Сегодня наибольшие поступления в украинский бюджет дает сельскохозяйственная Полтавская область. Донецкая область давно уже дотационный регион и создает казне больше проблем, чем приносит пользы.
В случае "федерализации" Донбасса без работы останутся 100 тысяч шахтеров. Добыча угля в Донбассе уже давно не приносит прибыли бюджету - рентные платежи не взимаются ввиду убыточности отрасли. Наоборот, государство ежегодно тратит по 12-14 млрд грн. на поддержку угольщиков, преимущественно компенсируя разницу между ценой реализации угля и его себестоимостью.
Держать государственные шахты Донбасса на плаву позволяют дотации из бюджета, в то время как Россия еще в 2005 году прекратила выделять средства на поддержку собственной угольной промышленности.
Горняки это понимают и уже заявили о готовности восстать, если территории Восточной Украины перейдут к Российской Федерации. Как сообщил председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, тема присоединения Донбасса к России, которая активно продвигается сепаратистами, совершенно не учитывает реалий украинского углепрома.
Но как с экономической точки зрения может отразиться потеря Донбасса на Украине? Кому жители Донецкой и Луганской областей сделают хуже, если при худшем сценарии эти регионы все же отойдут РФ? Какие области сегодня реально кормят Украину?
Об этом корреспондент Службы информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с кандидатом экономических наук, доцентом Леонидом Злотниковым.
- Что потеряет Украина в случае присоединения Донбасса к России?
- Найдет, а не потеряет. Потому что Донбасс - это в основном угольная промышленность, а она - дотационная. В 2013 году дотации угольной промышленности из центрального бюджета Украины составили 2,3 миллиарда долларов.
В общем-то, Украина в перспективе будет жить, в основном, за счет сельского хозяйства, как это у нее и сейчас хорошо получается. Сегодня наибольшие поступления в ее бюджет, если перевести на одного жителя, дает сельскохозяйственная Полтавская область. Украина, можно сказать, становится житницей мира. Поэтому я не думаю, чтобы она многое потеряла бы из-за отделения Донбасса с экономической точки зрения. А вот с политической и социальной - это уже другой вопрос.
- Что в случае очередной аннексии делать с Донецким угольным бассейном России - стране, которая уже 9 лет назад прекратила поддержку собственного углепрома?
- Да, это правда. Дотации угольной промышленности из российского бюджета прекращены. Но, мне кажется, что Россия не хочет включать Донбасс в свой состав. Вряд ли он туда попадет. Во-первых, это выльется в большие потери для России на международной политической арене, а во-вторых, она сама сейчас находится в тяжелом финансовом положении - российские регионы становятся неплатежеспособными. Из 83 регионов около 60 - субсидируемые.
Сейчас у РФ также началось и снижение промышленного производства. Ожидается, что у России будут существенные потери от доходов нефти и газа. В ближайшее десятилетие сократится их экспорт, понизятся цены на мировом рынке. Так что у России перспективы неважные.
- А экономические санкции США и Европейского Союза вносят лепту в ухудшение российской экономики?
- Это больше политические меры. Санкции, в основном, работают косвенным образом - долларовый поток из России очень сильный в этом году, уже превысил объемы, запланированные на 2014 год. Косвенные финансовые меры из-за потери имиджа, рейтинга, работают больше, чем, если бы кого-то не пустить в Европу и США.
- Россия понимает, что Донбасс - более серьезная по сравнению с аннексированным Крымом обуза?
- Да, обуза большая. И сейчас России тяжело будет поднять Донбасс. Кто будет наполнять местный бюджет? Кто будет платить пенсионерам, учителям? Не такая простая ситуация.
Вот, например, Крым - дотационный. По крайней мере, 2,5 миллиарда долларов Россия должна дотировать, если она хочет удержать Крым. Снабжение полуострова водой и электричеством идет через Украину, она регулирует подачу днепровской воды. И в Крыму, вроде бы, этой весной и посевную толком не провели. Вообще, из-за известных событий тяжело будет Крыму - туристов и отдыхающих будет меньше, чем обычно.
России тоже будет тяжело с Крымом. Она только успела его колонизировать, и уже приняла решение построить мост через Керченский пролив стоимостью 3 миллиарда долларов. Их надо ведь найти, эти 3 миллиарда. А еще - снабжение Крыма и так далее.
В общем, забот много у России с Крымом, ведь она не по экономическим соображениям принимала решение присоединить полуостров. Конечно, для России 2-3 миллиарда долларов - не такие уж большие деньги, но если к Крыму добавить Донбасс и Луганскую область, то выйдет накладно. Думаю, что к Луганску, что к Донбассу у России одинаковое отношение. Они ей не нужны.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.