На снимке: Студенты Гарварда. Фото сайта russian.rt.com.
Улучшится ли от сокращения вузов качество высшего образования? И почему Минобразования колеблется с процессами слияния и поглощения?
О планах по сокращению вузов Беларуси с 54 до 20 в ближайшую пятилетку стало известно от проректора по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игоря Титовича 26 февраля. Его заявление о разработке Концепции оптимизации структуры высшей школы до конца 2015 года, которая включает и сокращение вузов почти в три раза, выдало в качестве новости БЕЛТА.
"Беларусские вузы должны и уже начали учитывать фактор сильной конкуренции не только между собой, но и с сильными международными корпорациями и университетами. Это вынуждает либо искать пути повышения собственной конкурентоспособности, либо объединяться, - отметил проректор РИВШ. - При этом необходимо понимать, что объединение вузов, хотя и затратно само по себе, но имеет ряд преимуществ - таких, как концентрация кадрового потенциала, финансовых и иных ресурсов, объединение усилий на развитие научно-исследовательской работы, развитие непрерывного образования, создание научно-производственных центров, развитие прорывных научных направлений".
В тот же день новость таинственным образом испарилась с сайта агентства, но вдогонку, уже 27 февраля, появилась еще одна, разъяснительного характера, со ссылкой на официальное сообщение Министерства образования: "О принятии в ближайшее время управленческого решения по оптимизации национальной системы высшего образования речь не идет".
Пресс-релиз министерства даже не старался причесать резонансное заявление Титовича о сокращении вузов, а топорно, без упоминания автора и самого предмета опровержения, перевел уже озвученные чиновником планы в плоскость "научной дискуссии". По умолчанию. Догадывайтесь сами.
"Речь шла о научной проблематике, результатах научного исследования и целью имела исключительно научную дискуссию", - проинформировала пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина.
Об этой подковерной возне, манипуляциях с размерами вузов и о том, как может повлиять их сокращение на качество образования, мы побеседовали с экспертом Общественного Болонского комитета, профессором философии Владимиром Дунаевым.
- Владимир Александрович, что за фокусы с исчезновением авторитетных заявлений демонстрирует нам Министерство образования?
- Подобно тому, как Журавкова дезавуировал президент, так сейчас Титовича дезавуирует Министерство образования. Такое впечатление, что чиновникам лучше вообще помалкивать сейчас, не озвучивать никаких инициатив.
- Насколько прав Титович? Нужно ли сокращать количество вузов, и улучшится ли от этого качество образования?
- Сокращение количества вузов - в общеевропейском тренде. Демографическая ситуация во многих странах ведет к тому, что и количество студентов сокращается, и количество вузов вынуждено сокращается. Зачастую это не административно направляемый процесс, а скорее, естественный, чтобы вузы могли выживать за счет, прежде всего, платных студентов.
Поэтому тут ничего удивительного и нового нет. Число вузов, скорее всего, придется сокращать, это было ясно и раньше, ведь у нас, так же, как и всюду, сокращается число студентов. Мы ощущаем эту демографическую яму наравне с соседями. Перед всеми стоит вопрос о том, чтобы привести количество вузов и количество студентов в соответствие.
Но когда речь заходит о сокращении числа вузов, иногда подчеркивается, что это делается ради того, чтобы повысить их эффективность, найти некое правильное соотношение между количеством вузов и количеством преподавателей. Все эти вещи хорошо знакомы, но еще лет 5-7 назад в Европе, особенно в Северной, проводились мероприятия по объединению вузов.
- Проректор РИВШ говорил о возможном объединении вузов, их слиянии "через поглощение сильным слабого", либо об альтернативном варианте создания консорциумов. Насколько продуктивна такая форма существования для вузов?
- Насколько я понял, региональным вузам ничего не угрожает. Была такая оговорка. Хотя они тоже могут объединяться в рамках региона, но, понятно, что при сокращении структуры, безусловно, будут сохранять все основные региональные центры.
Честно говоря, я слабо представляю, как это планировалось сделать, и, скорее всего, министерство тоже не знает. Речь шла, скорее, о некой задаче, которую надо решать. Возвращаюсь к тому, что в Северной Европе такое делали: в Финляндии и в Дании шел процесс достаточно беспощадного сокращения числа вузов за счет их объединения, слияния.
