Китайские студентки отрабатывают улыбку для туристов, закусывая палочки для еды, в рамках правительственной программы КНР. Фото Europics/CEN
В провинциальных вузах КНР, с которыми сотрудничают университеты Беларуси, обучение ведется на местном диалекте. Как быть студентам, которых собрались посылать в Китай на учебу наши власти?
Совет министров Беларуси планирует утвердить целую программу направления на обучение нашей молодежи в вузы Китая, начиная с 2016-2017 учебного года. Соответствующий пункт содержится в президентской директиве № 5 "О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой". Между тем, сегодня наши вузы имеют в Китае партнеров, которые плетутся в хвосте мировых рейтингов, и качество их образования - под большим вопросом. Лишь у БГУИР налажены контакты с Шанхайским университетом, дипломы которого ценятся во всем мире.
Чему и где в КНР будут учить студентов из Беларуси, и принесет ли это стране ценные кадры? Об этом корреспондент Службы информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с экс-главой Сената ЕГУ, профессором Павлом Терешковичем, который детально исследовал тему интернационализации вузов Беларуси.
- Павел Всеволодович, в какие конкретно вузы Китая, по вашему мнению, будут направлять студентов, кроме как в провинцию Ляонин - в Даляньский политех, с которым контактирует БГУ?
- Пока сложно сказать, куда именно их будут направлять. Скорее всего, в те же самые университеты, в которые направляли наших ребят до этого. И это - далеко не самые лучшие университеты Китая.
Если развивать это сотрудничество, то нужно ставить вопрос о налаживании контактов с Пекинским и Шанхайским университетами. В Китае есть десятка полтора вузов действительно очень высокого уровня, с которыми есть смысл развивать сотрудничество.
- Специалистов в каких сферах науки и производства планирует получить Совмин для достижения "глубокой взаимной интеграции" Беларуси и Китая, о которой на днях заявил Лукашенко в Пекине?
- Вот тут мне сказать сложно, потому что, судя по информации, которая есть в открытом доступе, никакие конкретные направления не обозначены.
- В ходе недавнего исследования интернационализации отечественных вузов вы обнаружили факт, что китайцев для учебы в Беларуси вербует Хух-Хотосский институт во Внутренней Монголии. Кто, в свою очередь, будет выступать вербовщиком беларусской молодежи для учебы в Китае?
- У большого количества беларусских университетов с Хух-Хотосским профессиональным институтом заключены договора о сотрудничестве. Так что, возможно, тоже будет такой канал.
Самое главное во всей этой ситуации - следующее: ехать в Китай учиться есть смысл только в том случае, если человек в совершенстве овладел китайским языком. Здесь нужно еще учитывать, что самый известный - мандаринский - диалект, который играет роль официального языка в Китае, далеко не во всех провинциях является языком обучения.
У меня есть знакомые, которые сталкивались с такой ситуацией, что в провинциальных вузах Китая обучение ведется на местном диалекте. И даже те специалисты, которые хорошо изучили китайский язык заранее, были просто к этому не готовы. А ведь если не знаешь языка, то годы обучения будут проведены впустую.
- Кроме местных диалектов китайских провинций, "рекрутам" нужно ведь хорошо знать и английский язык?
- Да. Но Китай не относится к тем странам, которые предлагают большое количество англоязычных программ, вот в чем проблема.
С моей точки зрения, если бы наших студентов отправляли изучать именно китайский язык, то это было бы хорошо. Потому что роль китайского языка в современном мире будет неизбежно возрастать. А изучать что-то другое можно только со знанием китайского языка.
- Не могу не спросить про обратную сторону медали. По вашему мнению, китайские студенты, получив дипломы наших вузов, уезжают на родину полноценными специалистами?
- Нужно разбирать каждый конкретный случай. Есть хорошие китайские студенты. Но лично я в своей педагогической практике сталкивался с теми, кто учился уже на третьем или четвертом курсе, но практически не разговаривал на языке обучения…
Это больная ситуация, и не только для Беларуси, потому что борьба за иностранных студентов идет очень острая. И боязнь потерять иностранного студента, а вместе с ним - определенную добавку к финансированию университета, очень часто заставляет идти на политику двойных стандартов: иностранцев рассматривают как неприхотливых, не очень требовательных клиентов, и в итоге качество полученного ими образования сильно хромает. На это идут, даже несмотря на то, что может пострадать репутация университета. Увы, с такими случаями я сталкивался не только в Беларуси, но и в других странах.
- Аналогичная ситуация светит и нашим студентам в Китае?
- Конечно! Ехать туда без отличного знания китайского языка абсолютно бесполезно.
- Какой процент от общего числа иностранных студентов в наших вузах сейчас составляют китайцы? И по-прежнему ли пальма первенства - у туркменов?
- Студенты из Китая в наших вузах стоят где-то на третьем-четвертом месте. А основной наш поток, наш рынок - как и прежде, Туркменистан. И хорошо, что хоть есть и такой!
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.