BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Владимир Мацкевич: Активная десоветизация сегодня актуальна как никогда

07.11.2016
Владимир Мацкевич: Активная десоветизация сегодня актуальна как никогда
Сохранение советской идеологии, отсутствие последовательной и сознательной десоветизации превратило Беларусь в арьергардную страну.

Режим держится не на одном Лукашенко, а на десятках тысяч людей, составляющих госаппарат и властную вертикаль снизу доверху. Но это не большинство населения, а сравнительно небольшая группа людей, которая держит в застывшем состоянии всю страну. Беларусью руководят люди, которые тянут страну назад, в прошлое.

7 ноября Беларусь отмечает государственный праздник — День Октябрьской революции. Почему Беларусь до сих пор пребывает в плену советских мифов и идеологии?

На вопросы Службы информации "ЕвроБеларуси" ответил философ и методолог Владимир Мацкевич.

— Из всех постсоветских стран только Беларусь и Кыргызстан празднуют 7 ноября. Почему так произошло, что одна из наиболее развитых по советским меркам республик СССР дольше всех не может вырваться из плена советского прошлого?

— 1960-е годы дали очень высокий подъем жизненного уровня для большей части беларусского населения. Рост был связан не столько с подъемом экономики, сколько с возможностью значительной части сельского населения начать переселение в города. Тогда заработки на селе были значительно выше, чем в городе; остававшиеся в деревне получали больше, чем переселенцы в города, правда, они теряли в качестве жизни, связанном с удобствами, услугами, товарами. Но одно другое компенсировало.

Разрушение городского образа жизни, начавшееся еще в 1920-1930-е годы, привело к вымыванию коренного городского населения и замещению его выходцами из села. Этот процесс и привел к тому, что беларусы в большинстве своем чувствовали и знали, что советская власть им много дала. Беларусь была образцовым советским регионом и считалась достаточно развитой по советским меркам.

Сегодня Беларусь никак не назовешь развитой страной, несмотря на то, что страна удерживает уровень жизни, приближающийся к среднему, даже по сравнению с целым рядом новых членов Евросоюза: с Балканскими странами, отчасти — со странами Балтии. Но по уровню социального, культурного, научно-технического развития мы представляем собой отсталую страну. Удерживать средний уровень жизни при быстро меняющейся ситуации в мире долго не удастся: либо мы успеваем двигаться вместе с мировыми процессами, либо мы рискуем откатиться далеко назад.

Именно сохранение советской идеологии, отсутствие сознательной десоветизации ведет к тому, что Беларусь является арьергардной страной, даже не догоняющей, а стремительно отстающей от современных процессов. И только сохранение старых критериев, способов оценки, позволяет руководству государства думать, что мы все еще находимся на достойном уровне. Последнее выступление Лукашенко, построенное на архаичных ценностях и представлениях об истории и современном состоянии мирового сообщества, показывает, что иллюзия благополучия, характерная для наших идеологов и верхушки беларусского режима, является очень опасной для страны: мы теряем темпы развития, мы теряем чувствительность к изменениям и представляем собой осколок древнего мира. Мы застряли в своем сознании на уровне первой половины двадцатого века.

— Значит, отчасти проблема заключается в том, что Лукашенко не сумел вырваться за рамки советского прошлого?

— Лукашенко в своем развитии застрял в первой половине 20-го века. Во всяком случае, в довоенном периоде, потому что уже после Второй мировой войны мыслить так, как сегодня мыслит Лукашенко, невозможно.

Если бы дело касалось персонально Лукашенко, то и проблемы не было бы: его маниакальное цепляние за власть привело бы к тому, что он пытался бы соответствовать представлениям, мыслям большинства населения. Но проблема в том, что в Беларуси не только Лукашенко так думает. Точно так думают и учителя, которые готовят новое поколение, и преподаватели вузов, которые совершенно не знают современного менеджмента, управления, финансов. И продолжают преподавать переименованные идеологизированные дисциплины: научный коммунизм под видом политологии, архаичную политэкономию под видом экономики. А юристов заставляют заучивать законы, не давая им теоретической подготовки для осмысления законов. Юристы, подготовленные беларусской высшей школой, склонны считать справедливыми законы совершенно неправового характера.

— Даже ЛДП выступила за отмену государственного праздника 7 ноября, назвав эту дату "праздником коммунистов" и днем скорби для всех остальных. Придет ли такое же понимание к беларусскому руководству?

