BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Татьяна Водолажская: "Дожинки" как фактор развития беларусских городов

19.12.2012 Татьяна Водолажская, исследовательская группа Летучего университета по теме "Дожинки"
Татьяна Водолажская: "Дожинки" как фактор развития беларусских городов
Аналитика и исследования
При поддержке Международного консорциума "ЕвроБеларусь" в рамках Летучего университета работает исследовательская группа по теме "Дожинки" в трансформации культурного ландшафта беларусских городов".

Продолжаем знакомить читателей нашего сайта с материалами, подготовленными участниками исследовательской группы  Представляем вашему вниманию статью координатора Летучего университета Татьяны Водолажской "Дожинки" как фактор развития беларусских городов".

  

 

  

Читайте на нашем сатйте дургие материалы участников исследовательской группы:

 


  

От сельскохозяйственного праздника к инструменту преобразованию городов

Смысл и содержание республиканского фестиваля-ярмарки "Дожинки" лежит в области сельского хозяйства и идеологии. По крайней мере, так было задумано и обозначено в качестве цели проведения данного мероприятия. В Постановлении Совета министров Республики Беларусь об утверждении положения о порядке подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки "Дожинки" от 30 мая 2007 г. указано, что "Фестиваль-ярмарка проводится в целях популяризации лучших традиций и достижений тружеников села; подведения итогов и награждения победителей республиканских соревнований в производстве сельскохозяйственной продукции и развитии социально-культурной сферы села; организации культурного досуга и эстетического воспитания тружеников села" [1]. Беларусские города принимают праздник и, казалось бы, имеют к нему лишь косвенное отношение. Они становятся площадкой "чужого", не-городского события. Но такое заключение можно сделать лишь как логический вывод из положения о "Дожинках". В реальности все обстоит не так и значительно сложнее.

За время существования фестиваля-ярмарки ряд аспектов подготовки и проведения праздника претерпели существенные изменения.

Время подготовки. Как показывают документы, в первые годы празднования "Дожинок" место их проведения становилось известным за 1,5-2 месяца. Принимающий город успевал "привести себя в порядок" к приезду высоких гостей и затем представал вниманию всей страны. К 2007 г., когда было принято положение о проведении фестиваля, "принимающая" столица "Дожинок" становилась известной уже в начале года. Появилось время и возможности реализовать более масштабные планы. В 2012 г. одновременно с подготовкой праздника в Горках велись ожесточенный дискуссии о том, какой город будет следующим. Еще весной 2012 г. активисты Рогачева возмущались решением о вероятном переносе "Дожинок-2013" из Рогачева в Гомель [2].

Материальные ресурсы. Ежегодно увеличиваются финансовые вложения в подготовку и проведение праздника. Точно оценить объемы финансирования довольно сложно, поскольку оно происходит из различных источников. Однако примерные цифры показывают общий порядок увеличения сумм. В 1997 г. (Мосты) - 10 млрд. руб. [3]; в 2010 г. (Лида) - 350 млрд. руб. [4]; в 2012 г. в Горках общие бюджетные затраты приближаются к 1 трлн. руб. [5]. Кроме того, все более широко используется мобилизация человеческих ресурсов и привлечение средств частного бизнеса, владельцев зданий и площадей в городе. Как минимум дважды в ходе подготовки к празднику проводятся субботники: "В эти дни коллективы городских предприятий и организаций выйдут на благоустройство улиц, придворовых территорий, примут участие в ремонте дорог, жилого сектора и пр. Заработанные средства в размере дневного заработка будут перечислены на внебюджетный счет горисполкома" [6].

Смена установки. Если в первые годы проведения "Дожинок" в местной прессе основной акцент делался на то, чтобы "не ударить лицом в грязь", оправдать доверие и встретить гостей как полагается, то сегодня подготовка города обсуждается как отдельный самоценный факт, причем в рамках развития города.

Так, в 2006 г. в Бобруйске, в интервью с председателем райисполкома М.В. Шпаковским специально по поводу предстоящих "Дожинок" сказано: "Всем известна жизненная истина, что встречают по одежке, поэтому в районе намечен ряд мероприятий по улучшению содержания территорий населенных пунктов, приведению в надлежащее состояние объектов социально-культурного назначения, торговли и здравоохранения. ... Учитывая, что участники фестиваля буду посещать сельхозпредприятия, согласно разработанным эскизам установили въездные знаки в "Совхоз им. Ленина", "Колхоз А. Невского", "Колхоз им. Дзержинского", "Гигант" [7].

