BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Декоммунизация сознания

12.11.2016 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Декоммунизация сознания
Коммунистические лозунги, принципы, заповеди, установки у многих уже стерлись в памяти. Попроси их назвать — мало кто вспомнит.

В ответ на мое предложение объявить 2017 год Годом антикоммунизма посыпалось много возражений.

Кое-кто говорит, что реализация подкачала, а идея-то хорошая. Но в чем идея — не говорит.

Коммунизм как зараза, как мания выползает из подсознания, когда человек и не думает о нем.

Но вот в одном комментарии вспомнили хотя бы один принцип коммунизма: "От каждого по способностям, каждому по труду!"

Запятая в этом предложении разделяет принцип на две части:

  1. Требование чего-то по способностям;
  2. Оплата чего-то кому-то по труду.

Начну со второго — оно попроще

Равная оплата за равный труд!

Какой "хороший" принцип! Кто ж станет возражать? Даже я не стал бы возражать против абстрактного принципа.

Если бы не конкретность! Если бы не марксовский ВАК — восхождение от абстрактного к конкретному.

Несколько примеров.

Две бабушки пекут и продают пирожки на базаре. У одной пирожки очень вкусные, а у другой — так себе. К одной — очередь, другую — обходят стороной. Обе продают пирожки по одной цене. Первая продает 100 пирожков в день, вторая — 10-15.

Кто сколько зарабатывает? Рынок обеспечивает им заработок не по трудовой стоимости, а по меновой, кто сколько пирожков сможет поменять на деньги, столько и получит.

Но это — рынок.

А при социализме бабушек берут в заводскую столовую. Каждой спускают план выпечки по 100 пирожков. А на продажу выкладывают в общую кучу. И вы не сможете выбрать вкусный пирожок — тут как повезет. Но это ваши проблемы.

А у бабушек — свои. Им платят по труду — одинаково за каждый испеченный пирожок. Первая бабушка понимает, что от стараний ее ничего не зависит, перестает стараться и тоже печет пирожки абы как. Вкусные пирожки исчезают с прилавка насовсем.

Теперь вам и выбирать не надо — ешьте, что дают!

Так к чему приводит этот принцип?

Есть, конечно, иллюзия, что вторую бабушку можно обучить искусству первой и все пирожки станут вкусными! Хрущевский и брежневский коммунизм основан на этой иллюзии. Но ни вкусных пирожков, ни качественных конкурентоспособных товаров в развитом социализме так и не дождались.

Но проще перестать платить по труду, по трудовой стоимости, а платить по меновой. Она куда справедливее.

Но для этого надо расстаться с коммунистической иллюзией и доверием к "красоте" принципов.

Теперь уже без подробностей можете рассмотреть другие примеры:

  • два режиссера: один делает гениальное кино, а другой — абы что, затрачивая одинаковый труд;
  • два студента: один — знающий, другой — нет, но требующий хорошей оценки на основании того, что "он учил", т.е. затратил труд и хочет "получать по труду".

Ну и т.д.

А теперь о способностях, которые "от каждого".

Вдумайтесь в эту фразу: "От каждого по способностям"! Это же требование!

Кто-то от кого-то требует чего-то по способностям.

Кто это и чего он требует?

Чего требует, понять не сложно из сказанного выше: требует труда.

Понимаете? Требует труда! Это принуждение. А если я не хочу?

Тогда срабатывает другой принцип: "Кто не работает, тот не ест".

А если у меня наследство? Или я клад нашел? Или уже заработал на вкусных пирожках и гениальном кино на всю оставшуюся жизнь и решил не трудиться?

Вот, чтобы потребовать от каждого труда по способностям, нужно отобрать у того, от кого требуют "по способностям", то, что он имеет. Экспроприировать — на коммунистическом языке.

Кто не трудится, тот тунеядец. Трудиться нужно заставлять. Вот, что заложено в этом принципе "от каждого по способностям".

Ну и осталось выяснить, КТО это, кто может от каждого потребовать "по способностям"?

Самый простой ответ: государство! Но государство — это бездушная бюрократия, функционирующая по правилам. Как эта машина может знать, у кого какие способности?

Функцию определения и измерения способностей берут на себя некоторые люди, которые начинают требовать "по способностям" ОТ КАЖДОГО!

От КАЖДОГО, сами переставая быть КАЖДЫМ, а становясь ОСОБЕННЫМ, исключительным.

Те, кто наделяются правом требовать чего-то от КАЖДОГО, освобождаются от требований того же самого по отношению к себе.

Требование "чего-то" от каждого делает тех, кто требуют, неравными тем, от кого требуют.

Принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" вступает в противоречие с принципом равенства и ведет к неравенству автоматически.

Но коммунисты лицемерно проповедуют оба противоречащих друг другу принципа.

Если думать только абстрактно, то и пусть себе. А при практической реализации этих принципов вместе получается то, что Дж .Оруэлл описал в "Скотном дворе": "Все животные равны, но некоторые равнее, чем другие".

Оруэлл Оруэллом, а вся практика в СССР это доказала. Номенклатура и партаппарат стали "равнее" всех и каждого и требовали от каждого того, что им было нужно, выравнивая каждого с каждым посредством перманентной экспроприации всего заработанного принудительным трудом.

Принцип "оплаты по труду" вместе с требованием "от каждого по способностям" ведет к нивелированию способностей.

Способности есть собственность каждого индивидуально, и их никто ни от кого не может потребовать. А вот оплата не по рыночной или меновой стоимости, а по трудозатратам возможна только при полной стандартизации результатов труда (чтобы все пирожки были одинаково вкусными — средневкусными, а все кино одинаковыми по художественным достоинствам).

Но если результаты труда стандартны и одинаковы, кому нужны способности и особые умения или таланты?

Никому. Поэтому в СССР и современной Беларуси никому не нужны таланты, способности, люди, делающие нечто лучше других.

Я разобрал только один принцип, который звучит "красиво", но при вдумчивом анализе оказывается, что он лжив и порочен.

Ведет к принудительному труду, несвободе, неравенству, деградации личности и индивидуальности.

P.S. Все это уже неоднократно проанализировано и описано без меня. Но все равно, находятся люди, полагающие, что это Сталин — тиран, Хрущев — самодур, Брежнев — серость, а идея и принципы коммунизма хорошие!

Я бы и не занимался этим, если бы не эти наивные и упартые адепты коммунизма. Бессознательные адепты.

Собственно, живучесть коммунистических идей и держится на бессознательности, лени и безразличии.

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Смотрите также:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео