Пятница 23 августа 2019 года | 17:34
  • бел / рус
  • eng

Победить дедовщину можно только искоренив советские обычаи и традиции

15.10.2017  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог,  
Победить дедовщину можно только искоренив советские обычаи и традиции Фото Сергея Гудилина

Можно ли было жить в СССР и не знать о дедовщине? Она была везде: от детского сада до... ну, куда там можно заглянуть — до Политбюро ЦК КПСС.

Не вникая в общественные дискуссии по самым разным темам, я бы думал, что не знать о дедовщине советский человек не может.

Сейчас я стал опытнее и рассудительнее, теперь я знаю, что многие люди могут многого не знать — даже такого, что кажется известным всем.

В этом ловушка всем известного.

О том, что кажется всем известным или должно быть известно всем, люди очень мало и редко говорят. Особенно, если это неприятное знание.

Оказывается, многие не знали о ГУЛАГе и репрессиях. И это при том, что нет семьи, незатронутой репрессиями, нет семьи, где хоть кто-то не сидел из близких или дальних родственников. Но детям об этом не говорили — они могли рассчитывать только на собственную любознательность.

Это как секс, которого в СССР не было.

Того, о чем неприлично говорить детям, для неповзрослевших детей как бы не существует.

Тот, кто не хочет знать, — не знает.

Незнание того, что всем известно, — это верный признак инфантилизма сознания.

Пусть не 100%, но абсолютное большинство советских мужчин прошли через армию, хотя бы через 3-месячные сборы после вуза. Большинство — все же через срочную службу. Все слышали о дедовщине, о "салагах" и "дедах" или испытали это на собственной шкуре.

Кто-то, вернувшись на "гражданку", пытался руководствоваться приобретенным опытом и вел себя как "дембель". Естественно, со слабыми. Кто-то был травмирован опытом "салаги" и всю жизнь пугался начальства.

Бушующие и беснующиеся "дембеля" в день десантных и пограничных войск — ностальгия по тому краткому времени, когда лузеры-неудачники по жизни были всевластными "дедами".

Из советской армии почти половина отставников выходила "дембельнутыми", т.е. травмированными и закомплексованными.

Но люди везде люди, даже в нечеловеческих условиях. Настоящие мужчины сохраняли человеческое достоинство и пройдя армейскую "школу жизни". Иногда, изредка, даже закаляли характер в этих условиях.

Я знал и видел людей, которые в первые же месяцы службы смогли себя поставить так, что "деды" оставляли их в покое. Чаще всего, это было индивидуальное самостояние.

Приходилось слышать о проявлениях коллективной солидарности, но сам я ни разу не видел, чтобы молодые солдаты объединялись для защиты общих интересов. Потом я пытался смоделировать такую солидарность и понял, что это пресекли бы офицеры — это опасно для армейских порядков.

Иногда молодых брали под защиту землячества. Это было характерно для кавказских землячеств, реже — для среднеазиатских. Совсем редко — для прибалтов, и почти никогда — для славян. Внутри таких землячеств устанавливалась своя дедовщина, защищали своих только от чужих.

Труднее было сохранить человеческое достоинство, честь и благородство при переходе в категорию "дедов" или "дембелей". Видел, как ломались люди, выстоявшие, будучи "салагами", когда получали "права старослужащих" и вседозволенность, поощряемую офицерами.

Я служил в армии в 1974-1976 годах. Сначала — в учебке в Минске, потом — в Закарпатье.

При моем характере, мне было трудно смириться даже с уставным порядком, не говоря уж о беспредельщине сержантов, которые в учебках присутствовали в двух ипостасях: командиров — по уставу и "дедов" — по неписаному обычаю. Мне удалось противиться дедовщине ценой драк, пережив несколько избиений. В части было проще, я был специалистом, у меня была мастерская, где я был сам себе начальником. Поэтому дедовщину я наблюдал больше со стороны, чем испытывал на себе.

