Спецслужбам Украины приходится проводить АТО не против террористов, а против заблудших душ.
Ситуация на юго-востоке Украины обостряется, несмотря на антитеррористическую операцию (АТО). Властям фактически не удалось освободить ни один город, захваченный террористами. Более того, 11 мая боевики провели «референдумы» о самостоятельности Донецкой народной республики и Луганской народной республики.
Почему буксует антитеррористическая операция, которая длится уже более полумесяца? Почему власти Украины допустили проведение «референдумов» в Донецкой и Луганской областях? Каким образом в самом сердце сепаратизма оказались официальные красно-зеленые беларусские флаги? Почему спецслужбы не реагируют на вербовку «добровольческих отрядов» для «Православной армии Донбасса», которую проводит беларусское отделение РНЕ?
С этими вопросами Служба информации
«ЕвроБеларуси» обратилась к бывшему подполковнику КГБ
Валерию Костке.
- Уже полмесяца власти Украины проводят антитеррористическую операцию на юго-востоке ст. раны, однако без особых успехов. Несколько раз Нацгвардия и силовые структуры отбивали Славянск у сепаратистов, однако так и не сумели взять город под свой контроль. Почему антитеррористическая операция буксует?
- В Украине проводится не классическая антитеррористическая операция. Обычно такие операции проводятся против конкретных террористических групп.
В Украине создана ситуация балагана, в которую втянуто очень много мирных граждан - кто по недомыслию, кто за деньги, кто по идейным соображениям. За спиной мирных граждан прячутся террористы, скрытые, хитрые террористы, которые не показывают свои лица.
Народ политически дезориентирован. Толпе дают эмоциональный посыл, и она буйствует. Выдвигают лозунг: даешь Донецкую народную республику или Луганскую. А что дальше, что хотят получить в перспективе? Этого никто не знает. А когда кипят эмоции, разум спит.
Образно говоря, спецслужбам Украины приходится проводить АТО не против террористов, а против заблудших душ. Спецслужбы не могут уничтожать собственный народ, они действуют точечно, выявляя и уничтожая отдельные группы террористов. К сожалению, на юго-востоке Украины наблюдается большая концентрация профессионалов, представителей спецслужб восточного соседа, в которых вложено много денег и которым поставлено очень много оружия.
Более того, правоохранительная система Украины на протяжении последних лет если не уничтожалась, то умышленно делалась менее эффективной. Это происходило под влиянием восточного соседа: например, два министра обороны, два руководителя СБУ имели паспорта России. Происходило уничтожение правоохранительной системы под контролем тех, кто сейчас устраивает балаган.
Безусловно, профессиональная подготовка правоохранительной системы Украины недостаточна для борьбы с сепаратизмом. Но я бы не стал осуждать украинских силовиков. Даже если бы им и поступил приказ уничтожить террористов, кого бы они уничтожали? До 20 ноября ни один человек в мире не мог даже представить такого абсурда: Россия пошла войной на Украину. Любого, кто заикнулся бы о таком итоге, ждала бы психушка.
Столкнулись две системы ценностей, две политики управления государством: демократическая, которая предусматривает вовлечение народа в процесс управления государством, и диктатура: правит один человек или группа людей, а все остальные подчиняются. Путин испугался е потому, что украинцы свергли Януковича, а потому, что в Украине рухнула система, которая правит и в России. Украинский народ был небогатым не потому, что в Украине нет природных ресурсов или украинцы плохо работают, а потому, что политическая верхушка бессовестно обворовывала его. Майдан, разрушивший диктаторскую систему в Украине, мог переброситься и на Россию.
Идет борьба за ценности, которую пытаются завуалировать под национальные столкновения или религиозные противоречия. Но религиозных противоречий там практически нет. Происходит борьба добра со злом – и с этой точки зрения все происходящее в Украине объяснимо.
Обычные террористы пытаются привлечь к себе внимание, боевики в Украине создают хаос, безвластие, проливают кровь. Чтобы затем дьявол в лице России вырядился в миротворческую рясу и пришел в Украину – умиротворять созданный им же хаос.
- Очевидно, что новое правительство, возглавившее Украину в результате Майдана, до российской агрессии не успело либо не пожелало очиститься от пророссийского лобби. Не является ли это одной из главных причин нынешнего бедственного положения Украины?
