Успехи Грузии на евронаправлении — в программе «Восточное партнерство» — все же не дадут стране уйти из-под влияния Москвы, пока продолжается оккупация части грузинской территории.
Координатор программы поддержки гражданского общества фонда «Открытое обшество - Грузия» Вано Чхиквадзе в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» отмечает, что несмотря на ощутимые успехи Грузии в евроинтеграционном движении, во внутренних реформах, Кремль продолжает попытки полного контроля региона.
«Рано еще говорить о том, что Грузия ушла из зоны российского влияния, потому что до сих пор есть российские войска в Грузии, фактически под российским контролем находятся две территории Грузии, - говорит Вано Чхиквадзе. - С другой стороны, действительно, Грузия подписала соглашение об Ассоциации с Европейским союзом, оно вступило в силу 1 сентября 2014 года. Я думаю, что мы очень близки к появлению безвизового пространства. Но это, опять же, не значит, что мы уйдем из зоны влияния России, и я думаю, что это вообще невозможно в той ситуации, в которой мы сейчас находимся. Очевидно, что Россия пытается использовать жесткую силу для поддержки своей оккупации, Москва таким образом посылает негативный сигнал Евросоюзу. Как раз эта оккупация препятствует интеграции Грузии в Европу — Россия это знает и продолжает оккупацию части страны».
Что касается первого визита главы беларусского государства Александра Лукашенко в Тбилиси, то, по словам Вано Чхиквадзе, встречу в Тбилиси дежурной назвать нельзя по ряду причин:
«Грузинское руководство, грузинское гражданское общество и общество в целом оценили этот шаг Александра Лукашенко — непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии. Мы вполне осознаем, что сказать «нет» было нелегко для Лукашенко, учитывая давление, которое оказывала на него Москва. Во-вторых, Беларусь была направлением, куда шли грузинские товары, чтобы затем попасть на российский рынок. В-третьих, большинство грузин предпочитают путешествовать в Россию не напрямую из Тбилиси в Москву, а через Беларусь — у Тбилиси и Минска безвизовое соглашение».
По словам Вано Чхиквадзе, «визит Лукашенко — очень интересен для Грузии» с точки зрения развития отношений между странами в свете вступления Беларуси в Евразийский союз.
Вместе с тем, «на уровне контактов между людьми я не вижу какого-то продвижения». «Что касается неправительственных организаций, гражданского общества — беларусы больше связаны с Литвой, у них более тесные связи с литовскими организациями, нежели с НГО из нашего региона, в частности с грузинскими НГО», - отмечает эксперт.
Касаясь будущего инициативы «Восточное партнерство» Вано Чхиквадзе считает, что «реформы проекта необходимы, потому что мы видим, что ряд стран-участниц инициативы под давлением России были вынуждены развернуться в сторону Евразийского союза, другие отказались от вступления в это образование».
«Эти другие пытаются сопротивляться давлению, есть расхождения между странами-участницами Восточного партнерства, нет единой позиции. Кроме того, судя по той информации, которая просочилась, на Рижском саммите не будет большого количества конкретных предложений со стороны Европейского союза. Что очень важно, хотя, я знаю, не так уж важно для ЕС сейчас, - это предложить этим странам европейскую перспективу, как это было в случае со странами западных Балкан в начале 2000-х годов. Такие же предложения нужны и странам Восточного партнерства. Это вдохновит их на реформы в своих государствах. Но европейская перспектива — это долгосрочное решение, а краткосрочное решение — это отмена визового режима. И мы видим, что это действительно работает на примере Молдовы, первой страны из Восточного партнерства, получившей безвизовый режим», - сказал эксперт.
В самой Грузии сейчас часто говорят о деградации политики реформ, начатых экс-президентом Михаилом Саакашвили. «Трудно сказать, это не черно-белая ситуация. Должен отметить определенные успехи — свобода СМИ, например. В этой области Грузия показывает очень большой прогресс в последние годы. Грузия приняла антидискриминационный закон — большой шаг. Этими изменениями законодательства Грузия фактически приняла стратегию в области прав человека. С другой стороны, видны и проблемы, которые были в этой сфере и до сих пор остаются. Так, например, надзор за работой прокуратуры, реформа прокурской системы — это одни из тех вещей, которые не были сделаны. Кое-что делалось в 2004-2008 годах, но все же полного реформирования здесь не произошло. Кроме того, реформа государственной службы — это та область, которой не занималось ни одно из наших правительств. Не хочу сказать, что мы сильно деградируем, но нельзя говорить и об очень большом прогрессе в области демократизации законодательства. Можно увидеть некоторые улучшения, но есть сферы, где Грузия еще отстает», - заключил Вано Чхиквадзе.
Другие новости раздела «Внешняя оценка. Пост-СССР»
Успехи Грузии на евронаправлении — в программе «Восточное партнерство» — все же не дадут стране уйти из-под влияния Москвы, пока продолжается оккупация части грузинской территории.
Последний год Крым существует в виде серой правовой зоны, где прав и свобод граждан значительно меньше, не только по сравнению с Украиной, но и с Россией.
Российская аннексия Крыма вынудила беларусов еще в прошлом году поменять свои туристические предпочтения. Одним из наиболее привлекательных вариантов отдыха на море стало балтийское побережье Литвы.
Имея информацию о готовящемся наступлении, украинское командование провело недостаточное боевое слаживание Вооруженных сил Украины, координацию, усиление особо важных стратегических объектов.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
Противники режима Лукашенко численно превосходят его сторонников, но первые атомизированы, у них нет централизации и нет общего понимая направления действий.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.