Антиукраинские высказывания фантаста Сергея Лукьяненко не остались без ответа – в минском парке была сожжена его книга "Чистовик".
Негативная реакция на Майдан в России вышла из политической плоскости и перекинулась на искусство и литературу. Первым громким заявлением стало обращение питерского депутата Виталия Милонова к министру культуры России о запрете гастролей украинской группы "Океан Эльзы", которая в марте должна выступить в Санкт-Петербурге. Следом за ним высказался в своем "Живом Журнале" российский фантаст Сергей Лукьяненко. Назвав активистов Майдана "фашистской мразью", он запретил переводить свои книги на русский язык и пригрозил украинским писателям, что дорога на российские конвенты писателей-фантастов им будет закрыта.
В ответ на заявление автора ночного и сумеречного дозоров, беларусский блогер Евгений Липковичпровел акцию сожжения книги Лукьяненко так же, как три года назад он сжег книги председателя Союза писателей Беларуси Николая Чергинца.
Евгений Липкович рассказал корреспонденту Службы информации "ЕвроБеларуси" об акции протеста и своей позиции в отношении нелицеприятных высказываний в адрес украинцев со стороны писателя Лукьяненко.
- Почему решили провести акцию сожжения книги?
- Лукьяненко представлял себе и ожидал, что высказывание в адрес украинских писателей получит резонанс. И сожжение книги – это мой ответ на его действия. Я считаю, что заявления, которые он выразил в своем ЖЖ, – фашистские. Он унижает людей по национальному признаку, нападает на язык - символ свободы. Но почему-то Лукьяненко не возмущает, например, книга Кнута Гамсуна, который поддерживал Гитлера.
- Какое послание несет ваша акция для российского фантаста?
- Таким образом я выразил свое отношение к тому, что Лукьяненко – человек двойных стандартов. Как это всегда происходит с империализмом наших соседей, россияне видят в чужом глазу соломинку, но в своем игнорируют даже бревно. Вместо того, чтобы решать свои проблемы, россияне начинают бороться с украинскими фантастами, которые пишут на русском языке. В их стране ведь тоже происходят невероятные вещи с национализмом, который принимает чудовищные формы. Вот пусть разберутся со своими проблемами на Кавказе. Лукьяненко может съездить туда и написать письмо местному имаму. Те, кто воспринял украинские события, как личную обиду, пусть внимательно посмотрят на себя в зеркало.
А если автору "Ночного дозора" не нравится, что в соседних странах пишут на русском, пусть отправит письмо в ООН, чтобы русский язык лишили статуса межгосударственного.
- Насколько оправдано вмешательство писателя в дела другой страны?
- Любой писатель имеет право вмешиваться в политику. Это происходит постоянно - творческая элита открыто поддерживает или критикует определенные действия властей, стран, каких-то организаций. Но одно дело, когда творческое окружение высказывается за или против политических событий, и совсем другое, если это проецируется на народ.
Лукьяненко пытается по политическим мотивам, используя собственную популярность, закрыть рынок. И это не первая реакция россиян на события в Украине – недавно Милонов пытался запретить группу "Океан Эльзы". Получается, представители шоу-бизнеса от политики начинают плясать ламбаду, поддерживая определенные веяния.
- Вы в этой ситуации поддерживаете украинцев?
- Однозначно. Я поддерживаю то, что произошло в Украине, и буду поддерживать Майдан.
- Потеряет ли что-то Украина, если там запретят издавать книги Лукьяненко или других российских авторов?
- В первую очередь урон понесет сам Лукьяненко, потому что произойдет сокращение сферы использования русского языка. Но впоследствии это может повлиять и на то, что у россиян уменьшится имперское сознание, что должно было произойти давно. Например, если бы он запретил переводить свои произведения на беларусский, наш язык от этого только выиграл бы.
- Как следовало бы отреагировать украинским писателям на его высказывания?
- Им не так важно, что говорит этот автор. Некоторые, возможно, и не знают, кто такой Лукьяненко. Он писатель среднего уровня. Это не Толстой, не Чехов и не Набоков, который мог бы двигать культуры, и которым можно гордиться.
- Насколько этичны для известной личности фразы типа "фашистская мразь" или "майданутые"?
- Я не могу учить Лукьяненко говорить. Скажу лишь, что у России хватает своих противоречий, которые вот-вот лопнут, как мыльный пузырь. И все "острые" высказывания призваны скрыть ломку, которая у них начнется после того, как пройдет эйфория после победы на Олимпиаде. Некоторые россияне болезненно воспринимают то, что происходит в Украине. И выяснение отношений между россиянами и украинцами еще будет развиваться. Но в конечном итоге, думаю, им удастся договориться.
Другие новости раздела «События в Украине: взгляд из Беларуси»
У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей.
Почему в понедельник произошла трагедия в Киеве, в результате которой пострадали более 140 правоохранителей, а 3 бойца Нацгвардии Украины погибли? Чья в этом вина?
Пока у путинского режима есть ресурсы – угроза Третьей мировой войны остается. Запад должен ввести реальные санкции и оказать Украине помощь в модернизации армии и поддержать вооружениями.
Минские переговоры могут стать первым шагом к миру, за которым последуют конкретные действия: прекращение огня, сворачивание военной пропаганды, то есть поступательное выполнение соглашений.
Похоже, что Украина и Мариуполь воспринимаются Европой как не своя территория. Поэтому и вмешательство ЕС в российско-украинский конфликт такое вялое и непоследовательное.
Посетивший Мариуполь Петр Порошенко отметил, что никогда не видел этот город таким украинским. Что заставило преимущественно русскоговорящих местных жителей теперь поддерживать единство страны?
Тое, што здарылася з Савецкім Саюзам, тое ж будзе і з Расеяй. Гэта адбудзецца не заўтра, не праз месяц і не праз год, але ў бліжэйшай перспектыве - праз 4-5 год.
Лучше переговоры – пусть затяжные и сложные, чем гибель людей в вооруженном конфликте в Украине. Хотя эффективность встреч контактной группы в Минске вызывает массу вопросов.
Корреспондент «ЕвроБеларуси» посетил столицу непризнанной республики. Довольно ли местное население ДНР-овскими властями и жизнью в новых реалиях, схожих с Северной Кореей?
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.