Сравните с 2009 г. и объяснением "Дожинок" в Кобрине: "Дожинки-2009" - яркая глава в истории Кобрина, изменяющая не только его архитектурный ансамбль, но и характер жизни, отдыха людей. Это надо осознавать, учитывать и то, что планы государства, местной власти не ограничиваются сроками проведения определенного мероприятия. Нам хватит работы и после "Дожинок" по обустройству жилых кварталов, благоустройству территорий, асфальтированию дорог, улиц и т.д."  [8].

Установки организаторов во время подготовки все более сосредоточены на том, что останется после проведения праздника.

В обозначенных выше фактах фиксируется изменение формальных условий подготовки праздника, которые наглядно свидетельствуют, что значимость праздника растет, а значение преобразований, которые происходят со столицей "Дожинок", уже превосходит важность заложенных в основание праздника целей сельскохозяйственного и идеологического характера.

За годы существования фестиваль-ярмарка "Дожинки" стал явлением, значение которого не исчерпывается идеологическим содержанием, стилистикой и эстетикой современных беларусских праздников или ролью в развитии сельского хозяйства. Все эти стороны по-прежнему остаются важными и требующими анализа. Однако помимо самого праздника все более серьезное значение приобретает подготовка к нему. Действия, которые осуществляются в рамках подготовки к проведению "Дожинок" сегодня выходят далеко за пределы "генеральной уборки" к приезду гостей. Масштабы и характер преобразований позволяют рассматривать их в рамках городского развития. Но что именно изменяют "Дожинки" в беларусских городах? Какие из этих преобразований связаны с развитием, а какие нет? Что именно развивается в столицах "Дожинок"?

Города и городское пространство как объект развития

В поисках ответов на эти вопросы мы сталкиваемся с необходимостью определиться с тем, что такое городское развитие. В предыдущих исследованиях мы обращались к проблеме представлений о городе и городском развитии, заложенных в основных государственных программах Беларуси [9]. Они наследуют базовые советские принципы управления: производственный и командно-административный. Объекты управления и развития выделяются как элементы производственной системы, чем бы эти объекты не являлись: территории, города, сообщества, сферы (культура, образование) и т.д. Соответственно города выделяются как один из таких объектов, функции которого лежат, прежде всего, в обеспечении жильем и необходимыми условиями быта для рабочей силы. Экономическая эффективность и целесообразность является основанием для определения критериев развития. И хотя социальное обеспечение и прочие гуманитарные задачи иногда выходят в заявлениях и декларациях на первый план, однако именно производственный принцип виден вполне отчетливо в постановке целей:

"В целях более равномерного размещения производительных сил страны необходимо обеспечить комплексное развитие внутриреспубликанских регионов, приоритетное развитие малых и средних городских поселений" (Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.).

Командно-административный принцип добавляет к такому пониманию объекта еще и способ реализации управленческих решений. Он предполагает наличие на верхних уровнях четкого знания о том, что подлежит развитию и как это делать, и выполнения руководящих указаний на нижних уровнях. Сам объект управления (территория, город, сообщество) пассивен и только воспринимает воздействия: "Область является оптимальной единицей социально-экономического пространства страны, в границах которой на современном этапе развития административно-территориального деления Республики Беларусь органы власти могут наилучшим образом осуществлять эффективное управление своей территорией" (Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.).

Не будем воспроизводить все аргументы и аспекты критики такого подхода, отметим лишь, что данные представления о городе и развитии городов фактически сводят на "нет" идею города как особого пространства, особой организации образа жизни, ключевыми характеристиками которых являются свободное время, коммуникация и выстраиваемое на этой базе сообщество, самоуправляющее "общим бытием" [10]. Одной из ключевых характеристик развития городов в этом подходе является уникальность, собственный путь выстраивания прошлого и будущего. Именно в таком пространстве зарождалось представление о горожанине, гражданине, которое затем легло в основания современного понимания гражданства. Сейчас обозначим лишь противоположность этих двух подходов к самим городам и к их развитию.

