BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Коммунизм и коммуналка

30.11.2016 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Коммунизм и коммуналка
Коммунизм извращает социальные и человеческие отношения.

Самой чувствительной субстанцией к этим извращениям является язык. В языке исчезают уровни, статусы, репрезентативность, смыслы уходят безвозвратно.

Не имея представленности в языке, человеческие и социальные отношения смешиваются в одну отвратительную массу — в коммунал.

Ну, метафорически, это как мухи, пропущенные через мясорубку вместе с мясом и выглядящие как фарш. Или как ложка дегтя, растворенная в бочке меда, или кровь с молоком, а молоко с кровью.

Страдают от этого как человеческие отношения, так и социальные.

До коммунизма это тоже было, это называлось кумовством, симонией, коррупцией, блатом. Хотя блат кажется чисто советским явлением, но не зря же еще Грибоедов употреблял в своей пьесе выражение: "Ну, как не порадеть родному человечку!", вкладывая его в уста чиновника.

Но в докоммунистичские времена смешение человеческих (личных) отношений и социальных (официальных, должностных, позиционных) хотя бы считалось злом.

Вот приходит на научную конференцию юная студентка и заявляет: "Я здесь представляю Беларусский государственный университет!" А кто ее уполномочил представлять БГУ? С какой стати она тут его представляет? Да кто там будет спрашивать ее полномочия! Это ведь совершенно не важно.

Появляется молодой человек на совещании и говорит: "Я представляю "третий сектор" — гражданское общество!"

Что, весь сектор? Все общество? Кто ж это ему поручил?

Плевать, парень так себя определил и так о себе думает, время от времени бросая тезисы о том, что и как думает гражданское общество.

Или какая-нибудь международная организация пригласила несколько человек из Жабинки, Дрибина и Бешенковичей на совой тренинг в Брюссель. И они там представляют Беларусь.

Вот и Владимир Соловьев выступил перед полупустым залом, послушал ласковое приглашение взять чемодан, добежать до вокзала и свалить в России и решил, что он пообщался с Беларусью.

Отдельный человек (физическое лицо) не отделяет себя от социального субъекта или агента (юридического лица).

Скажем, некий член НГО учился в одном классе с парнем, который сделал маленькую карьеру и работает теперь столоначальником в министерстве. И этот член может с ним по старой дружбе общаться. Вся его НГО-шка на этом основании уверена, что у нее налажены связи с государством. Как будто бы человек, на каком бы посту он не работал, представляет собой государство.

Это вводит в заблуждение иностранных дипломатов и политиков. Они приедут, поговорят с министром, председателем исполкома какого-то приграничного района или даже целой области, он им пообещает "бочку арестантов" и всяческий режим благоприятствования. Они развесят уши и думают, что договорились с беларусским государством — а как же, они же с официальным лицом разговаривали!

Да нет, наш чиновник с ними просто по-человечески вежливо поговорил и чисто по-человечески с ними согласен. Но прав и полномочия начальство ему никакого не давало.

В результате дипломаты едут к себе в буржуйскую заграницу, будучи уверенными, что они обо всем договорились, и остаются шокированы тем, что в Беларуси никто договоренность исполнять и не собирался.

И, казалось бы, мы давно знаем о существовании юридических и физических лиц, и в деловых отношениях это уже никогда не спутаем. Но за пределами деловых отношений ведем себя как последние совки, считаем хорошие отношения между людьми социальными связями и отношениями. Или, наоборот, виним в плохих социальных связях или их отсутствии хороших и плохих людей, занимающих те или иные должности.

В коммунизме, вместо социальных отношений, сложных, полных прав, обязанностей, полномочий, запретов и т.д., устанавливаются коммуниальные отношения между отдельными людьми.

Поэтому мы можем воспользоваться своими законными и конституционными правами не потому, что эти права у нас просто есть, а только потому, что у нас есть блат или свой человек в структурах.

Коммунизм — это отрицание социализма.

Социализм построен на сложных социальных связях и отношениях.

Коммунизм — на блате, знакомствах, "связях", на откатах и на принципе: "Ты мне, я тебе".

С этим пора бы кончать. Но сначала нужно избавиться от коммунизма в мозгах.

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Смотрите также:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео