"День сурка" вступительной кампании в вузы Беларуси продолжается. Выпускников школ вдвое меньше, чем бюджетных мест на первом курсе, поэтому в институты и университеты берут всех подряд.
Набери 5 баллов из 100 - и добро пожаловать в агрономы!
Недобор на бюджетные места в государственные вузы Беларуси зафиксирован в 11 заведениях, поэтому с 26 по 28 июля там проводится дополнительный набор. Что это за вузы, и какие специальности не пользуются спросом, Министерство образования умалчивает. Названы лишь четыре лидера по нехватке абитуриентов: Витебский государственный технологический университет, Гомельский государственный технический университет, сельскохозяйственная академия в Горках и Могилевский государственный университет.
Так, не нашлось желающих обучаться в вузе Витебска по специальностям "машины и аппараты легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания" (недобор - 23 бюджетных места) и "производство кожи и меха" (9). Непопулярными оказались "производство текстильных материалов" (24), "конструирование и технология швейных изделий" (13), "конструирование и технология изделий из кожи" (12), "метрология, стандартизация и сертификация (легкая промышленность)" (6), "технология машиностроения" (8).
Чтобы заполнить зияющую дыру студентами, руководство вуза собирается снизить "пороговые" баллы для абитуриентов.
В гомельском вузе не пользовались спросом "машины и технология обработки материалов давлением" (13), "машины и технология литейного производства" (14), "проектирование и производство сельскохозяйственной техники" (15), "металлургическое производство и материалообработка" (13), "технологическое оборудование машиностроительного производства" (3).
В Могилевском университете имени Кулешова пустуют бюджетные места на специальностях "физика и информатика" (18) и "белорусский язык и литература" (2).
Сельскохозяйственная академия в Горках готова принять абитуриентов, которые набрали на ЦТ по биологии, химии и языкам хотя бы по 5 баллов (из 100!). Всему виной - нежелание молодежи подаваться в агрономы и учиться разводить скот: на специальностях "агрономия" и "зоотехния" пустует более полусотни мест, пишут naviny.by.
Всего же эти четыре вуза испытывают общий "дефицит" 226 студентов.
О результатах первой волны вступительной кампании мы побеседовали с членом Общественного Болонского комитета, экс-проректором Европейского гуманитарного университета, профессором философии Владимиром Дунаевым.
Демография бросила вызов
- Остались пустовать бюджетные места в 11 вузах Беларуси. О чем это говорит?
- Это, прежде всего, говорит о следующем: несмотря на то, что количество мест на первом курсе в вузах сократилось, оно все равно превышает потенциальное количество абитуриентов. Ведь фактически, если отбросить всякого рода риторику, отсутствуют фильтры. Мы видим, что на некоторые специальности абитуриенты поступают со смехотворными баллами - в частности, на уровне 5 баллов в военные вузы. Поэтому уровень компетентности будущих выпускников у меня вызывает серьезные опасения.
Конечно, кризис среднего образования - очень серьезный фактор, который снижает качество абитуриентов. Но проблема в другом: практически с любым уровнем подготовки абитуриенты сейчас могут поступить в вузы из-за избытка мест на первых курсах. И это продолжается с 2010 года.
Отмечу, что это не является специфической ситуацией для Беларуси, она касается всего европейского высшего образования. Есть демографические проблемы - серьезный вызов для системы высшего образования после того, как она экстенсивно росла в течение двух десятилетий. Естественно, что на фоне того экстенсивного роста числа абитуриентов (фактически неисчерпаемом ресурсе за счет роста, прежде всего, платников) система образования сейчас сталкивается с серьезным демографическим вызовом.
Убогие результаты ЦТ - бумеранг школьной реформы-2008
- Реально выпускников школ стало значительно меньше - в два раза, - чем это было пять лет назад. А количество мест на первом курсе сократилось непропорционально этому, потому что реагирование на сокращение числа абитуриентов в вузах чревато сокращениями преподавателей.
Совершенно понятно, что в этом году на такие сокращения никто не рискнет, ведь впереди президентские выборы. Но ведь и в предыдущие годы на такие социальные ограничения никто не мог рискнуть. Сокращения числа преподавателей неизбежны, но это очень болезненно для системы высшего образования, поэтому и придумываются разные способы купировать ситуацию за счет привлечения иностранных студентов.
В Беларуси наблюдается рост числа иностранных студентов, но он не снимает проблемы. Министр образования говорил о том, что в наших вузах число таких студентов достигло 18 тысяч. Это очень впечатляющий рост, но он, конечно, не компенсирует убыль беларусских студентов.
Как я уже говорил, эта ситуация повторяется из года в год, начиная с 2010 года, когда впервые количество мест на первом курсе стало больше, чем количество выпускников средней школы. Как и в прошлом году, мы видим убогие результаты централизованного тестирования у выпускников обычных школ - по математике, физике и языкам.
