Для России уже не существует принципов права, одной рукой Кремль будет вести мирные переговоры и подписывать соглашения, другой – дестабилизировать ситуацию в Украине.
В российско-украинской войне может наступить перелом. Вот только в какую сторону?
17 апреля "женевская четверка" (США, Европейский Союз, Украина и Россия) договорилась об освобождении захваченных зданий в Украине. Все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены; все незаконно занятые здания должны быть возвращены законным владельцам; все незаконно занятые улицы, площади и другие общественные места в украинских городах и поселках должны быть освобождены.
Амнистия будет предоставлена протестующим и тем, кто покинул здания, другие общественные места и сдал оружие, за исключением лиц, признанных виновными в преступлениях.
После встречи «женевской четверки» министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у России нет никакого желания вводить свою армию в Украину. Стоит ли верить Лаврову?
Ведь за несколько часов до этого Владимир Путин назвал Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одессу Новороссией, напомнив миру, что Совет Федерации одобрил вхождение в Украину российских войск.
Что же ждет Украину: разрядка или эскалация конфликта? Свою версию событий Службе информации «ЕвроБеларуси» изложил политолог Павел Усов.
- Европарламент разрешил Украине и другим странам "Восточного партнерства" подавать заявки на членство в Европейском Союзе в случае соблюдения ими принципов демократии. Воспользуется ли этим правом Украина?
- Согласно принципам ЕС и Маастрихтскому договору от 1992 года, любая европейская страна может подавать заявки на вступление, если она разделяет принципы Европейского Союза. Поэтому Европарламент формально не может ни разрешить, ни запретить какой-либо стране, лежащей на европейском континенте, подавать заявки на вступление.
Другое дело, сам процесс получения членства в ЕС затяжной и трудный. Государство должно соблюсти целый ряд критериев политического, экономического и социального характера, и только потом, с одобрения всех действующих членов ЕС, она может вступить в Союз. Другими словами, Украина может подать заявку, и она, на мой взгляд, должна сделать такой шаг в этом году, но пройдет не один год, пока она будет принята в ЕС. Хотя внутренняя ситуация в самой Украине не благоприятствует данной инициативе. Действия такого рода могут обострить противоречия в стране и усилить сепаратистские тенденции, а также устремления России, направленные на раскол страны.
- Такое же право вместе с Украиной, согласно резолюции Европарламента, получают Грузия и Молдова; остальные три страны «Восточного партнерства», в том числе и Беларусь, не фигурируют в списке ЕП. Означает ли это, что Беларуси путь в ЕС заказан?
- Такой Беларуси, с жестким антидемократическим режимом, который участвует в строительстве совершенно иного союза, дорога в Европу закрыта, как и Армении и Азербайджану. Этот путь целиком и полностью зависит от выбора самой Беларуси, сейчас она, стараниями властей, выбрала другое направление. Вряд ли стране удастся изменить геополитические приоритеты, пока у власти остается Лукашенко.
- Европарламент решил поставить крест на строительстве российского газопровода "Южный поток" и призвал ЕС помочь Украине решить газовые споры с Россией. Означает ли это, что Европарламент начинает навязывать Евросоюзу жесткий курс по отношению к России? Такие вопросы всегда находятся в компетенции правительства, а не парламента.
- Европарламент всегда выступает с жесткими заявлениями, но, как правило, они не обретают практической формы. Есть еще Европейский совет, который не так категоричен в своих решениях и действиях, а также правительства отдельных стран, которые могут действовать в обход принятых решений. Я полагаю, ЕС не осмелиться пойти на введение жестких экономических санкций в отношении России, и в Москве это хорошо понимают.
- По итогам четырехсторонних переговоров 17 апреля подписано Женевское заявление, в котором стороны "согласились с необходимостью предпринять первоначальные конкретные шаги по деэскалации напряженности, установлению безопасности для всех граждан Украины". Стоит ли верить Лаврову, что Россия не собирается вводить свои войска в Украину?
- Я не понимаю, о каких договоренностях может идти речь после наглой оккупации Крыма. Для России уже не существует никаких понятий и принципов права, есть только право силы, и она этим правом будет пользоваться до тех пор, пока равноценная сила ее не остановит. Достаточно не забывать о судьбе Будапештского меморандума. Нет никаких сомнений в том, что Россия будет встречаться, договариваться и одной рукой подписывать заявления, а другой будет наращивать свое присутствие и дестабилизировать ситуацию в Украине. Цель уже обозначена, механизм деконструкции Украины запущен и, сдержать этот процесс можно только мобилизацией всех ресурсов украинского общества. Украинцы должны понимать, что никакие бумажки с подписями их не спасут.
- Несколькими часами ранее Путин заявил совершенно противоположное: «Вот это вот Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена. Это все территории, переданные в двадцатые годы советским правительством, зачем они это сделали - Бог их знает», - заявил Путин 17 апреля, который назвал эти территории Новороссией. Означает ли это, что Кремль готов отвоевывать названные области у Украины?
- Безусловно. Путин действует, как действовали в свое время Гитлер и Сталин: они подписывали пакты, договора, делили территории и заверяли друг друга в дружбе, но готовились к войне. Россия получила отличную возможность оторвать огромный кусок территории без особых усилий и потерь и она это этой возможности не откажется. По замыслу России, все принятые заявления должны действовать в отношении Украины и властей в Киеве, для того, чтобы они снизили давление на сепаратистов и отказались от силовых мер. Между тем, Москва будет продолжать раскачивать ситуацию в регионах, используя излишнюю доверчивость Киева и Запада.
Увы, время переговоров прошло.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.