Система академических ценностей в Беларуси очень консервативна, сложно ожидать, что при ней сфера образования подвергнется быстрому и реальному реформированию.
23 марта в Минске прошла конференция "Модернизация системы образования Беларуси: надежды и разочарования". В ее ходе, в частности, были представлены предварительные результаты сделанного в рамках "Рефорума" проекта "Реформирование законодательства в сфере образования Республики Беларусь". В нем было проанализировано действующее беларусское законодательство в сфере образования и разработаны рекомендации по его модернизации.
- Это продолжение работы, которая ведется в направлении реформирования Кодекса об образовании, - рассказал Службе информации "ЕвроБеларуси" эксперт Общественного Болонского комитета, профессор философии Владимир Дунаев. - Мы дополнили рекомендации формулировками, касающимися не только принципиальных вопросов общей части кодекса, но и стратегических направлений реформирования других уровней образования. Ведь без этого реформа высшего образования не будет эффективной.
Рекомендации также касаются принципов формирования образовательной политики, демократизации системы управления, гарантий фундаментальных академических ценностей, в том числе академической свободы, автономии учебных заведений, гарантий общественного участия. Есть также предложения, касающиеся структурной перестройки системы образования, в том числе и высшего, связанного с достройкой системы до той архитектуры, которая существует в рамках Болонского процесса.
- В парламенте проект Кодекса об образовании до принятия лежал не один год. Как считаете, власти готовы вновь перерабатывать очень объемный документ?
- В декабре 2013 года прошли парламентские слушания по Кодексу об образовании. Они были достаточно оптимистическими, потому что в повестку дня были поставлены принципиальные вопросы, в том числе, расширение самостоятельности учебных заведений, элементы их реальной экономической, финансовой, организационной, академической автономии. Это были вопросы, решение которых можно было рассматривать как достаточно перспективный ход. Но, к сожалению, дальше ничего реального не происходило.
В мае 2014 года Министерство образования опубликовало свою редакцию поправок в Кодекс об образовании, которые, к сожалению, были значительно менее продвинутые, вопросы автономии учебных заведений они почти не затрагивали. Этот проект был вынесен на общественное обсуждение, но его итоги так и не озвучены. Сегодня, насколько известно, рождаются новые версии поправок, но они непубличные, их не обсуждают.
- Почему новые варианты поправок не становятся публичными?
- Я думаю, что власти сами понимают, что нынешний кодекс – абсолютно негодный документ, который не решает никаких проблем. Тем не менее, не видно, чтобы делались какие-то серьезные шаги по обсуждению и принятию поправок. Наверное, это и к лучшему, так как принятый законопроект, вероятно, мало бы чем отличался от того, что есть на сегодня. Косметические поправки вряд ли что-то изменят, а для глубоких, радикальных изменений, по всей видимости, сегодня нет условий, прежде всего политических.
- Вы предполагаете, что Европа может сделать жест доброй воли и принять Беларусь в Болонский процесс. Может это и будет шагом, который подтолкнет власти к реформам?
- Пока это моя гипотеза. Наверняка я не знаю, просто сужу по заявлениям, которые делают европейские дипломаты и политики.
Действительно, вроде бы есть желание принять Беларусь в Болонский процесс в качестве жеста, показывающего, что Европа готова идти навстречу. Грустно, что в качестве такой разменной монеты оказывается беларусская система образования. К сожалению, геополитические мотивы сегодня берут вверх над академическими.
Проблема в том, что прием Беларуси в Болонский процесс не гарантирует начала реформ. Механизмов, которые были бы заложены в условия приема, чтобы побуждать Беларусь к реформированию, на сегодня нет.
Мы предлагали дорожную карту в качестве приложения для приема Беларуси, которая была бы разработана беларусскими и европейскими экспертами и носила характер некоторых международных обязательств. Но пока совершенно не очевидно, что подобные обязательства будут каким-то образом сопровождать прием Беларуси.
Сама система soft law (мягкого права) не гарантирует, что исполнение обязательств будет выполнено. Это серьезная проблема для Болонского процесса. Азербайджан, Казахстан, некоторые другие страны достаточно факультативно исполняют решения, которые принимаются даже на уровне саммитов министров образования консенсусом. В этом смысле некоторые говорят, что в рамках европейского пространства высшего образования необходимо, чтобы действовали более строгие нормы, требующие обязательного исполнения.
В отсутствии механизмов контроля или побуждения, прием Беларуси в Болонский процесс будет в большей части символическим актом, нежели гарантией того, что Беларусь действительно станет на путь реформ.
На мой взгляд, есть принципиальный конфликт европейских и беларусских академических ценностей, который лежит в основе образовательной политики, в том числе, многих организационных мероприятий, которые реализуют эту политику. Поэтому, не трансформировав систему ценностей, реальной модернизации образования в Беларуси не будет. Сама эта система ценностей в Беларуси очень консервативна, ожидать, что она подвергнется реформированию, оснований немного.
Наша краіна да цяперашняга часу павінна была выканаць абавязацельствы, якія ўзяла на сябе, далучыўшыся да Балонскага працэсу. Аднак улады не змаглі нават наблізіцца да выканання іх пераважнай часткі.
Незалежныя эксперты па маніторынгу Балонскага працэса бачаць сэнс у працягу Дарожнай карты рэфармавання вышэйшай адукацыі для нашай краіны, але з узмацненнем яе ўмоваў.
Балонскія каштоўнасці ў нашай краіне не спяшаюцца рэалізаваць, а ўсё, што зроблена ў рэфармаванні сістэмы адукацыі, паступова пераўтвараецца ў анахранізм.
Да завяршэння тэрміну імплементацыі Дарожнай карты ў рамках Балонскага працэсу ў Беларусі застаецца паўтара года, але значнага прасоўвання ў гэтым пытанні эксперты не назіраюць.
У межах Тыдня студэнта сябра Грамадскага Балонскага камітэту Уладзімір Дунаеў выступіў з адкрытай лекцыяй і распавёў пра доўгі шлях Беларусі ў Балонскі працэс.
Сегодня высшее образование не приемлет систему ручного управления, подчеркивает европейский эксперт, профессор Ян Садлак, один из участников становления Болоноского процесса.
В Минске проходит представительная конференция «Общественное участие в модернизации высшей школы: роль ГО в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси».
Рэфармаваць сістэму вышэйшай адукацыі Беларусь пакуль што, мякка кажучы, не спяшаецца, а на пасяджэнні маніторынгавай групы па гэтым пытанні ўмудрылася яшчэ і аскандаліцца.
Ціск, запалохванне, рэпрэсіі, закрытасць – гэта пакуль што, на жаль, тыя з’явы, якія адзначаюць эксперты ў сферы рэалізацыі праграмы Балонскага працэсу ў Беларусі.
Заўтра, 27 студзеня, Грамадскі Балонскі камітэт збіраецца прадставіць сваю справаздачу аб маніторынгу ў сферы адукацыі з моманту ўмоўнага прыняцця Беларусі ў Балонскі працэс да канца 2015 года.
Желание власти контролировать процессом назначения руководства учреждений высшего образования препятствует выполнению дорожной карты Болонского процесса.
Общественный Болонский комитет констатирует отсутствие прогресса в имплементации Дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси в части фундаментальных академических ценностей.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.