С другой стороны, ситуация не изменилась и при сравнении результатов ЦТ и школьных аттестатов: баллы в последних обычно более высокие. То есть, мы видим, что средняя школа находится в критическом состоянии. И это во многом результат школьной реформы 2008 года. Попытки исправить ситуацию, в том числе, за счет восстановления некоторых элементов системы, которая была до 2008 года, идут очень медленно. И это несоразмерно тем потерям, которые демонстрирует система среднего образования.
К счастью, восстанавливают профильное обучение, но для этого потребовалось целых семь лет. И всякого рода паллиативные меры, которые предпринимаются Министерством образования, не способны исправить ситуацию. Нужна радикальная реформа среднего образования. По крайней мере, обстоятельства просто вынудят вернуться к двенадцатилетке.
Безумие системы
- Не возникает ли у вас дежавю по поводу нынешней вступительной кампании? Ведь получается, что она ничем не отличается от провальной предыдущей, и система высшего образования застряла в дурном "дне сурка".
- Она абсолютно такая же, как предыдущая. Причем, каждый раз делается вывод о том, что надо что-то менять. Но эти перемены очень робкие и незначительные. Если число мест на первом курсе сокращается, скажем, на тысячу, то это совершенно никак не влияет на ситуацию, потому что одновременно с этим уменьшается и количество выпускников средней школы.
Нежелание руководства вузов и образовательной сферы радикально вмешиваться в этот процесс и, в то же время, понимание ими невозможности исправить все простыми заклинаниями, порождает состояние безумия системы.
О мотивах и привычках Минобразования
- Почему, по вашему мнению, пресс-служба Министерства образования отказывается озвучивать названия непопулярных вузов и специальностей, а называет только четыре заведения, где недобор исчисляется сотнями?
- Во-первых, потому что у нас вообще нет никакой транспарентности. Министерство образования скрывает статистику и вообще мало о чем сообщает. Обратите внимание, что даже аналитический отчет по системе высшего образования не публикуется в интернете, а существует только для служебного пользования. В то время как в Беларуси на сайте Минстата есть статистика по здравоохранению и ей можно воспользоваться, то статистики по образованию там нет…
Сказать, что есть какие-то мотивы к тому, чтобы не оглашать эту информацию, я не могу. Мне кажется, это просто привычка скрывать информацию от общественности. И она стала какой-то манией в Министерстве образования. Причем, эта ситуация ухудшается из года в год. Несколько лет назад Минобразования было более открытым в этом смысле, чем сейчас. И это на фоне всякого рода разговора о вступлении Беларуси в Болонский процесс.
- Очевидно, что существующее у нас сито абитуриентов давно пора выкинуть и включить новые механизмы отбора. Но без реформы средней школы этого никак не удастся сделать?
- Конечно, нет. Если общий уровень низкий, то мы можем выбирать только лучших из худших. Но задача стоит в том, чтобы серьезным образом повысить качество среднего образования. Тогда результаты будут более обнадеживающими и в высшем образовании. Появится возможность более взыскательно относится к тем, кто поступает в вузы. И не нужно тешить себя иллюзиями, что приедут китайские студенты и спасут нашу систему высшего образования.
Катастрофа еще впереди
- С 26 по 28 июля абитуриенты, которые не прошли на бюджетные места в четырех вышеупомянутых вузах, смогут еще раз попытаться это сделать. Есть ли зерно здравого смысла в организации таких дублей для вчерашних школьных лентяев и бездарей?
- Это попытка создать некую иллюзию отбора. Да, есть конкурс на какие-то престижные специальности, но в целом мы видим, что конкурса-то как такового и нет, абитуриенты поступают с пороговыми значениями по централизованному тестированию, что равносильно полному невежеству! Если это 5 баллов из 100, то, простите, это даже не единица. И в этом смысле всякого рода дополнительные конкурсы - попытка заполнить места по экономическим соображениям, не потерять бюджетные деньги.
А что будет, когда мы разберемся с платными студентами, какой будет недобор тогда в вузах? И мы еще не знаем, что происходит по заочникам. На самом деле, ситуация значительно хуже, чем представляется сейчас, только лишь на основе анализа первой волны поступлений на очное. Посмотрим, как это будет выглядеть по итогам вступительной кампании в целом. Но я не думаю, что она даст повод для оптимизма.
Понятно, что надо браться за реформу сферы образования в целом - и среднего, и высшего. Но пока делаются очень робкие шаги, не меняющие ситуацию. В связи со вступлением в Болонский процесс есть некий вызов, есть Дорожная карта, которая могла бы повлиять на качество высшего образования. Но пока мы ничего не слышали про то, как Министерство образования собирается реализовать свои обязательства по Дорожной карте, помимо заявления, что у нас будет подобие выборов ректоров.
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.