Добившийся перемирия во время саммита НАТО, официальный Киев обеспечил себе более решительную поддержку Североатлантического альянса.
5 сентября в Минске достигнуто соглашение о прекращении огня в Украине. Но только за первые сутки перемирия боевики 10 раз нарушали режим прекращения огня. Таких «случайностей» в политике не бывает.
Кому и зачем понадобилось перемирие, если его соблюдает только официальный Киев? Не является ли перемирие демонстрацией слабости Украины? А что наступит дальше – после перемирия? Почему Лукашенко снимает сливки со статуса «миротворца» и сравнивает себя со Сталиным, а не с Путиным?
На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» отвечает глава Рады Международного консорциума "ЕвроБеларусь" Владимир Мацкевич.
- Не успели обсохнуть чернила на соглашении о перемирии, как уже на следующий день боевики неоднократно нарушили перемирие, а вечером российские войска из «Градов» обстреляли окрестности Мариуполя. В каких целях боевики используют перемирие?
- Инициатива по достижению перемирия исходила от украинской стороны, от президента Порошенко, и реализация инициативы, даже на неполные сутки, является дипломатической победой. Накануне саммита НАТО в Уэльсе Порошенко обеспечил себе единство, с которым участники саммита НАТО поддержали Украину и согласились на более решительную поддержку.
Россия же продолжает играть ставшую уже явной свою шулерскую игру, делая вид, что не Россия воюет на востоке Украины, а сепаратисты, украинские боевики, которые якобы не подчиняются решениям Москвы и Путина.
Всем очевидно, что это ложь: достаточно Путина дать указание о прекращении огня и полном выводе российских войск с территории Украины – война тут же прекратится. Поэтому перемирие используется для демонстрации неподчинения боевиков Путину, что они нарушают перемирие и открывают огонь по украинским войскам и населенным пунктам, чтобы показать: Кремль и боевики – абсолютно разные силы, которые якобы не зависят друг от друга.
Несмотря на такую жестокую наивность (ведение огня обходится большими человеческими жертвами), наигранную ситуацию неподчинения боевиков, ни Украина, ни международное сообщество – никто не воспринимает боевиков «ДНР» и «ЛНР» как сторону переговоров. С ними если и ведут разговор, то только об освобождении заложников и обмене военнопленными.
- Итоговый протокол минской встречи, подписанный 5 сентября, обнародован только на третьи сутки. Один из пунктов соглашения предписывает «вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины». Но мы наблюдаем совершенно противоположную картину – российская бронетехника продвигается вглубь Украины, а боевики обстреливают не только позиции украинских войск, но и населенные пункты. Какой план реализуют кремлевские стратеги?
- Все течение войны, начиная с февраля, доказывает мой тезис, озвученный еще в начале года. Главная цель Кремля – дестабилизация ситуации, ослабление государственности Украины, моральное давление на население – превращение Украины в очень слабое государство. Сильная Украина для правящей клики в Москве – смерти подобна. Любые успехи Украины показывают неэффективность, порочность внутренней политики России и ее внешнеполитической доктрины.
Не имея сил и ресурсов не только захватить так называемую «Новороссию», но даже удерживать несколько районов Донецкой и Луганской областей, которые контролируются боевиками, Россия, тем не менее, продолжает эскалацию конфликта, чтобы расшатать и дестабилизировать украинское государство. Кремль делает это и будет продолжать делать, тем более, что больших ресурсов это не требует. А вот восстановление разрушенных заводов, фабрик, городов и деревень, инфраструктуры – все ложится на плечи Украины.
Есть и еще одно объяснение действиям Кремля. Пусть не победоносная, но затяжная война оттягивает внутренний кризис в России. Почти целый год путинскому режиму, благодаря войне с Украиной, удается избегать обсуждения внутрироссийских проблем.
- Отдельные эксперты сравнивают перемирие с капитуляцией Украины…
- Совершенно не так. Достаточно кратковременное перемирие является дипломатическим успехом Украины и вовсе не означает окончания войны. Перемирие – еще не окончание войны. Иначе никаких разговоров об оказании военной помощи НАТО воюющей Украине просто не велось бы.
Перемирие необходимо, учитывая огромные людские потери, которые несут украинские войска, мирное население, в конце концов - боевики и российские войска. Любая человеческая жизнь бесценна. Следовательно, чем меньше огня, тем меньше человеческих жертв.
Мы наблюдаем дискредитацию Порошенко, принижение успехов Украины, возбуждаются панические настроения – все эти действия инспирированы отчасти в рамках информационной войны против Украины, отчасти – не недомыслию. Можно понять, что даже многих украинцев не радуют редкие успехи в проведении АТО. У всех есть желание закончить войну как можно скорее и с наименьшими потерями, а затягивание войны работает против Порошенко, против украинской власти.
- Североатлантический альянс, как военный блок, отказался оказывать Украине военную помощь. Однако достигнута договоренность, что пять стран: США, Франция, Италия, Польша и Норвегия – будут поставлять Украине сверхточное вооружение. Как повлияет саммит НАТО на российско-украинскую войну?
