Владимир Мацкевич: Создание широкого политического фронта по-прежнему актуально
12.09.2013 |Место встречи| Глеб Мартынов, Служба информации "ЕвроБеларуси",
Единственной эффективной альтернативой всем бессмысленным политическим инициативам и коалициям в Беларуси по-прежнему остается Национальная платформа гражданского общества.
Такого мнения придерживается глава Рады Международного консорциума "ЕвроБеларусь" Владимир Мацкевич.
Ранее один из лидеров гражданского общества страны уже заявлял, что активной политической осени в Беларуси ожидать не приходится, а участвовать в выборах не имеет смысла. В интервью Службе информации "ЕвроБеларуси" Владимир Мацкевич дал оценку наиболее активно заявляющим сегодня о себе политическим коалициям, кампаниям и маргинальным группам, а также обозначил единственную, по его мнению, реальную перспективу для демократически настроенных общественно-политических сил и всего гражданского общества Беларуси.
О кампании "Народный референдум"
- Вся эта инициатива очень странно освещается в СМИ. Все, что мы знаем про то, как разворачивается эта кампания, мы в основном знаем из уст Дмитриева, человека, который является вторым или третьим лицом одной из структур, которые реализуют эту инициативу. Милинкевич почти ничего не говорит об этом, Некляев почти ничего не говорит, Федута молчит об этом, Губаревич тоже говорит немного. И получается, что вся эта кампания – это навязанная инициатива. Из этого можно сделать вывод, что основные инициаторы "Народного референдума" очень хорошо понимают всю бесперспективность и слабость этой инициативы. Есть только определенная группа людей, которых мотивировал и мобилизовал тот же Дмитриев.
Это аппаратная инициатива, из которой можно извлечь и шерсти клок, но она не является ни стратегической, ни перспективной, ни привлекательной. Ведь никакого "нового большинства" просто нет, а все эти поездки по регионам нескольких человек – это встречи с теми же людьми, с которыми семь-восемь лет назад в регионах встречался и я сам. С этими же, кстати, людьми встречается сегодня и Лебедько во время своих поездок по регионам. Это всего лишь узкий круг региональных активистов, в основном невлиятельных и имеющих отрицательную репутацию в своих регионах. Всерьез к ним никто не относится, потому что знает, что эти люди будут участвовать в любой кампании, которую инициируют сверху и в которой они найдут себе применение. Вот с этими людьми встречаются во время своих поездок инициаторы "Народного референдума". О каком "новом большинстве" они говорят? Это придуманная конструкция, никакого "нового большинства" нет. Как и нет перспектив у всей этой инициативы.
О коалиции "За справедливые выборы"
- Эта коалиция пытается работать с теми же региональными активистами, с которыми общаются и инициаторы "Народного референдума". И никакого принципиального отличия между этими двумя коалициями нет. Обе они действуют в русле электоральных штампов, определенной электоральной парадигмы, которая сегодня уже всеми разумными аналитиками признается неэффективной и неадекватной в нашей стране. Никаких выборов – ни местных, ни президентских – в ближайшее время у нас не предвидится. Они будут назначены, но все знают, что это будут не выборы. И никого уже не увлечь ни самими выборами, а после 2006-го и 2010-го годов никого не увлечь уже и площадью – уличным народным сопротивлением по поводу несправедливых выборов. Последний раз это можно было сделать только в 2006-ом году, в 2010-ом это было уже невозможно, все происходило спонтанно и по инерции. Сейчас ситуация совершенно другая, никто уже не верит, что на наших псевдовыборах можно что-то изменить.
Сегодня, за исключением небольшого количества людей, никто не верит в то, что можно изменить что-то голосованием, и никто не верит в возможность площади. И тогда на что рассчитывают деятели этой коалиции? Они поют старую песню о главном: мы с помощью борьбы за справедливые выборы будем доносить до избирателей и населения правду. Боже мой! Но ведь в нашей ситуации все и так уже знают эту правду! Что вы доносить собираетесь? Вам уже просто никто не поверит, если вы снова будете агитировать за выборы. Так что давайте говорить прямо: людей из этой коалиции устроит маленький политический или экономический гешефт. То есть они хотят остаться на плаву и что-то на этом заработать – небольшой социальный капитальчик или буквальный капитал, денежный.
О маргинальных группировках
- Недавнее совместное заявление Карач, Михалевича и Морозова по поводу ситуации вокруг калийного скандала на самом деле имеет очень малое отношение к задержанному Баумгертнеру. Это была просто попытка обозначиться по острому информационному поводу. Несмотря на всю политическую подоплеку ситуации вокруг "Беларуськалия", аресты и преследования, это все-таки либо вопрос, близкий к внешнеэкономической сфере, либо тема, имеющая криминальный характер. Поэтому просто так выступать с требованием освобождения Баумгертнера серьезные политики не станут. И только маргинальные персоны, пользуясь этим информационным поводом, обозначают свои имена в СМИ. Михалевич, Морозов и Карач как раз оказались в числе этих мелких маргинальных политических деятелей, которые поспешили с обозначением своей позиции по конкретному поводу. Это один аспект.