— Томас Кун, исследователь научной революции начала 20-го века, когда ньютоновская картина мира заменялась на более современную, выдвинул тезис: носителей старой парадигмы переучить невозможно. Новая парадигма входит в жизнь, в школу, в образование только после того, как физически вымрут носители старой парадигмы. Поэтому рассчитывать на то, что к сегодняшнему руководству придут новые идеи, что оно "все осознает" и поймет, не приходится. В стране должна быть нормальная политическая жизнь, чтобы носители архаичных дремучих коммунистических взглядов просто-напросто ушли из власти. Они никуда не денутся: часть населения все равно будет придерживаться коммунистических взглядов, но пусть это будет часть населения, с которой можно спорить и дискутировать. Но нельзя, чтобы в наше время страной, которая все еще сохраняет потенциал, руководили люди с дремучими отсталыми представлениями. Пускай участвуют в политической борьбе, отстаивают права наиболее незащищенных слоев населения — в этом могла бы состоять их позитивная роль. Но им нельзя доверять руководство страной. А Беларусью руководят люди, которые тянут страну назад, в прошлое.

— Историк Олег Латышонок сказал, что декоммунизация должна начаться именно с демонтажа памятников вождю мирового пролетариата. В жизни происходит все наоборот: администрация МТЗ вернула памятник Ленину, улицы беларусских городов и сел носят имена врагов беларусского народа. Пока символы ушедшего прошлого остаются с нами, надеяться на перемены не приходится?

— Символы монументальной пропаганды (памятники, названия улиц) — всего лишь симптом. Действительно, нужно убирать памятники, переименовывать улицы, но сегодня они напрямую не влияют на сознание населения. Они свидетельствуют о том, что мы живем в стране, в которой ничего не собираются менять, живем при режиме, который консервирует нынешнюю ситуацию. Начинать надо с образования, со СМИ, потому что именно там происходят основные изменения. А снос памятников и переименование улиц — проявления изменений, происходящих в сознании.

Пока письмо десятка ветеранов воспринимается как голос народа, в то время как мнение сотен тысяч людей игнорируется в политическом процессе, до тех пор создается иллюзия, что все беларусское общество находится в архаическом состоянии. Это далеко не так. Нам просто не хватает силы воли, активности, чтобы проявлять свое мнение в общественной жизни и модернизировать, осовременивать жизнь. Сегодня вся активность задушена, а в случае общественного перегрева она выпускается через эмиграцию: кто не находит применения своей активности, имеет возможность просто уехать из страны. Уезжают наиболее активные, думающие люди, которые стремятся к современной жизни, не находя применения внутри страны. А внутри страны трибуна предоставляется архаичным силам, их мнение выдается за мнение народа.

Посмотрите, что делает беларусское телевидение. Оно создает видимость плюрализма, тщательно подбирая участников передач и ток-шоу таким образом, чтобы отсталые дремучие представления выглядели как мнение большинства. Они таковым не являются, но таким образом создается информационный фон, проявляющийся потом и в социологических опросах, которые должны показывать реальное состояние общества. Но надо понимать, что СМИ в недемократических странах не отражают общественные настроения, а формируют их. Поэтому люди, даже несогласные с политикой режима, отвечая на вопросы социологов, говорят то, что слышат по телевидению.

— Значит, у нас остался единственный выход — ждать естественного ухода носителей советской идеологии?

— Нет, это не выход. Нельзя рассчитывать, что представители действующего режима переменят свои взгляды. Но проблема состоит в том, что именно они формируют кадровый состав учителей в школах, в вузах, которые готовят новое поколение, молодых людей, которые по своим взглядам являются такими же дремучими динозаврами, как и руководители страны. Поэтому вопрос естественного вымирания старых представлений возможен был бы в том случае, если бы не было их воспроизводства.

Когда еще в 1994 году я говорил, что Беларуси крайне нужна программа оздоровления страны, первым пунктом которой является десоветизация, надо мной смеялись. Очень многие говорили: зачем нужна десоветизация, если скоро старое поколение выйдет на пенсию, отойдет от дел, вымрет в конце концов, и придут новые люди. Но приходят новые люди со старыми взглядами: их так научили в школе, так воспитали. Естественного вымирания не произойдет, если мы не будем активно противостоять старым идеям. Активная десоветизация сегодня актуальна как никогда. Без нашей активности, без серьезной работы ничего не произойдет. Разве что кризис и быстрая деградация экономики и общественной жизни просто приведут к социальному взрыву.

Но даже если социальный взрыв произойдет и повлечет за собой коренные перемены, мы можем оказаться в той же ситуации, что и Беларусь в 1991 году: страна получила независимость, а взять власть сторонники независимости оказались просто не в силах. Не только сил не хватало, но и смелости, напористости. То же самое может произойти и теперь: рухнет в силу неких внешних причин режим, а кто придет на смену? Придется сохранить существующий чиновничий аппарат, те же принципы управления экономикой, социальной жизнью, образованием. И если вдруг наверху политического процесса окажутся такие же наивные политики, как в 1991-1996 годах, старый государственный аппарат навяжет новым лидерам свои формы работы, взгляды, ценности. Режим держится не на Лукашенко, а на десятках тысяч людей, составляющих госаппарат. Но это не большинство населения, это сравнительно небольшая группа людей, которая держит в застывшем состоянии всю страну.

Смотрите также:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео