постепенно выходит за рамки пандусов, хотя она по-прежнему ассоциируется в первую очередь с доступностью для людей, использующих коляски. Вопросы, связанные с преодолением физических барьеров для слабовидящих и слабослышащих людей, пока на местном уровне решаются слабо, однако о них начинают хотя бы говорить.
Оксана Шелест. Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"
Растёт актуальность проблем, связанных с образованием и трудоустройством. Если ещё три года назад восприятие этой проблемы чаще всего сводилось к обеспечению всё той же безбарьерной среды в учреждениях образования, то сейчас уже осмысляются вопросы подготовки к организации и восприятию инклюзивного образования педагогов, родителей и детей – причем как родителей детей с инвалидностью, так и родителей других школьников.
Отдельная тема – подготовка кадров государственных учреждений хотя бы в тех сферах, где они чаще всего сталкиваются с людьми с инвалидностью. Много нареканий вызывает сфера медицинских услуг, образования, бытового обслуживания. Проблемы остаются и в области распределения льгот, социальных гарантий и помощи. Например, государство предоставляет средства реабилитации, но при этом мало кто задумывается о праве их выбора теми, у кого есть особые потребности.
«У нас ведь как: здоровые люди решили один раз за всех, и всё! Вот если человек «поломался» – медицина сделала свое дело, и все, дальше это не ее забота. И тут надо, чтобы ТЦСОН, социальные службы, служба занятости, и кто там есть еще, собирались с этим человеком, и вместе с ним решали, как ему дальше построить жизнь. А у нас что – из больницы вышел, вот тебе стандартный набор того, чего тебе положено. А мне может из этого набора ничего не надо? У меня вообще другие проблемы?», – приводят исследователи высказывания людей с инвалидностью.
И всё же самой проблемной остаётся сфера трудовой занятости. Затруднения на этом пути вызывает всё, что связано с МРЭК, трудовыми рекомендациями, списком профессий. В малых городах с такими вопросами сталкиваются практически везде, однако никаких механизмов решения проблем нет. Это, безусловно, не единственный, но очень серьёзный барьер на пути к самостоятельной жизни для людей с инвалидностью, который требует рассмотрения на национальном уровне.
Сработал ли принцип «ничего для нас без нас»?
Самыми активными в создании местных повесток во всех городах стали представители ТЦСОНов и общественных организаций, работающих с людьми с инвалидностью. Во встречах по созданию локальных повесток участвовали и местные власти, с большей или меньшей интенсивностью включённые в рабочий процесс. А вот непрофильные общественные организации, как и представители бизнеса и церкви, практически не включались в него.
Интересно, что у самих работников социальных служб за время кампании во многом изменилось представление о проблематике, с которой они работают.
«Идти от людей и их проблем – вроде такая простая мысль в этой вашей Конвенции. А между прочим, всю нашу работу это переворачивает», – цитируют их исследователи.
Хоть во всех городах при разработке повесток проходили общественные консультации и информационные кампании, люди с инвалидностью участвовали в этом процессе эпизодически. Исключение составили разве что представители общественных организаций и социальных служб, которые сами имеют инвалидность и активно участвовали в разработке местных повесток. Чаще всего роль основной целевой аудитории кампании сводилась к тому, что она обеспечивала обратную связь. Причиной этому является высокий уровень пассивности, иждивенческие установки, а также «выученная беспомощность» самих этих людей. Такие установки по-прежнему характерны для большинства людей с инвалидностью, а те из них, кто смог преодолеть социальные и физические барьеры и добиться некоторого уровня самореализации, либо сами начинают заниматься общественной деятельностью, либо игнорируют всякие попытки втянуть их в процессы обсуждения и решения общих проблем в городе или районе, отмечается в исследовании.
Новые навыки и новые проблемы
Как отмечает Оксана Шелест, в разных городах пришлось преодолевать разные барьеры для того, чтобы изменить взаимоотношения между всеми участниками кампании. Минимальные изменения в этом плане произошли в Воложине – там и до начала проекта организации, работающие с проблематикой инвалидности, находились в тесной связке между собой. А вот в Бобруйске, Столбцах и Столине исследователи отметили развитие связей и укрепление отношений между профильными НГО и различными государственными социальными учреждениями. В Щучине и вовсе сложилась иная структура отношений между руководством ТЦСОНа и исполнительной властью, найдены новые форматы взаимодействия и включения проблематики инвалидности в районные планы развития.
«Мы остановились на том, что это наша большая совместная работа, общественных организаций и социальных служб. Мы все обычно сидим и ждём чего-то от исполкома. А тут мы можем прийти к ним – и показать, какой большой вклад мы можем внести в решение этих проблем. Что мы не то что хотим что-то от них получить – а мы готовы внести свои силы, свою работу в решение проблем. И вот с этого может быть начнется диалог», – говорят участники из Бобруйска.
Оксана Шелест остановилась и на некоторых проблемах и вызовах, над которыми участникам кампании ещё нужно будет работать. Например, адекватная оценка местных проблем и запросов, выставление приоритетов (часто в качестве проблем выносятся стереотипные суждения, которые на практике оказываются не актуальными для региона). Важным остаётся втягивание в процессы местного планирования разных субъектов, которые так или иначе занимаются вопросами, связанными с качеством жизни людей с инвалидностью. Сюда же можно отнести расширение круга заинтересованных сторон и усиление социальной ответственности местного сообщества. Всегда актуальным будет и поиск ресурсов для реализации поставленных задач и достижения целей.
В общем же работа с местными повестками и Конвенцией привела к изменению представлений участников кампании о том, как подходить к проблемам людей с инвалидностью, расширились границы постановки целей. И главное, что все участники понимают: созданные ими документы – не завершение, а только начало работы по воплощению ценностей Конвенции в жизнь.
***
Материал подготовлен в рамках международного проекта "Права людей с инвалидностью: повестка дня для Беларуси (Повестка 50)".
Праца з людзьмі трэцяга ўзросту натхняе, перакананая спецыяліст аддзялення забеспячэння дзённага знаходжання для інвалідаў і грамадзян сталага веку Вілейскага ТЦСАН.
Як маленькае швачнае прадпрыемства на Аршаншчыне вырасла ў сучасную вытворчасць з якаснай прадукацыяй і стварыла сістэму працаўладкавання моладзі з інваліднасцю.
Гаспадыня бабруйскага тайм-клуба “13:87” распавядае пра тое, як сумясціць бізнес і каштоўнасці, чаму важная даступнасць, а таксама дзеліцца праваламі і дасягненнямі.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Райцентр стал вторым городом в Беларуси и первым в Брестской области, где подписали местный план реализации принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.