Архитектурное обустройство города, появление или исчезновение объектов различного функционального назначения создаёт соответствующую среду обитания для жителей. Установки на то, какой эта среда должна быть, направляют действия по реорганизации городского пространства как комплекса материальных и нематериальных объектов, структурирующих и задающих определенный образ жизни и образ мышления горожан. Городское пространство формирует и позволяет транслировать определенную систему ценностей, историческую память и культурную идентичность. Поэтому воздействие на элементы городского пространства становятся не просто вопросом обеспечения жильем или иными благами, но полем влияния на общественное сознание, самоидентификацию горожан, их образ мысли и действия.

Разберем более подробно вклад "Дожинок" в творение городского пространства. Материалом анализа стали:

  1. наблюдения и интервью с местными жителями и активистами, проведенные в шести городах-столицах "Дожинок": Мозырь (2001), Волковыск (2004), Бобруйск (2006), Орша (2008), Кобрин (2009) и Молодечно (2011);
  2. материалы шести районных газет за год проведения "Дожинок": "Жыццё Палесся" (Мозырь), "Кобрынскі веснік" (Кобрин), "Аршанская газета" (Орша), "Наш час" (Волковыск), "Трыбуна працы" (Бобруйск), "Маладзечненская газета" (Молодечно);
  3. интернет-материалы, посвященные празднованию "Дожинок" и подготовке к ним (региональные интернет-ресурсы, сайты исполкомов, журнал "Архитектура и строительство");
  4.  тексты государственных программ развития и нормативных актов, регулирующих подготовку к фестивалю-ярмарке "Дожинки".

Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопросы:

  • Что меняется в городах при подготовке к "Дожинкам" (новые объекты, реконструкции, сносы)?
  • Меняется ли в связи с изменением городского пространства образ жизни горожан. Как включаются в него новые объекты. Изменяется ли структура свободного времени, отношение к истории и культуре, представления о своем городе и т.д.?
  • Способствуют ли производимые изменения развитию уникальности или стандартизируют беларусские города?

Анализ материалов позволяет выделить 3 аспекта изменений, происходящих в городах: 1) изменение внешнего вида города и благоустройство; 2) повышение уровня и качества жизни горожан; 3) преобразование культурного ландшафта и городской среды.

Улучшение внешнего вида, наведение порядка, благоустройство

"Благоустройство" стало одним из наиболее часто употребляемых слов в словаре "Дожинок". Анализируя масштабы и характер работ в этом направлении, мы можем отметить несколько тенденций. Из года в год наведение порядка в дожиночных столицах остается самой видимой, наглядной частью преобразований. Можно выделить ряд тенденций "благоустройства".

Во-первых, рост из года в год объемов преобразований. В первой дожиночной столице - Столине (1996) - были отремонтированы центральная площадь города с прилегающими улицами (ул. Ленина и Советской ул.), дороги и тротуары, фасады ряда жилых домов, проведен небольшой косметический ремонт фасадов и крыш библиотеки и гостиницы, на нескольких улицах установлено новое освещение и новые заборы, благоустроена набережная. В 2003 г. в Пружанах ремонтируют уже 77 улиц, вместе с заборами и изгородями, в десятках домов производят замена окон, кровли, строительство мансард, раскрывают "Купеческие торговые ряды" в центре площади и фундамент окружающих площадь домов. К 2009 г. в Кобрине ремонтируется и обновляется уже не только площадь, все центральные улицы, парк и набережная, но и 190 жилых домов. Однако на фоне этого прогрессирующего увеличения объемов следует отметить, что еще более интенсивно растет другая составляющая преобразований - создание новых объектов: жилье, образовательные и оздоровительные учреждение и т.д.

Во-вторых, если в первые годы наведение порядка ограничивалось "дожиночным маршрутом" - улицами и площадям, где будут проходить праздничные мероприятия, то со временем подготовка к празднику стала поводом для благоустройства мест, не связанных непосредственно с фестивалем-ярмаркой и приемом гостей. Стали асфальтироваться улицы на окраинах, тротуарная плитка и газоны появилась не только на центральных улицах, а очистка придворовых территорий, снос ветхих построек и т.д. стали обязательной "операцией", на которую мобилизуются все жители города во время обязательных субботников.

В-третьих, установка на непопадание неприглядных сторон жизни горожан в поле зрения гостей сохраняется в таких проявлениях как покраска домов только со стороны улиц (то же касается и замен крыш), а также установка бутафорных разноцветных заборов перед реальными оградами. Показательная демонстрация порядка в Мозыре, например, вылилась в установку забора с рекламными щитами, ограждающего частный сектор.