Но я еще и любознателен, пытался разобраться, когда это началось.

Опросы-расспросы (этакий метод устной истории) позволяют проследить дедовщину вплоть до 1945 года, до окончания войны. Именно со времени окончания войны известна история дедовщины в том виде, в котором мы ее знаем.

Первыми "дедами" были те, кто воевал, "понюхал пороху", а "салагами" — послевоенный призыв, молодежь, "пороху не нюхавшая". Ветераны войны ждали дембеля, им все было по-барабану, особенно молодые офицеры, которых они ни в грош не ставили.

Но ветераны войны пользовались уважением, их привилегии считались заслуженными, их слушались почти добровольно. К их услугам прибегали офицеры для поддержания дисциплины и наведения порядка. Это было очень удобно офицерам и вошло в привычку, стало обычаем и нормой.

Ветераны постепенно ушли на дембель.

А привычка, обычай и норма остались.

Свято место пусто не бывает, и бывшие "салаги" заняли место "дедов".

Но у них не было заслуг, прав и привилегий ветеранов, они не пользовались уважением новых "салаг".

Все приходилось устанавливать самим с помощью насилия при полном попустительстве офицерского состава.

Офицеров такой порядок полностью устраивал. Потом был придуман миф про уголовное происхождение такого порядка и всей дедовщины. Это похожие явления, не более того.

Потом, на психфаке ЛГУ я познакомился с этологией людей и приматов, прочел "Повелителя мух" Голдинга — психологическая и бихевиоральная природа дедовщины стала понятнее. Но психология не заменяет истории.

Я ничего не выяснил про существование дедовщины во время войны. Ничего не известно про довоенную Красную армию в отношении дедовщины.

Во время войны дедовщина была бы смертельно опасной для всех, поэтому готов допустить, что ее и не было.

Самоубийства, как и убийства и издевательства — прямое следствие дедовщины и подобных ей групповых и общественных отношений.

Приходится удивляться не им как таковым, а их относительной редкости.

Видимо, в беларусской армии дела обстоят все же чуть лучше, чем в советской.

Но победить дедовщину можно только искоренив советские обычаи и традиции в офицерской среде.

Нужна десоветизация армии.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думать Беларусь"!

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Смотрите также:

Другие новости раздела «Общество»

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Ад учорашняга дня Улад Вялічка сыйшоў з пасады генеральнага дырэктара Міжнароднага кансорцыума "ЕўраБеларусь", але шэрагаў сябраў арганізацыі ён не пакідае.
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Образование в Беларуси не меняется, потому что государство заинтересовано в дешевой и в меру грамотной рабочей силе.
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
11 марта 1882 года в Сорбонне Эрнест Ренан прочел свою знаменитую лекцию "Что такое нация".
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.
Культурная политика как фактор развития (Фото)
Культурная политика как фактор развития (Фото)
В Беларуси есть цензура и не соблюдаются авторские права, а Кодекс о культуре направлен прежде всего на ее контроль, а не на развитие.
Татьяна Водолажская: Беларусам не свойственно рефлексировать свои эмоции и рассказывать о них
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Три десятка лет истории проведения "Чернобыльского шляха", приуроченного к годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, делают его культурным достоянием Беларуси.
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
"Повестка 50": история одной кампании

Общественная кампания по реализации принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью подводит итоги и намечает новые горизонты.

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)

Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

Улад Вялічка — пра ўдзел Беларусі ва Усходнім партнёрстве: трэба больш жадаць і намагацца большага

10 год удзелу Беларусі ва Усходнім партнёрстве. Што гэта дало нашай краіне? Як складваліся адносіны з ЕС? Якімі магчымасцямі Беларусь да гэтага часу не скарысталася? Чаго чакаць надалей?

Перспективы политического протеста в России: эскизный набросок

Нельзя понять анатомию человека, основываясь исключительно на анатомии обезьяны. Человек продвинулся в своей эволюции куда дальше.