- Непоследовательная политика ЕС и США в отношении российско-украинской войны уже перешла в нездоровую стадию. С одной стороны, и ЕС, и НАТО, и США крайне опасаются, что локальный конфликт перерастет в региональный, а затем, не исключено, и в третью мировую войну. Однако терпимость к российской агрессии только затягивает конфликт.
Нерешительность и половинчатость действий Запада имеет еще одно объяснение – международное право относительно подобных конфликтов. И с Россией, и с Украиной НАТО имеет соответствующие соглашения, которые не предусматривают оказание помощи воюющим сторонам. Если бы страна НАТО подверглась агрессии третьей страны, Россия в этом случае не могла бы поставлять туда оружия. НАТО связано обязательствами, поэтому всячески стимулирует не объявлять реальную войну.
Но даже в режиме ведения антитеррористической операции (АТО) поставки вооружений затруднены. Политики и дипломаты не могут найти юридически оправданных оснований для оказания помощи Украине.
Военная наглость России не позволяет разорвать соглашение с Россией, что могло бы привести к региональной, а затем – и к третьей мировой войне.
Однако имея желание помочь Украине, страны НАТО предпринимают определенные действия. На саммите НАТО Украина договорилась с рядом стран блока о поставке несмертельных вооружений: амуниции, бронежилетов, оптики. Для Украины в нынешних условиях это большое подспорье.
Все больше и больше нарушений со стороны России ведет к тому, что страны НАТО могут чуть-чуть усиливать помощь Украине. На данном этапе не идет речи о том, чтобы усилить реальную военную помощь, однако помощь усиливается.
Но затяжная, вязкая война позволяет Украине модернизировать украинскую армию, чтобы в будущем восточный сосед с такой легкостью не мог нарушить ее территориальное пространство. Однако модернизация армии упирается в отсутствие реформ: без реформы политической системы, без искоренения коррупции, истязавшей страну последние 20 лет, модернизация армии невозможна.
Можно удивляться только мудрости политики, которую ведет украинский президент в существующих условиях.
- Лукашенко использовал минские переговоры как рекламную кампанию. Официальная пропаганда цитирует Кучму и Порошенко, которые благодарят Лукашенко за оказанную помощь в организации переговоров, а сам беларусский руководитель дает интервью телекомпании «Россия 1», в котором выступает в роли главного миротворца. Какие дивиденды принесет Лукашенко такая роль внутри Беларуси и на международной арене?
- Режим в пропагандистской кампании беззастенчиво эксплуатирует сложившуюся ситуацию – использование Минска для проведения переговоров как на высшем уровне, так и в рамках контактной группы ОБСЕ по Украине. Конечно же, в пропагандистской кампании расчет делается на внутреннюю политику. В преддверии президентской кампании 2015 года Лукашенко наращивает авторитет, набирает очки.
Иное дело – на международной арене. Нельзя сказать, что на международной арене имидж Лукашенко претерпел серьезные изменения. Лукашенко не является ни инициатором, ни посредником, ни тем более участником переговоров. Хотя политические реверансы, которыми сопровождаются подобные события, звучат и со стороны Украины, и со стороны Европы. Однако и политики, и дипломаты знают цену подобным реверансам. А вот наивные потребители беларусской пропаганды не знают цену подобной похвале, все воспринимают за чистую монету, чем беззастенчиво и пользуется беларусский режим.
Международные последствия Беларусь уже испытывает и будет испытывать в будущем. Но изменение отношения к Беларуси является косвенным – не более чем изменение отношения международного сообщества к Ирану. Когда на международную арену выходит еще больший диктатор, еще большая угроза – меньшая угроза уходит в тень. Но с появлением еще большего диктатора – Путина, беларусское зло не становится меньшим, оно просто уходит в тень большего зла.
- Примечательна одна фраза, брошенная Лукашенко журналисту: «А что касается последнего диктатора Европы, так я журналистам часто говорю, радуйтесь, что последний. Уже не будет его, раз последний. Сталин ушел давно, другие поуходили, а я вот последним ухожу... В вашу историю, в вашу жизнь это войдет как отдельная страница». Лукашенко считает, что достиг славы Сталина и других диктаторов 20 века?
- Тезис, содержащийся в вопросе, подтверждает мою мысль, что Лукашенко уходит в тень еще большего зла. Именно поэтому ему приходится подхватывать ранее неприятный тезис про «последнего диктатора Европы» - сейчас ему это, наверное, в чем-то даже льстит. Сталин – архитипический злодей, с которым себя сравнивают все диктаторы мира.
Мягкое отношение к диктаторскому режиму в Беларуси объясняется тем, что он никогда не нес угрозы третьим странам; это внутренний диктаторский режим. С этим международное сообщество мирится гораздо легче, чем с появлением Путина, который развязал войну против третьих стран.
Путин обошел по степени брутальности, зла Лукашенко, который оказался в его тени. Поскольку ему невыгодно сравнение с Путиным, он сравнивает себя со Сталиным. Как и 15 лет назад Путин лишил надежды Лукашенко перебраться из минского Красного дома в Кремль, так и сейчас Путин лишил его лавров «последнего диктатора Европы».
Злой гений Путина - и для Лукашенко тоже.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.