BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Владимир Мацкевич: Экономические реформы нужно начинать с десоветизации и декоммунизации

14.11.2016
Владимир Мацкевич: Экономические реформы нужно начинать с десоветизации и декоммунизации
Задержка со спокойными и сознательными реформами в экономике может привести к реформам революционным.

Почему беларусский режим не проводит экономические реформы? Почему ни общество, ни бизнес-среда не готовы к давно назревшим преобразованиям? С чего нужно начинать реформы?

Итоги "Кастрычніцкага эканамічнага форума", который прошел в Минске в начале ноября, для Службы информации "ЕвроБеларуси" подвел философ и методолог Владимир Мацкевич.

Что и как делать?

"Кастрычніцкі эканамічны форум", по большому счету, не принес ничего нового. Зарубежные партнеры, консультанты говорили правильные и давно известные вещи, известные — в том числе и беларусским чиновникам. Им вторили независимые эксперты, экономисты. Но все, так или иначе, говори о том, что нужно сделать. Но что нужно сделать — давно известно, об этом говорится годами. То, что нужно сделать в Беларуси, мало отличается от сделанного в соседних странах Балтии, Польше, Чехии, отчасти делалось и в России.

Но мало знать, что нужно сделать, чтобы получить описанный во всех трудах по современной экономике результат, нужно еще знать — как это сделать. Если то, что нужно сделать, является очень похожим для Польши, Литвы, Украины, Беларуси, то как это делать — у каждой страны свой рецепт. Это путь из точки A в точку B, где B — современная национальная экономика, соответствующая глобальной экономике и вписанное в международное разделение труда. А вот точка A — состояние, из которого нужно перевести экономику страны, или общественное состояние, к нужному. Точка A в каждой стране различается; более того, она отличается в одной отдельной взятой стране в разные периоды.

Реформы, необходимые Беларуси, можно было провести в начале 1990-х годов, затем — в конце 1990-х годов или накануне кризиса 2008 года, или сейчас. Но всякий раз проводить реформы пришлось бы по-разному, потому что каждый раз исходное состояние экономики отличается.

А нынешнее состояние страны не представляют должным образом ни западные советники, ни современные государственные чиновники, аппарат, который поставлен управлять страной. Они плохо осознают нынешнюю ситуацию, более-менее осведомлены о том, куда нужно попасть — из точки A в точку B, но не знают и не представляют себе, каким образом попасть из сегодняшнего состояния в нормальную экономику. Путь, метод, стратегия перехода из сегодняшнего состояния к желаемому результату требует очень серьезной работы — исследовательской, конструкторской, стратегической проработки.

О чем говорил Кирилл Рудый

С этой точки зрения, самым интересным на форуме представляется выступление Кирилла Рудого. Что хотел и что сказал своим выступлением, вызвавшим большой интерес, Кирилл Рудый?

Во-первых, он подтвердил тезисы Лукашенко: может быть, реформы и нужны, и стоило бы проводить, но народ не готов к реформам. Кирилл Рудый добавляет, что к реальным рыночным реформам не готово общество, не готово предпринимательское сообщество, беларусский бизнес и хозяйствующие субъекты — госпредприятия. Сегодня практически никто не готов к реформам.

Что это означает?

Представители беларусского бизнеса, или независимые экономисты, в той или иной степени пытались описать современное состояние беларусской экономики, из которого нужно переходить к рыночной экономике. Пытаясь описать, чаще всего концентрировались на мелочах или на не самых существенных аспектах современной беларусской экономики: на налогах, на государственных преференциях, на бюрократических проволочках. Да, все это надо устранять, о чем, в частности, говорят западные эксперты и консультанты. Но даже если все сказанное будет выполнено, это никак не поспособствует развитию беларусского бизнеса и беларусской экономики, пока т.н. "правоохранительные органы" будут арестовывать владельцев бизнеса и хозяйствующих субъектов. Арестовывать и вымогать у них большие деньги под предлогом нарушения больших и мелких правил игры. Происходящее с Прокопеней, с Чижом, происходившие с владельцем газеты "Прессбол" и многими другими малоизвестными предпринимателями и бизнесменами — это чистый произвол, который сигнализирует всему бизнесу, всем предпринимателям и потенциальным предпринимателям: заниматься бизнесом в Беларуси очень и очень опасно. И никто никакими деньгами, никакими знакомствами, даже близостью к Лукашенко, не застрахован от экспроприации — государственному рэкету, выдавливанию из вас любых сумм, которые захотят выдавить налоговики или правоохранительные органы. Произвол, экспроприации и вымогательство со стороны государства по отношению к бизнесу не является законными, или правовыми, даже по беларусским меркам. Сколько ни совершенствуй законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, без устранения названного фактора ни один бизнесмен не будет чувствовать себя в безопасности.