- Не сразу можно понять – кто представляет пророссийское лобби. Более того, нельзя сразу демонтировать всю систему – идет процесс эволюционной замены одних звеньев на другие. В этой системе начинается выбор: либо вы работаете на украинский народ, либо на Россию – и происходит отбор. Мгновенный демонтаж всей системы грозит развалом государства.
- 11 мая сепаратисты провели в Луганске и Донецке референдумы о самостоятельности регионов. Не верится, что государство, пусть и слабое, не смогло воспрепятствовать проведению этих мероприятий. Или в действиях властей Украины усматривается своя логика?
- Даже индейцам понятно, что никакого референдума не было. Сепаратисты хотели имитировать народное волеизъявление, но своими алогичными действиями они лишь показали, как сильно в конфликте замешаны внешние силы.
На месте видно, что никакого референдума не было. Людям нужно дать полгода, а то и год для открытого и всестороннего обсуждения проблем, которые выносятся на референдум. Как можно его провести за четыре дня?
Допустим, провели референдум – а что дальше? В Крыму состоялся референдум – люди стали жить лучше? Может, и хорошо, что Россия оттяпала Крым: пусть видят, где лучше живется – в Украине или в России.
Референдум с диктатурой не совместимы. Где действует диктат – нет никакого волеизъявления, и уж тем более – свободного. Где вы видите волеизъявление, когда жителей под дулами автоматов сгоняют к урнам и приказывают: голосуй – или расстрел? Это политическая игра, которую России трудно будет использовать даже в качестве аргумента.
- Среди боевиков, которые орудуют на Донбассе, замечены размахивающие беларусскими официальными красно-зелеными флагами. Означает ли это, что на стороне сепаратистов воюют и граждане Беларуси?
- Россия оказалась один на один против всего мира. Даже в Совете безопасности ООН ее никто не поддерживает, в лучшем случае – воздерживаются от голосования. Казахстан дистанцировался от этих событий и молчит. России нужно показать, что Беларусь как союзное государство единственная, кто поддерживает российскую агрессию. Это явно провокационные действия, потому что поднимать государственный красно-зеленый флаг в гуще кровопролития – не в интересах ни Беларуси, ни даже в интересах Лукашенко. Только Россия заинтересована показать всему миру, что Беларусь поддерживает ее действия.
Не исключено, что среди сепаратистов могут находиться граждане Беларуси. Но единицы, которые поехали туда за деньги.
- Беларусское РНЕ свободно и открыто вербует боевиков на территории Беларуси, которые собираются воевать, как они заявляют, против "радикальных "украинских националистов" (бандеровцев) и прочей шушеры". Беларусские спецслужбы не реагируют на такие действия, хотя без особых проблем могли бы задержать вербовщиков РНЕ. Речь идет не о бессилии спецслужб, ведь так?
- Спецслужбы всегда являются инструментом власти. Им говорят, кто представляет опасность для власти, - тех изолируют, чтобы не создавали негативную картинку. Чемпионат мира – политическое мероприятие, поэтому оппозицию изолировали на время, чтобы спокойно провести чемпионат.
Инструмент не получил команду – инструмент ее не выполняет. Думаю, спецслужбы владеют ситуацией, но нет команды, которую следует выполнять. Тем более, что вербовщики в Беларуси особо и не навербуют боевиков. Скорее, это реверанс в адрес Кремля.
- Но ведь эти действия подпадают под действие Уголовного кодекса?
- Безусловно. Уголовно наказуемым деянием является вербовка, разжигание межнациональной розни. Но в Беларуси действует не верховенство права, а право диктатора. Применение Уголовного кодекса весьма условно: для преступника могут найти лазейку в законодательстве, чтобы освободить его от уголовного наказания, а для оппозиционера не нужен и Уголовный кодекс, чтобы осудить и бросить его за решетку.
В 1991 году началось столкновение систем на территории СССР. Политические элиты, которые после развала СССР заняли каждая свою нишу, сохранили связи, потому что система управления обществом осталась прежняя – диктаторская. Советский Союз остался в прошлых рамках, за исключением Прибалтики и Грузии. Сейчас из Советского Союза пытается вырваться и Украина, но Россия не дает. Ледник раскололся, и возможностей для Кремля становится меньше.