Кремль добивается ослабления Украины и ее исчезновения с карты мира как единого сильного государства.
Глава Рады Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Владимир Мацкевич оценивает предварительные итоги прошедшего вчера, 16 марта, «крымского референдума» и реакцию цивилизованного мира на новую реальность.
- Крымский референдум прошел по беларусскому сценарию: явка избирателей приближается к 80 процентам, а проголосовавших за присоединение Крыма к России достигло 93%. Получен предсказуемый результат: де-факто захваченный Россией полуостров Крым, не признанный де-юре ни одной страной мира. Как мир отреагирует на новую реальность?
- С юридической точки зрения результаты референдума ничтожны. Так называемый «референдум» проведен с нарушением всевозможных норм и законов. Невозможно было осуществлять агитацию «за» и «против», на него не допущены наблюдатели, вопросы сформулированы некорректно. События 16 марта в Крыму нельзя рассматривать как референдум.
Но результаты этого «референдума» Россия будет использовать как опрос, как свидетельство горячего желания жителей Крыма присоединиться к России.
Запад не признает результаты крымского «референдума».
- Тогда зачем России захваченный Крым, какая от него польза?
- Крым России не нужен – Россия добивается ослабления Украины и ее исчезновения с карты мира как единого сильного государства. Крым для России - только зацепка. Все действия России последнего полугодия - вмешательство Кремля во внутренние дела Украины во время переговоров об ассоциации с Евросоюзом, подталкивание правительства Азарова к неподписанию ассоциации с ЕС, очевидное и неприкрытое требование к Януковичу силой подавить Майдан, действия в Крыму – направлены на ослабление государственности Украины и ее исчезновение.
- Кремль не намерен останавливаться на аннексии Крыма. Россия уже готова «защитить» русскоязычное население Харькова, Донецка – не зря на юго-восточных границах Украины сосредоточены свыше 60 тысяч российских солдат. Но устраивать провокации все труднее – граница с Россией закрыта. Осмелится ли Кремль на открытое вооруженное вторжение?
- Еще месяц назад я бы сказал, что это маловероятно. Сегодня я такого сказать не могу: политика Кремля настолько абсурдна, что возможна и открытая вооруженная интервенция. Нужно быть готовыми к самому негативному развитию событий.
Многое будет зависеть от реакции Евросоюза и США на крымский «референдум» после объявления официальных результатов.
- Готовы ли Евросоюз и США перейти от пустых деклараций к реальным действиям, готово ли международное сообщество оказать реальную помощь Украине?
- Готовность к санкциям выразили и США, и Евросоюз. К военной конфронтации с Россией и к военному сценарию никто не готов. И Кремль этим беззастенчиво пользуется.
В рукаве российского режима спрятаны несколько козырей. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, что позволяет ей накладывать вето на любые решения; у России есть ядерное оружие; брутальная хамская позиция, использование шантажа нефтью и газом.
- Потребует ли Кремль от беларусских властей признания аннексированного Крыма? Ведь для Минска такой шаг будет равносилен признанию вины за российскую агрессию в Украине.
- Верно: разделение ответственности. Именно поэтому официальный Минск и не торопиться присоединяться к действиям России. Украина имеет все шансы выстоять и укрепиться в этой тяжелейшей ситуации. Поэтому портить отношения с Украиной для беларусского режима совершенно недопустимо.
И вообще, при любом исходе российско-украинского конфликта, мир очень сильно изменится. И больше всего изменится постсоветское пространство: денонсируется ОДКБ, теряет весь смысл своего существования СНГ, под вопросом окажутся Таможенный союз, создание Евроазиатского союза и само союзное государство Беларуси и России.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.