Для нормального развития бизнеса в стране нужна установка о неприкосновенности частной собственности, если не совершаются уголовные или серьезны экономические, финансовые преступления. Частная собственность в Беларуси не предусмотрена: ни одна форма собственности ни в каком виде не является неприкосновенной и, по большому счету, не принадлежит одному субъекту — будь то акционерное предприятие, госпредприятие или физическому лицу. Чтобы в обществе возникла уверенность в неприкосновенности собственности, необходимо ввести и гарантировать базовый принцип любой собственности — частная собственность на землю. До сих пор в Беларуси, в отличие от всех цивилизованных стран, отсутствует этот базовый компонент — частная собственность на землю.

Не буду перечислять все основополагающие принципы, но данный постулат предусматривает — неприкосновенность собственности и невмешательство фискальных, надзорных, налоговых институтов и милиции, прекращение практики вымогательства денег под предлогом освобождения человека от ответственности являются главными при проведении реформ.

Если сегодня министерство экономики разрабатывает некую стратегию развития малого и среднего предпринимательства, не затрагивая названных фундаментальных принципов, — вся работа коту под хвост, ничего не изменится.

Советское бессознательное

Рудый идет дальше в своем докладе. Введение фундаментальных принципов становится невозможным из-за общего состояния беларусского общественного сознания, которое заражено уравнительством, тем, что допускает или считает нормальным вмешательство государства в частную собственность и допускает возможность экспроприации любой собственности и вымогательства. Допускает возможность государственного вмешательство в частный бизнес и даже в частную жизнь. Все это — пережитки советского менталитета.

Если правильно понимать доклад Рудого, в котором упоминается некое бессознательное (в гуманитарном отношении, он грешит употреблением некоторых понятий и категорий), советский менталитет, или советское бессознательное, сидящее не только в коммунистах, но и в головах большинства чиновников, большинства даже бизнесменов и "красного директората", руководящего госпредприятиями, не дает возможности проводить реформы. Генпрокуратура, объясняя посадку одного из бизнесменов, заявляет: его посадили за то, что в Советском Союзе называли "спекуляций". Государственный чиновник апеллирует к представлениям, шаблонам, схемам советского отношения к собственности, к предпринимательской деятельности. Рудый и говорит: сейчас стране нужны не бизнесмены, не экономисты — вопрос экономических реформ сегодня перерос экономическую предметность. Это вопрос уже не науки "экономика", не экономического менеджмента, это общественно-политический или даже идеологический вопрос. Поэтому Рудый и говорит: дело сейчас — за СМИ, за социологами, которые должны поменять способ мышления, то, что исходит из советского коллективного советского коммунистического бессознательного. Начинать надо именно с этого.

Чтобы народ оказался готов к реформам, как говорит Лукашенко, сообщество предпринимателей, бизнесменов и субъектов хозяйствования оказалось готовым, нужно начинать не с исправления частных локальных законов — нужно начинать с десоветизации. А в этом отношении в Беларуси просто конь не валялся: как можно проводить рыночные реформы в стране, где со всех телеканалов, из всех школьных учебников, из лекций в беларусских вузов — везде торчат уши коммунизма. На коммунистических идеалах воспитываются БРСМ, большая часть студентов вузов и поголовно — все школьники, растет новое поколение, у которого возникает страшный когнитивный диссонанс между тем, что они видят и ощущают в реальной жизни, и навязанными знаниями, представлениями, установками, которые исходят из школьных учебников, пропаганды и СМИ. Начинать нужно с десоветизации. Это главное и самое сложное препятствие на пути к реформам.

Реформы начинаются с десоветизации

А возможно ли сегодня сделать этот шаг? На протяжении 22 лет лукашенковское правление держится на повторении советских социалистических лозунгов. До сих пор Лукашенко поздравляет нацию с днем 7 ноября, до сих пор советские праздники являются главными государственными праздниками, вплоть до того, что Министерство образования издает специальный указ по запрету новых праздников, которые хоть как-то отвлекают членов БРСМ от коммунистической пропаганды: Хэллоуин и День святого Валентина.

Но беларусское предпринимательское сообщество, беларусские бизнесмены, озабоченные только своими частными эгоистическими интересами, не понимают, что они должны были бы стать главной общественной силой в процессе десоветизации и декоммунизации. Они считают, что это не их дело, хотя оно имеет прямое отношение к бизнесу. Я бы сказал, что современные беларусские экономисты очень напоминают лидеров рабочего движения, которых Ленин называл "экономистами" и боролся с т.н. "экономизмом" в рабочем движении. Вместо того, чтобы требовать коренной перестройки отношений с работодателями, с капиталистами, требовали мелких уступок: повышение зарплаты, сокращение продолжительности рабочего дня. Тем и ограничивались. Ленин, будучи сам коммунистом, боролся с такими взглядами социал-демократов, профсоюзников, самих рабочих, говоря, что без коренной ломки общественной системы они никогда не смогут добиться выполнения своих требований.