В основной арсенал благоустройства дожиночных столиц входит: мощение плиткой тротуаров и площадей (а также парковых дорожек), разбивка газонов и цветников, асфальтирование дорог, установка освещения и остановок общественного транспорта, покраска фасадов домов (в последние годы вместе с установкой стеклопакетов) и ремонт крыш, установка заборов. Захватывая все большие городского пространства, эти компоненты не меняются ни по составу, ни по стилю исполнения. Эстетика наведения порядка практически не зависит от города. В разных городах встречаются одинаковые скамейки и фонари, одинаковая плитка и очень схожие газоны и цветники. Заданная таким образом норма "красоты" и "образа города" ретранслируется и в дальнейших преобразованиях городского пространства. Этот унифицированный стиль не имеет каких-то четких культурных отсылок или апелляций, поскольку складывается спонтанно, под воздействием экономических, административных и иных внешних факторов, а также в силу эстетического и культурного развития тех, кто принимает окончательные решения. В ходе организации благоустройства города не обнаруживается установка на выявление или создание особого образа своего города.

Однако следует отметить, что даже при отсутствии такой установки именно масштабные и комплексные работы по благоустройству чаще всего создают новую атмосферу в городе. Жители воспринимают свой город обновленным, посвежевшим, более красивым и комфортным, оформляя свои впечатления и отношение в такие метафоры и сравнения как "беларусский Париж", "беларусский Версаль" и т.д. Благодаря проведенным работам некоторые объекты в городах иногда заново открываются горожанами. Так, например, жители Бобруйска отмечали, что обновление фасадов ул. Социалистической "проявили" для многих историческую еврейскую застройку, а расчистка территории крепости и подготовка ее под строительство Ледового дворца "открыла" наличие в городе памятника истории - Бобруйской крепости. Однако, это скорее единичные проявления и случайные совпадения действий и эффектов, которые не заложены в основания и подходы к благоустройству.

В рамках наведения порядка особо следует выделить объекты исторического наследия, которые также нередко попадают под преобразования. Большинство из них не претерпевает каких-то существенных изменений в своих функциях и роли в городском пространстве, соответственно работа с ними ничем не отличается от обычного ремонта. Их уникальность остается невостребованной и не проявленной в городском пространстве. Такова судьба исторической застройки в Кобрине, Бобруйске, Горках и других городах. В других случаях специального обращения к историческому наследию можно наблюдать целенаправленную и квалифицированную работу (Орша - коллегиум иезуитов, Полоцк - коллегиум иезуитов и Софийский собор, Шклов - городская ратуша и торговые ряды), а также декорирование - Мозырь (в ходе "Дожинок" были начаты работу по сооружению имитации замчища, которые закончились через 2 года).

Повышение уровня жизни и реализация социальных стандартов

Наряду с наведением порядка в дожиночных столицах все больший размах приобретают работы, непосредственно не связанные с проведением праздника и подготовкой города к нему: ремонт и строительство спортивных сооружений, домов культуры, объектов бытового обслуживания и даже жилья. Вместе с тем, именно этот вид работ из года в год наиболее интенсивно набирает обороты не только по количеству объектов и объемам финансирования, но и по значимости для города.

Это наглядно демонстрируется в сравнении:

  • Столин (1996) - строительство больницы и поликлиники, реконструкции стадиона и дома культуры;
  • Волковыск (2004) - ремонт зданий двух библиотек, гостиницы и налоговой инспекции, ресторана, универмага, комплекса зданий авто и железнодорожного вокзалов, а также строительства жилого дома на 84 квартиры;
  • Горки (2012) - реконструкция и ремонт пяти объектов здравоохранения, двенадцати - образования, трех - физической культуры, пяти - культуры, трех - бытового обслуживания, а также строительство стадиона и спортивного комплекса (ледовая арена), амфитеатра и нового общежития в академгородке на 860 мест, нескольких жилых домов и т.д.

Помимо строительства и ремонта объектов социально-культурного назначения в период подготовки к "Дожинкам" решаются проблемы городской инфраструктуры: строительство новой дороги для транзитного транспорта (Столин) и трассы Р28 Минск-Молодечно-Нарочь (Молодечно), путепроводов в Речице и Орше, мостов в Полоцке и Кобрине, проведение линий электропередач и газопроводов в Волковыске.

