Юрий Зиссер: Благодаря цензуре растет посещаемость оппозиционных сайтов
07.10.2013 |Место встречи| Глеб Мартынов, Служба информации "ЕвроБеларуси",
Если несогласие с государственной пропагандой считать заболеванием, то интернет-тролли в Байнете загоняют болезнь глубоко внутрь.
На прошлой неделе правозащитная организация Freedom House отнесла Беларусь к группе стран с несвободным интернетом. Как мы уже сообщали, в докладе Freedom House о свободе интернета в 2013 году рассматриваются 60 стран. Из них 29 блокировали или фильтровали в интернете информацию политического и социального характера.
О том, насколько обозначенная проблема актуальна для Беларуси, а также о том, насколько адекватны подобные оценки и рейтинги, в интервью Службе информации "ЕвроБеларуси" рассказал председатель общего собрания участников ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА", владелец УП "Надёжные программы", основатель и совладелец крупнейшего интернет-ресурса Беларуси TUT.BY Юрий Зиссер:
- Проблема свободы слова в Байнете актуальна. Эпизоды блокировки и фильтрации имели место, особенно в 2010-2011 годах, да и после этого продолжались. Об этом писали и говорили многие, я в том числе.
По моему мнению, это были совершенно бессмысленные и неэффективные с точки зрения конечного результата ритуальные акции, единственным видимым результатом которых явилось устрашение мирового сообщества и подрыв репутации нашей страны в мире, в частности, создание негативного фона для решений, принимаемых организаторами чемпионата мира по хоккею-2014.
Справедливости ради нужно отметить, что беларусам сегодня доступна любая информация, в том числе жестко критикующая власть. Многие материалы на беларусских интернет-сайтах содержат резкую критику власти, как по социальным, так и по политическим вопросам, что было бы невозможным в стране, где со свободой интернета все плохо.
Возможно, на позицию Беларуси в рейтинге-2013 сильно повлиял шлейф событий предыдущих лет, а также так называемые "списки ограниченного доступа" и блокировка нескольких сайтов политических организаций во время парламентских выборов, хотя в другие дни доступ к ним был свободным.
- Страной с самым свободным интернетом названа Исландия - у неё 6 "баллов несвободы" из 100 возможных. Далее идут Эстония (9 баллов), Германия (17 баллов) и США (тоже 17 баллов). Беларусь стала единственной европейской страной с самой большой несвободой интернета, получив 67 баллов в этом рейтинге. Кроме неё в списке стран с несвободным интернетом оказались Вьетнам, Бирма, Судан, Куба, Китай, Иран и другие "самобытные страны". Как вы относитесь к такому "соседству"? Приходилось ли вам обсуждать беларусский интернет со своими деловыми партнерами в других странах? Если да, то каковы их оценки и суждения на этот счет?
- Мне постоянно приходится сталкиваться с новостными сайтами в разных странах, поскольку наше программное обеспечение используется порталами в Казахстане и Азербайджане. Кроме того, я регулярно бываю на российских интернет-конференциях. Поэтому я совершенно точно могу утверждать, что наш интернет с точки зрения свободы слова и доступа к информации сегодня несколько свободнее и российского, и казахстанского, и азербайджанского. Зачем далеко ходить, если из набравшего 59 баллов Казахстана не открывается даже сайт организации FreedomHouse с этим рейтингом!
В набравшей 54 балла России регулярно под различными предлогами пытаются фильтровать facebook и другие популярные сайты. Подобного у нас давно не случалось. Между тем в отчете указано, что, оказывается, в Беларуси блокируются социальные медиа и политический контент. Рядовой беларус, который пользуется интернетом не только в государственных учреждениях (где интернет фильтруют по спискам ограниченного доступа согласно Указу №60), очень удивился бы, узнав об этом. Присутствие нескольких политических сайтов в списке ограниченного доступа лишь испортило имидж Беларуси на международной арене. Более того, по данным интернет-счетчиков, после введения фильтрации посещаемость оппозиционных сайтов беларусами повысилась вдвое. Социальные же медиа никогда не состояли в списке ограниченного доступа.
Я потратил час и ответил сам себе на все сто вопросов анкеты FreedomHouse. Мой результат – 35 баллов. Если же не вдаваться в скрупулезные подсчеты и просто считать, что мы чуть лучше России, Азербайджана и Казахстана, то и в этом случае наш балл не превышает 50. Точное число баллов не важно, потому что обе цифры соответствуют одной и той же градации рейтинга – "частично свободный интернет".
Характерно, что в опубликованном на сайте длинном списке авторов и советников, участвовавших в проекте, нет представителей Беларуси, а 67 баллов, поставленные анонимным экспертом, видятся грубой ошибкой составителей рейтинга.
- Любопытно, что среди наиболее часто используемых типов интернет-контроля - кроме блокировки неугодных web-медиа и фильтрации контента - в докладе названы кибератаки на критиков режима, а также использование правительством услуг платных комментаторов (в интернет-обиходе их ещё называют "гебешными троллями"), готовых манипулировать общественным мнением в онлайн-дискуссиях, чтобы дискредитировать оппонентов режима. Присутствие таких комментаторов аналитики обнаружили в 22 странах, включая Китай, Бахрейн, Россию и Беларусь. Приходилось ли вам сталкиваться с комментариями в социальных сетях или на форумах, которые имели признаки "проплаченности", или несли в себе характеристики, указывающие на заказной характер? Можно ли говорить о том, что в Беларуси комментарии на форумах и в социальных сетях несут в себе оттенки определенного общественно-политического противостояния?