Точно так же ведут себя и сегодняшние бизнесмены, предприниматели и предпринимательские союзы: они требуют мелких улучшений, совершенно не затрагивая принципиальных вопросов и в принципе отношения к бизнесу и собственности. А пока принципиально не изменится отношение к бизнесу и собственности, пока из общественного сознания не будут изъяты и дисквалифицированы все советские представления и штампы, мы ничего не сможем сделать в плане экономических реформ. А реформы настолько назрели, мировая экономика настолько быстро меняется и развивается, что задержка на год или даже на месяц приведет к очень серьезному отставанию. Догонять придется годами, проводить ускоренную модернизацию, похожую на советскую индустриализацию или турецкие реформы, связанные с коренной и очень болезненной ломкой. Если мы не станем делать реформы спокойно и сознательно, потом их придется делать революционным путем — с огромными усилиями и потерями — социальными, экономическими, не дай Бог, с человеческими потерями.

В плену у слабачков

У беларусских бизнесменов и экономистов существует иллюзия, что Беларусь находится между двумя большими рынками: Евросоюзом и Россией. В чем иллюзия, спросите вы? А иллюзия заключается в том, что даже российские экономисты и политики понимают, что в глобализированной экономике сегодня жизнеспособными являются огромные кластеры, в которых можно проводить самостоятельные движения, реформы. Эти кластеры, которые можно описывать по-разному, имеют чисто демографические критерии: чтобы часть глобальной экономики могла развиваться по собственным программам, она должна насчитывать не менее 300 миллионов трудоспособного населения. А 300 миллионов — в два раза больше России, даже больше России вместе со странами Таможенного союза и всего СНГ. Россия, в этом смысле, не является конкурентоспособной самостоятельной единицей по отношению к рынку Европы. Сегодня такими кластерами могут являться: Соединенные Штаты Америки, объединенная Европа, или Евросоюз, Китай, Индия, даже Япония уже не попадает в названную категорию стран. Можно говорить о трех центрах развития мировой экономики: американская, европейская и китайская экономики. Россия уже давно поняла, что выпадает из мировых экономических процессов и не может проводить самостоятельную экономическую политику.

Соответственно, российская дипломатия, российская правительство предпринимают ряд шагов с целью дорастить свой потенциал за счет союзов с другими странами до мощности, позволяющей проводить самостоятельную экономическую политику и влиять на мировые процессы. Одной из таких попыток является БРИКС — объединение интересов Бразилии, России, Индии, Китая, на некотором этапе к союзу пытались присоединить и ЮАР. Но члены БРИКС разбросаны по всем континентам, имеют очень разные культурные традиции, традиции ведения бизнеса, очень сильно завязаны на старые традиционные центры (Бразилия — на США, Китай — на США и Европу по-своему, ЮАР — на Европу по-своему), при этом никто не предъявляет претензии на мировое лидерство. Такие претензии в БРИКС предъявляет только Россия, соответственно, ни одной другой стране такое не нравится.

Китай, который не заявляет о претензиях на мировое лидерство вслух, тем не менее очевидно преследует такую цель. Поэтому Россия для Китая — скорее конкурент в борьбе за влияние на мировые процессы. Более того, Китай с миллиардом жителей является самодостаточным: для достижения своих целей Россия как таковая не нужна; возможно, нужны российские ресурсы, которыми Китай в силу своей экономической мощи вынудит Россию делиться и продавать.

Соответственно, Беларусь, которая всю свою независимую историю ориентировалась, подстраивалась по российские правила ведения рынка, подчинялась российским требованиям, связанным со вступлением в ВТО, например, постоянно проигрывает вместе с Россией. Поэтому вторая задача в числе первоочередных для Беларуси — отстройка, отвязывание беларусской экономики и торговли от России и вхождение в общеевропейский клуб. Европа по своей экономической мощи и демократическому потенциалу является вполне самодостаточным игроком в глобальной экономике. И не просто игроком, а лидером, пожалуй, несмотря на то, что США имеют сопоставимую экономику, Китай пока еще не догоняет Европу и США.

Колоссальная стратегическая ошибка беларусского режима в том, что он все время пытался ориентироваться либо на отстающих, как Россия, либо на только-только набирающий обороты Китай. Такая геоэкономическая, геополитическая ошибка может очень дорого стоить Беларуси при проведении реформ и вхождении Беларуси в клуб развитых государств.

Смотрите также:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео