Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Беларусь идет по пути дальнейшего ограничения институциональной автономии университетов, считают эксперты Центра образовательной политики Вильнюсского университета, являющиеся авторами "Мониторинга общественного участия в управлении высшим образованием в странах Восточного партнерства".
- Это мониторинг, который проводился одновременно в Беларуси, Украине и Молдове, - рассказал Службе информации "ЕвроБеларуси" член Общественного Болонского комитета, экс-глава сената Европейского гуманитарного университета, профессор Павел Терешкович. – Его цель – выяснить, в какой степени законодательство стран позволяет общественности принимать участие в управлении учреждений высшего образования. Речь идет не только о тех людях, которые находятся вне стен университетов, а, в том числе, о преподавателях, студентах, работодателях, общественных организациях.
Нужно сказать, что в последние четыре – пять лет в этих трех странах были приняты кодексы или законы о высшем образовании (в Беларуси в 2011 году, Молдове – в 2014-м, Украине – в 2015-м).
Эти документы очень сильно различаются по своему содержанию. Молдавский кодекс и украинский закон достаточно близки между собой, в соответствии с ними высшие учебные заведения пользуются очень большой автономией, в том числе, содержат право выбирать свое руководство – ректора.
В беларусской системе все с точностью до наоборот, в ней степень автономии высших учебных заведений несравнимо ниже, чем в Молдове и Украине. Хотя можно сказать, что законодательные акты в этих странах приняты недавно, и на практике все идет недостаточно гладко. Но когда все будет применяться сообразно букве закона, то правила будут полностью соответствовать принципам Болонского процесса. Беларусь, к сожалению, двигается в совершенно противоположную сторону.
- Что-то на уровне законодательства, инструкций изменилось в сфере образования с мая 2015 года, когда Беларусь вступила в Болонский процесс?
- Пока никаких конкретных шагов нет. Известно, что Министерство образования выпустило инструктивное письмо, которое ориентирует высшие учебные заведения на выполнение условий, которые заложены в дорожную карту для Беларуси. Но пока, насколько я знаю, никаких конкретных шагов на уровне законодательства не сделано. То есть, они запланированы, в том числе, внесение изменений в Кодекс об образовании, но это пока что только планы.
- А на уровне восприятия процессов, которые происходят в сфере образования, что-то меняется?
- В первую очередь, меняется архитектура высшего образования. Она, действительно, переводится на трехступенчатую систему: бакалавр, магистр, доктор наук или кандидат. Эта архитектура принята, изменены учебные планы, происходит внедрение системы трансфера кредитов, которые существуют в европейском пространстве высшего образования. То есть, с точки зрения технологии образования какие-то позитивные изменения уже есть.
Но дорожная карта обращает внимание на состояние академических свобод. И в этом отношении пока никакого прогресса не видно, даже, скорее, наоборот.
- Власти сегодня скорее выполняют или не выполняют дорожную карту?
- Общественный Болонский комитет занимается тем, что отслеживает, в какой степени карта выполняется. Наше мнение: за первые несколько месяцев нахождения в европейском образовательном пространстве у Беларуси прогресса маловато, можно говорить и об определенном регрессе в плане академических свобод.
- Как вы считает, что ждет Беларусь в сфере образования?
- Тут сложно строить прогнозы. Ни одно государство не вступало в Болонский процесс в тех рамках, в которых была принята Беларусь. Ни для одного государства дорожной карты не делали. Что произойдет, если ее условия выполнены не будут, пока сказать очень сложно.
Решение о принятии Беларуси в Болонский процесс было продиктовано скорее политическими соображениями, чем непосредственно тем, что происходило в системе высшего образования. В определенной форме это была награда или поощрение за позицию Беларуси в отношении кризиса в Украине, в частности, за предоставление площадки для урегулирования конфликта. Это то поощрение, которое, скорее всего, Западу не так дорого стоило.
- Какую-то пользу вступление Беларуси в Болонский процесс уже принесло?
- Подводить итоги рано. Беларусь брала на себя определенные обязательства. Если они будут выполнены, я не скажу, что сразу будут заметны позитивные изменения. Но это может стать толчком к модернизации системы высшего образования.
По мнению экспертов, наша система образования отстает на 15-20 лет. Это касается самой технологии образования, его содержания, академических свобод.
- Как считаете, чиновники Минобразования готовы к этой модернизации?
- С моей точки зрения, то, что они могли сделать, сделали. Но есть некоторые решения, которые принимаются не ими.
- Хотят, но не могут?
- Я бы сказал именно так. Там есть люди, которые прекрасно понимают, какие выгоды предоставляются Беларуси. Прежде всего, нахождение в европейском пространстве высшего образования означают конвертируемость образовательных услуг, возможность привлекать к себе иностранных студентов. Сегодня этим озабочена не только Беларусь, но и страны, у которых есть развитая система высшего образования. Это всемирная борьба за абитуриентов.
- В чем проблемы тех, кто принимает решение повыше?
- В том, что нужно делать реальные шаги, которые, в первую очередь, касаются уровня автономии университетов. Самое главное, что в соответствии с европейской традиции, принципами, которые заложены в Болонской системе, академическое сообщество должно решать, кто ими управляет, избирать ректора. Вот, пожалуй, самая главная проблема для власти.
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.