Даже возможное освобождение политических заключенных нельзя рассматривать в качестве какого-либо прогресса в отношениях Беларуси с Евросоюзом.
«Освобождение политзаключенных - это всего лишь простое устранение наиболее одиозной причины невозможности разговаривать», - такого мнения придерживается председатель Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Влад Величко.
По его словам, можно лишь приветствовать то, что последние недели мы наблюдаем определенную активность беларусского МИДа в попытках продемонстрировать способность и готовность к более интенсивной коммуникации с европейскими структурами. При этом главный вопрос все же заключается в том, что во всех этих попытках по-прежнему отсутствует политическая воля на изменение ситуации к лучшему, подчеркивает Влад Величко: «Если политической воли на улучшение отношений не будет, то все шаги будут носить косметический и маскировочный характер. Это будут всего лишь попытки сгладить сложности в отношениях, а не решить проблему и устранить причины. К сожалению, ни причинами, ни какими-то более долгосрочными интересами беларусская сторона на сегодняшний день не озабочена».
Мешает недоверие друг к другу
- Меняют ли хоть что-то недавние заявления Макея о том, что проблемы отношений Беларуси и ЕС преодолимы?
- Пока никаких особых преодолений проблем не случилось. Существует лишь попытка с обеих сторон сдвинуть ситуацию с нулевой точки. Для этого делаются определенные полушаги. Например, снятие санкций с Макея в роли министра иностранных дел. Сейчас вот прокатилась волна снятия судимостей с участников событий предвыборной кампании 2010-го года. Но это даже какими-то шагами не назовешь – это некие полушаги, полудействия, которые свидетельствуют скорее о том, что стороны очень сильно не доверяют друг другу. Именно поэтому они пытаются осуществлять минимальные шаги - для того, чтобы в дальнейшем ожидать ответной реакции.
А все проблемы, как были - так и остались, никакого преодоления не случилось. Ни с одной из стороны не происходило никакого признания собственной неправоты в ряде ситуаций, и я не вижу никаких причин для того, чтобы сегодняшняя ситуация каким-то образом повлияла на преодоление существующих проблем.
Беларусская сторона набивает цену
- Если использовать язык экспертов, то на чьей половине мяч сейчас? Кто, чего и от кого ожидает в беларусско-европейских отношениях?
- У меня такое ощущение, что каждая из сторон думает, что мяч на половине другой команды. Но если смотреть на ситуацию более отстраненно, то очевидно, что существует одно абсолютное условие для размораживания отношений – освобождение политзаключенных. Это условие не выполнено, хотя никаких проблем с выполнением этого условия в принципе не существует. Поэтому именно беларусская сторона должна сделать очевидный шаг – жест доброй воли, который она почему-то до сих пор не сделала.
- Насколько высока вероятность того, что в ближайшее время беларусская власть все же пойдет на этот шаг и освободит политзаключенных?
- На мой взгляд, ситуация к этому движется. Другое дело, что скорее всего освобождение политзаключенных будет в определенном смысле связано с некоторой динамикой второй половины года, в том числе с предстоящим саммитом Восточного партнерства. Мы могли бы ожидать разрешения проблемы с политзаключенными во втором полугодии нынешнего года, но складывается впечатление, что беларусская сторона попросту пытается продать этот шаг как можно дороже. И очень трудно сказать, что имеет в виду беларусская власть для себя вот под этой ценой освобождения политзаключенных.
Еще есть время до ноября
- Меня в этом вопросе настораживают также различные заявления европейских политиков о том, что есть якобы какой-то прогресс в диалоге. Надеюсь, что они просто ведут себя как настоящие дипломаты, пытаясь зафиксировать, что первая коммуникация после большого перерыва состоялась, и это само по себе – большой успех. Но как раз это и есть то, что нужно Лукашенко – демонстрация отсутствия прогресса преподносится именно в качестве прогресса в отношениях. А если ситуация будет и дальше развиваться таким же образом, то в выигрыше от этого остается беларусский режим.
Ясно, что Европа все же ожидает более четких и акцентированных шагов с беларусской стороны. Сколько времени есть на это у Беларуси? Мне кажется, что время есть как раз до саммита Восточного партнерства в ноябре. Если реакция не последует, то мы можем ожидать в том числе еще более сильного замораживания отношений Беларуси и Европы.
Руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева подводит итоги общественных слушаний по теме совершенствования правовых условий для деятельности некоммерческих организаций.
В Беларуси не хватает объединения нескольких светлых умов, которые даже наперекор собственным песням, способны реализовать оригинальный медиапроект для серьезного прорыва в информационном поле.
Демократически настроенный носитель коммунистических идей рассказал о своих президентских амбициях, здоровье своего дяди Николая Дементея и ловле рыбы в мутной воде.
Единственной эффективной альтернативой всем бессмысленным политическим инициативам и коалициям в Беларуси по-прежнему остается Национальная платформа гражданского общества.
Заява кіраўніцтва Арменіі пра жаданне ўступіць у Мытны саюз адпавядае спробам Расіі перашкодзіць інтэграцыі краін “Усходняга партнёрства” з Еўрапейскім Саюзам.
Для того, чтобы вести речь о правомерности международного вмешательства в сирийский конфликт, необходимо сперва подтвердить факт применения в этой стране химического оружия.
Результаты беларусских спортсменов продолжают расстраивать специалистов и болельщиков, но свет в конце тоннеля мерцает по-прежнему тускло и не для всех.
Наколькі папулярнай у польскім грамадстве была ідэя вяртання усходніх земляў? Якія змены адбыліся ў сістэме адукацыі ў параўнанні з часаму сацыялізму? Што прымусіла мовазнаўцу стаць на час дыпламатам?
Кто спас беларусские независимые профсоюзы от окончательного разгрома? Путем какой страны может пойти беларусский режим? Как можно попытаться уберечь профсоюзных активистов от репрессий?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
Противники режима Лукашенко численно превосходят его сторонников, но первые атомизированы, у них нет централизации и нет общего понимая направления действий.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.