- Действительно, "тролли" на форумных дискуссиях наблюдаются. Таких групп в Байнете как минимум три.
Первая – группа беларусов, разговаривающая на форумах лозунгами и идеологическими штампами из государственной пропаганды. Члены этой группы пишут только на политические темы, не желают слушать мнения других пользователей и вступать в диалог с ними, достаточно резко (хоть и в рамках закона) одергивая несогласных.
Вторая группа – аналогичная группа российских граждан, которая моментально включается в дискуссии в соседнем Байнете, как только в беларусских новостных лентах затрагиваются интересы России. По большей части они защищают интересы российских силовиков и, как ни странно, советского оружия, советской армии и тех войн, которые она вела в мирное время, а также осуждают США и Израиль по поводу и без него. Численно российская группа троллей примерно вдвое больше беларусской. Как только им не нравится чье-либо высказывание, они дружно наваливаются всей группой и "опускают" рейтинг такого высказывания.
Наконец, третья группа – сотрудники некоторых негосударственных политических интернет-медиа, договаривающие за свои редакции то, что им неудобно высказать открыто. Оппозиционные тролли критикуют и безнаказанно оскорбляют конкретные политические персоналии, не угодные хозяевам этих медиа, клевещут на них, преследуя их по всему Байнету, включая "чужие" форумы. Причем не имеет значения, относятся преследуемые к власти или оппозиции.
Понятно, что все три группы преследуют политические интересы, полностью или частично противоречащие друг другу.
Тролли на протяжении всего дня присутствуют на форумах, поэтому первые же реплики в обсуждении политических статей принадлежат им. Видя это, рядовые участники форумов пугаются и уходят в социальные сети, где троллей пока немного. Так тролли вытесняют пользователей с беларусских форумов в зарубежные социальные сети, действуя по привычной для нашего государства схеме: "Бей своих, чтоб чужие боялись". Если несогласие с пропагандой считать заболеванием, то тролли загоняют болезнь внутрь.
Видя исход публики с форумов в социальные сети, тролли расширяют свое присутствие там, создавая фиктивных персонажей с вымышленными персональными данными. Однако они не учитывают насыщение интернет-аудитории. Новичков в интернете в последние годы стало совсем мало, а обмануть опытных пользователей трудно. Поскольку участники социальной сети (в отличие от форумов) самостоятельно банят тех, чьи высказывания для них неприемлемы, постепенно (и довольно скоро) троллинг останется видимым только для тех, кто и так согласен с пропагандистскими высказываниями, что сделает работу троллей неэффективной.
Трудно говорить о "проплаченности" троллей, поскольку никто не видел их расчетные листки и не знает мест их работы. Однако из частоты появления и содержания реплик видно, что тролли заняты размещением пропагандистских материалов в интернете по восемь и более часов в день, моментально реагируют на появление новых информационных материалов и работают в команде. Это позволяет предположить, что политическая пропаганда есть основной род их занятий и источник дохода.
Конечно, лучше без троллей. Однако стоит заметить, что ведение публичной дискуссии на форумах идеологическими службами различных политических сил – это все-таки цивилизованный метод политической борьбы на равных, не идущий ни в какое сравнение с закрытием форумов, арестами форумчан и блогеров и другими насильственными действиями.
Руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева подводит итоги общественных слушаний по теме совершенствования правовых условий для деятельности некоммерческих организаций.
В Беларуси не хватает объединения нескольких светлых умов, которые даже наперекор собственным песням, способны реализовать оригинальный медиапроект для серьезного прорыва в информационном поле.
Демократически настроенный носитель коммунистических идей рассказал о своих президентских амбициях, здоровье своего дяди Николая Дементея и ловле рыбы в мутной воде.
Единственной эффективной альтернативой всем бессмысленным политическим инициативам и коалициям в Беларуси по-прежнему остается Национальная платформа гражданского общества.
Заява кіраўніцтва Арменіі пра жаданне ўступіць у Мытны саюз адпавядае спробам Расіі перашкодзіць інтэграцыі краін “Усходняга партнёрства” з Еўрапейскім Саюзам.
Для того, чтобы вести речь о правомерности международного вмешательства в сирийский конфликт, необходимо сперва подтвердить факт применения в этой стране химического оружия.
Результаты беларусских спортсменов продолжают расстраивать специалистов и болельщиков, но свет в конце тоннеля мерцает по-прежнему тускло и не для всех.
Наколькі папулярнай у польскім грамадстве была ідэя вяртання усходніх земляў? Якія змены адбыліся ў сістэме адукацыі ў параўнанні з часаму сацыялізму? Што прымусіла мовазнаўцу стаць на час дыпламатам?
Кто спас беларусские независимые профсоюзы от окончательного разгрома? Путем какой страны может пойти беларусский режим? Как можно попытаться уберечь профсоюзных активистов от репрессий?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
Противники режима Лукашенко численно превосходят его сторонников, но первые атомизированы, у них нет централизации и нет общего понимая направления действий.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.