Украинские власти могли подавить бандформирования, однако нерешительность властей лишь разогревает и подстегивает боевиков.
Ситуация внутри и вокруг Украины становится все более напряженной.
24 апреля в ходе антитеррористической операции было отвоевано несколько блокпостов сепаратистов. Кремль тут же пригрозил последствиями и объявил о начале военных учений на украинской границе.
Напуганные угрозой вооруженного вторжения, украинские спецслужбы приостановили антитеррористическую операцию, которую буквально через пару часов возобновил Александр Турчинов.
29 апреля Совет Федерации готов рассмотреть предложение о введении российских войск в Украину.
Все-таки война? Или Путин блефует?
На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил директор Центра европейской интеграции Андрей Егоров.
- Антитеррористическая операция в Славянске принесла первые плоды: украинские спецслужбы отбили три блокпоста, уничтожили, по некоторым данным, пятерых боевиков. Кремль очень нервно отреагировал на действия украинской власти, начав «военные учения» на украинской границе. Опять зазвучала крымская риторика. Москва готовит почву для непризнания президентских выборов 25 мая?
- Москва последовательно дестабилизирует ситуацию в Украине, в том числе создавая такие условия, когда невозможно организовать нормальные выборы.
Успехи антитеррористической операции практически ничтожны, начав ее, надо было доводить до конца, иначе такие действия имеют очень мало смысла. Украинские спецслужбы продемонстрировали, что подавить боевиков они могли. Но в результате приостановки действий ничего, по сути, не достигнуто: боевики продолжают контролировать города, угрожая мирным гражданам. Такая нерешительность лишь разогревает и подстегивает боевиков. Они чувствуют неуверенность силовиков, чувствуют защиту России и будут вести себя еще наглее.
- Дойдет ли дело до открытой вооруженной агрессии?
- После Крыма такой сценарий нельзя исключать, но Украина и так в состоянии войны с Россией. Довольно странной войны, но, тем не менее, войны. На украинской территории действуют вооруженные российские диверсанты, Россия оккупировала часть территории Украины... Выбор тут сомнительный: или скрытая война, или открытая война. Но бездействие тут точно не поможет.
Не очень понятно, на что рассчитывают украинские власти. Что Россия сама откажется от планов по дестабилизации и поддержки сепаратистов? Или что боевики растворятся в воздухе?
На улицах украинских городов – люди с оружием, и это не военные, и не милиция, а значит, это террористы или бандиты. Если с ними ничего не делать, то что делать мирным гражданам? Кто их будет защищать, если их не защищает свое же государство?
- После угроз Москвы Украина приостановила антитеррористическую операцию, но через пару часов опять возобновила. Почему украинская власть колеблется: испугалась или же она несамостоятельна в принятии решений?
- Объяснить это можно по-разному: боязнь вторжения российских войск, несогласованность действий силовиков и политиков, когда последние не могут дать первым свободу действий и все время мешают им… Но это все объяснения, саму ситуацию в Украине понять действительно сложно...
- Донецкий облсовет поддержал боевиков: выступил за предоставление русскому языку статуса второго государственного, провести референдум, отвести силовиков. Означает ли это, что сепаратизм вышел на новый уровень развития?
- А что тут нового? В Крыму Совет тоже похожие решения принимал, но когда вокруг непонятные люди с автоматами, то я как-то начинаю сомневаться в легитимности таких решений.
- Может, действительно есть смысл провести в Украине референдум по федерализации? А заодно избавиться от балласта в виде Донецка, Луганска – пусть «пожируют» на крымских хлебах?
- И здесь сначала надо обеспечить безопасность граждан, восстановить правопорядок, а потом, конечно, можно проводить референдум. Правда, пока его результаты скорее будут в пользу унитарного устройства страны. По данным украинских социологов, в Донецке и Луганске федерализацию поддерживают около 40%, это много, но все же не большинство. И к тому же ситуация сейчас очень далека от нормальной, если же будет восстановлен порядок, то количество сторонников федерации уменьшится.
- Какую роль в нынешних событиях в Украине сыграли «женевские соглашения»? Стоило ли огород городить из-за бумаги, которую ни одна из четырех сторон переговорного процесса всерьез не восприняла?
- Россия изначально не собиралась ничего выполнять, как сейчас понятно, но она выиграла время. Антитеррористическая операция была приостановлена, боевики получили передышку, ситуация стала еще напряженней, что России и надо было.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.