фото ntv.ru
Объявленная Путиным внезапная проверка соединений Вооруженных сил РФ в приграничных с Украиной регионах скорее может лишь еще больше «подогреть», чем отрезвить противоборствующих в Крыму.
27 февраля Верховная Рада назначила весь Кабинет министров страны. Главой «правительства политических смертников» назначен Арсений Яценюк.
Параллельно с формированием правительства переходного правительства
крымский парламент разогнал свое правительство и назначил на 25 мая референдум о расширении полномочий автономии. Все это происходило под надзором сотни вооруженных юдей, которые ночью 26 февраля захватили здания Верховной Рады и Совмина Крыма.
Одновременно российские СМИ растиражировали заявление беглого Януковича, который по-прежнему считает себя президентом.
Переходному правительству Украины придется воевать на два фронта: реанимировать экономику и противостоять росту сепаратистских настроений в Крыму, подогреваемых Кремлем. Насколько дееспособным окажется правительство Арсения Яценюка? Сумеет ли оно справиться с вызовами?
Об этом Служба информации
«ЕвроБеларуси» поинтересовалась у политического обозревателя Романа Яковлевского.
-Вечером 26 февраля Майдану представили новое правительство, которое возглавит Арсений Яценюк. Его считают наилучшим техническим премьером. Правительство народного доверия наполовину сформировано из политиков, наполовину – из героев Майдана: одному из лидеров Автомайдана Дмитрию Булатову предложено кресло министра молодежи и спорта, а журналистку Татьяну Чорновил прочат на главу Антикоррупционного бюро. Насколько дееспособным и эффективным может стать правительство, сформированное по такому принципу?
- Из всех, до сих пор, действующих и известных украинских политиков, никто не может сравниться по опыту работы во властных структурах с Арсением Яценюком. Напомню, что ему 22 мая исполнится всего лишь 40 лет. И за эти годы он уже успел поработать во главе Минэкономики, исполнял обязанности главы Нацбанка, МИД, спикера Верховной Рады Украины. В президентских выборах 25 мая он, вроде бы, не собирается участвовать кандидатом. Так что опыт работы во власти у Яценюка не меньший, чем у его российского коллеги Медведева с президентским стажем. Как бы не надувал щеки Медведев, сомневаясь в легитимности нынешней власти в Киеве, говорить с украинским коллегой ему все же придется.
А роль технического премьера для Яценюка вполне выполнима. Возврат к Конституции 2004 года, заметно повышает и значение должности премьера. Пока только трудно сказать, насколько в Украине после внеочередных президентских выборов смогут еще и выработать, принять новую Конституцию с парламентской формой правления по аналогии со многими странами Евросоюза. К созданию такой новой политической системы в стране призывают на Майдане.
А чтобы сегодня как-то понять, что такое правительство народного доверия, сформированное наполовину из майдановцев, потребуется определенное, но не долгое время и реальные действия. В случае достижения успехов, тогда и технический премьер Яценюк может стать, в будущем, влиятельным для всех главой правительства не вертикальной, а парламентской республики.
- Способно ли переходное правительство воевать сразу на несколько фронтов: как минимум реанимировать экономику и противостоять росту сепаратизма на юго-востоке Украины?
- Судя по тому, что силовые структуры новой власти будут возглавлять в основном те, кого сегодня называют революционерами, проявления сепаратизма должны пресекаться жестко и решительно. Я бы тут обратил внимание на нового шефа СБУ Валентина Наливайченко. Еще пять лет тому назад, когда он в первый раз возглавлял СБУ, главной задачей реформирования этой структуры ставилась контрразведывательная деятельность по примеру ФБР. А это касалось борьбы с заезжими и местными сепаратистами. Для Украины это остается актуальным и сегодня.
Что касается реанимации экономики, то граждан Украины ждут непопулярные меры правительства. По другому получить желанную финансовую помощь от Запада не удастся. А насчет объявленной 15-миллиардной помощи России, сумма которой уже уменьшилась на пару миллиардов, новая власть иллюзий не питает.
- Насколько серьезна угроза отделения Крыма от Украины?
- Все больше наблюдателей сходятся во мнении, что Россия сегодня фактически открыла крымский фронт. В Крыму нарастает противостояние противников и сторонников новой власти в Киеве. Объявленная Путиным внезапная проверка соединений Вооруженных сил РФ в приграничных с Украиной регионах скорее может «подогреть», чем отрезвить противоборствующие силы в Крыму. Озабоченность таким развитием ситуации высказывает и НАТО.
Вполне вероятно, что вскоре российские политики и законодатели начнут в ответ на такую озабоченность напоминать Западу о косовском сценарии разрешения конфликта. Ведь сегодня многие страны ЕС официально признали государственную независимость Косово. Так что все вокруг Крыма, да и Украины в целом, развивается более чем серьезно и с непредсказуемыми последствиями.
- Действительно ли переходное правительство обречено после трех-четырех месяцев работы, как заявил Александр Турчинов?
– С Турчиновым могут многие победители не соглашаться. Но истории с аналогичными правительствами многих стран свидетельствуют в пользу заявления исполняющего обязанности президента Александра Турчинова. Как правило. Такие переходные правительства обречены на роль «камикадзе».
- В Украине сложилась уникальная ситуация: страной управляет Верховная Рада и Майдан. Гарантирует ли такой симбиоз – легитимный, но старый парламент и стихийный Майдан – от дальнейшей эскалации противостояния в стране?
- Никто ничего сегодня не может гарантировать в складывающейся ситуации « после Януковича». Происходит реальный исторический процесс очередного этапа становления украинского государства. И в нем приобретается собственный опыт со всеми комбинациями взаимоотношений всех действующих сил. Вопрос заключается в том: насколько удастся минимизировать все естественные противоречия между ними. А также негативные воздействия внешних сил со всех сторон.
- 26 февраля Майдан потребовал перевыборов Верховной Рады. и.о. президента Александр Турчинов высказался против: "Единая легитимная власть в Украине сегодня - это парламент. Можно его критиковать, но другой власти сегодня в Украине нет". Не станет ли Верховная Рада детонатором, который может вновь взорвать Украину?
- Проведение подряд в один год выборов президента и парламента сегодня для Украины может стать непосильной ношей. Более реально на эту тему можно будет рассуждать по результатам майских президентских выборов. Кстати, они по времени совпадут с выборами в Европарламент и плановой ротацией руководящих органов ЕС. Так что накануне летних каникул попотеть придется всем в Европе. Впрочем, украинским политикам в этом году они явно не грозят.