Это якобы позволяет экономить на административных расходах и так далее, но в действительности результаты не очевидны, временами спорные. Где-то это получается, где-то - нет, иногда даже административные расходы не сокращаются в результате объединения.
Но есть главный вопрос: как это отразится на качестве образования? Я ничего не услышал про качество (в заявлении Титовича. - ЕвроБеларусь). И не очень верю, что укрупнением вузов можно добиться высокого качества образования, как раньше нельзя было добиться изобилия укрупнением колхозов.
Пока вопрос о качестве образования не будет находиться в центре внимания, до тех пор все манипуляции с размером вузов, как, впрочем, и многие другие, будут оставаться бесплодной политикой, имитирующей деятельность и не приводящей к серьезным результатам. Нам необходимо работать над качеством образования.
- Станет ли высшее образование полностью платным после сокращения вузов, которое все же маячит в перспективе?
- Я могу только гадать, поскольку какой-то четкой программы на этот счет нет. Не верю, что образование станет платным для всех, хотя в некоторых странах обсуждают и такую возможность для того, чтобы сохранить негосударственное, частное образование.
В других странах по мере сокращения числа студентов финансирование образования из бюджета остается тем же. Просто сокращается доля студентов платных, что невыгодно вузам и, прежде всего, частным вузам.
Реформа, о которой зашла у нас речь, может привести к тому, что частное образование вообще исчезнет. Во всяком случае, такая угроза вполне реальна. Например, в Польше - стране, где особенно остро ощущается процесс сокращения числа студентов - обсуждаются разные варианты ответа на это. В том числе, и введение платного образования для всех в целях сохранения частного образования. В Польше считают, что разные формы собственности - то, что гарантировано Конституцией, и, я понимаю, ее вариант - не для Беларуси. Но в действительности за подобными реорганизациями могут стоять совершенно разные задачи и смыслы. И пока не будет внятно сказано, в чем же состоит смысл этой реорганизации, до тех пор сложно прогнозировать то, чем она закончится.
Опять же, очень важно понимать, каким образом такого рода реорганизации могут обеспечить повышение качества высшего образования. Причем, в самом широком смысле: качество, которое бы не означало сокращение доступности для уязвимых групп населения. Ведь в современных условиях это столь же незыблемо, как, например, требование к качеству образования.
- На днях в Минск приедут члены Европейского Совета для участия в заседании экспертного совета 3-4 марта по вопросу вхождения Беларуси в Европейское пространство высшего образования. Насколько это способно повлиять на решение о присоединении нашей страны к Болонскому процессу?
- Группа этих экспертов приезжает для того, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией в соответствии с заявкой Беларуси на вступление в Болонский процесс, а также - с альтернативным докладом Общественного Болонского комитета.
Они встречаются и с представителями министерства, и с Болонским комитетом для того, чтобы взвесить аргументы и повлиять на решение, которое, по всей видимости, будет принято уже в конце марта в Риге.
- Вы только что вернулись с конференции в Вене. Рассматривались ли там вопросы высшего образования Беларуси?
- Конференция называлась "Социальные измерения европейского высшего образования". Мы представили нашу оценку состояния социального измерения, то есть, равенства доступа к образованию для самых разных групп населения.
Но, вообще-то, на этой конференции должны были обсуждать и результаты исследования, которое подрядилось, обязалось проводить Министерство образования Беларуси. Несколько месяцев назад оно сообщило о том, что Беларусь присоединятся к программе "Евростудент" - это такое исследование студенчества и его проблем, которое длится 20 лет. Беларусь должна была провести социологический опрос среди студентов и представить на конференции результаты.
К сожалению, результатов нет. Проводили ли этот опрос, делался ли какой-то анализ - об этом пока ничего не известно. Отдельно представлялись итоги социологических исследований в посткоммунистических странах. Докладывали о результатах украинские, российские, грузинские, армянские исследователи, социологи из Западных Балкан (Сербия, Македония, Черногория, Босния). Известно, что есть казахские результаты. А беларусских нет…
Как часто это бывает, Беларусь не предоставляет информации, которая необходима для того, чтобы иметь возможность сравнивать и корректировать образовательную политику, в частности, касающуюся социального измерения высшего образования.
В некоторых европейских странах серьезно занимаются разработкой национальной политики социального измерения высшего образования. Беларусь же пока не придерживается своих обязательств даже по предоставлению информации.
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.