Второй аспект заключается в том, что эти люди высказались от имени гражданского общества. Интересно, а какое гражданское общество давало им право на высказывания от своего имени? А никакое, потому что они ни у кого не спрашивали. Хотя когда в рамках Национальной платформы гражданского общества мы говорили о легитимных и прозрачных процедурах наделения определенных людей правом выступать от имени гражданского общества, эти же люди, а с ними и другие, как раз и подняли гвалт и шум по поводу того, что этого нельзя делать. Якобы гражданское общество не может никому делегировать прав выступать от своего имени. А вот и может! Если это делается демократически, транспарентно, прозрачно и разумно, под контролем гражданского общества и с ограничением оговоренных полномочий. И мы все эти условия в рамках Национальной платформы гражданского общества выполняли и выполняем. Так что это честная, прозрачная и правильная процедура. И против этого выступают как раз те, кому удобно по какому-то случаю брать на себя в кавычках "право" говорить от имени гражданского общества. Это лживая и очень некрасивая позиция людей, которые держат нос по ветру и просто ловят любую возможность для самопиара. Никаких политических перспектив у таких маргинальных объединений нет, хотя все упомянутые фигуры, безусловно, наделены политическими амбициями.
О Национальной платформе
- Объединение в рамках Национальной платформы и активное участие в жизни гражданского общества – это единственная реальная альтернатива всем иным объединениям. Активное участие в жизни гражданского общества – это единственная форма возможного политического существования. И как раз этот тезис подвергается критике и нападкам со стороны людей, которые либо этого не понимают, либо сознательно с этим борются. Именно отсюда вырастают все вопли и стоны по поводу Национальной платформы. При этом многие, кто критиковали Нацплатформу за политизацию, сами, не будучи первыми лицами в политических партиях, а как раз находясь в третьем секторе, рвутся к участию в политических процессах. Это касается и "Говори правду" и "Руха за свабоду", и Новосяда, не имеющего партии, и Карач, не являющейся лидером политической партии. Но все они рвутся в кандидаты. Именно с их стороны и звучала основная критика в адрес Национальной платформы. Еще одна часть критики звучала изнутри гражданского общества – со стороны робких людей, которые очень боятся репрессий со стороны властей и пытаются как-то с ними дружить, пугаясь политизации.
Надо немножко разбудить свою фантазию и понимать, что для политиков, особенно в странах переходного периода и в странах с авторитарной диктатурой, существуют и другие формы политической деятельности, влияния на население, попытки влияния на политику государства, которые не связаны с электоральными процессами и с участием в выборах. И пока наши лидеры этого не поймут, они будут марионетками в руках режима. А создание широкого политического фронта на базе Национальной платформы по-прежнему актуально.
Я не испытываю иллюзий по поводу быстрого успеха Национальной платформы. Но на сегодняшний день – это пока единственная разумная, рациональная, взвешенная группа, представляющая собой лучшее, что есть в общественно-политической оппозиции Беларуси. Несмотря на все проблемы, трудности и противоречия, которые происходили и происходят вокруг и внутри Национальной платформы.
Руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева подводит итоги общественных слушаний по теме совершенствования правовых условий для деятельности некоммерческих организаций.
В Беларуси не хватает объединения нескольких светлых умов, которые даже наперекор собственным песням, способны реализовать оригинальный медиапроект для серьезного прорыва в информационном поле.
Демократически настроенный носитель коммунистических идей рассказал о своих президентских амбициях, здоровье своего дяди Николая Дементея и ловле рыбы в мутной воде.
Единственной эффективной альтернативой всем бессмысленным политическим инициативам и коалициям в Беларуси по-прежнему остается Национальная платформа гражданского общества.
Заява кіраўніцтва Арменіі пра жаданне ўступіць у Мытны саюз адпавядае спробам Расіі перашкодзіць інтэграцыі краін “Усходняга партнёрства” з Еўрапейскім Саюзам.
Для того, чтобы вести речь о правомерности международного вмешательства в сирийский конфликт, необходимо сперва подтвердить факт применения в этой стране химического оружия.
Результаты беларусских спортсменов продолжают расстраивать специалистов и болельщиков, но свет в конце тоннеля мерцает по-прежнему тускло и не для всех.
Наколькі папулярнай у польскім грамадстве была ідэя вяртання усходніх земляў? Якія змены адбыліся ў сістэме адукацыі ў параўнанні з часаму сацыялізму? Што прымусіла мовазнаўцу стаць на час дыпламатам?
Кто спас беларусские независимые профсоюзы от окончательного разгрома? Путем какой страны может пойти беларусский режим? Как можно попытаться уберечь профсоюзных активистов от репрессий?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
Противники режима Лукашенко численно превосходят его сторонников, но первые атомизированы, у них нет централизации и нет общего понимая направления действий.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.