Празднование "Дожинок" обладает потенциалом притягивания дополнительных средств для решения текущих проблем города. В свою очередь, администрация каждого района и области озабочена выполнением показателей по комплексу различных государственных программ, нацеленных на обеспечение определенных социальных стандартов и уровня жизни населения. На пресс-конференции председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник красноречиво фиксирует этот ход рассуждений: «"Город над Сожем является не только вторым в республике по населению, но и по занимаемой площади, имеет большой одноэтажный частный жилой фонд, в том числе, довоенной застройки. К сожалению, ресурсов местных бюджетов недостаточно, чтобы за короткое время привести его благоустройство в соответствие с современными требованиями. Поэтому мы и обратились за поддержкой к президенту, зная о том, что каждый город, который становится столицей "Дожинок", получает на свое развитие большие финансовые ресурсы из республиканского бюджета" [11].

Решение вопросов обеспечения необходимого уровня и качества жизни приобретает в дожиночных столицах специфические черты. Наряду с решением актуальных для каждого города проблем - ремонты поликлиник, школ, больниц, жилья т.д. - в рамках этого вида преобразований формируется определенный класс объектов, которые становятся "показательными" для городов. Это, прежде всего, ледовые дворцы или арены, открытые концертные площадки (амфитеатры и культурно-развлекательные комплексы) и набережные. Создавая такого рода объекты, город как бы выходит на уровень высоких стандартов, то есть удовлетворяет потребности населения по "высшему классу". В то же время, эти объекты не являются уникальными по отношению к другим беларусским городам.

Таким образом, данный вид преобразований переводит практику празднования "Дожинок" в своеобразный механизм реализации общих задач повышения уровня и качества жизни населения. Это механизм мобилизации и привлечения возможностей из самых разных источников от дополнительных бюджетных средств, вкладов местного бизнеса, до использования трудового ресурса жителей города. Этот механизм развития реализуется в сегодняшней Беларуси не только через "Дожинки", но и чрез ряд других праздничных мероприятий: Дни письменности, Дни города и т.д.

Характерной особенностью такого способа развития городов является унификация представлений о нуждах конкретного города и его жителей. Сам набор возможностей развития ограничен представлениями о качественной жизни, которые заложены в государственные программы и "спускаются сверху" для выполнения на местах. Это исполнение ограничено ресурсными возможностями исполнения тех или иных идей. Дворцы, дома культуры, стадионы и т.д. делаются по типовым образцам без специального "вписывания" в пространство конкретного города.

В итоге, лишь немногие объекты подобного рода находят в жизни города свое особое место и начинают значимо менять его пространство, давая толчок в изменении образа жизни и образа действия людей. Таковыми можно считать аквапарк в Кобрине, давший толчок к развитию рекреационной инфраструктуры города. Горожане не только начали сами использовать новые возможности отдыха, но и стали включаться в предоставление услуг для приезжих отдыхающих. Аналогичным образом "заработал" комплекс объектов, сгруппированных в отреставрированном здании коллегиума иезуитов в Орше. После ремонта здесь расположилась детская библиотека, музей, галерея, отдел культуры горисполкома, ЗАГС, детское кафе. Расположение коллегиума и насыщенность местами проведения свободного времени сделали это здание местом притяжения в городе. Большинство же работ по ремонту и строительству такого рода объектов позволяют привести в надлежащее состояние то, что уже используется (не сильно изменив его место и значимость в жизни горожан). В основном, это объекты здравоохранения и образования. В худшем случае, новые объекты остаются невостребованными, несмотря не вложенные средства. Пустующие набережные, ледовые дворцы и концертные площадки - все это в изобилии можно встретить в дожиночных столицах.

Преобразования культурного ландшафта и городской среды

С каждым годом проведения мероприятия затрагивается все больше объектов, формирующих культурную городскую идентичность и определенный образ жизни горожан. Однако анализ показывает, что в ходе продумывания и решения вопросов о предстоящих преобразованиях эти аспекты развития города остаются в зоне случайных обстоятельств, опосредованных совершенно другими задачами и установками. Ни в одном городе мы не можем обнаружить сколь-нибудь целостного непротиворечивого решения, направленного на создание определенного образа города и соответствующей организации городского пространства. Вполне резонно, что объем и задачи дожиночных преобразований не направлены на эти цели. Однако мы наблюдаем все большее вторжение в данную область, что ставит проблему городской идентичности и городской среды все более остро.

Если в первые два года работа с исторической памятью или инфраструктурой городского образа жизни ограничивалась ремонтом памятников погибшим в Великой Отечественной войне, то уже в Шклове, а затем в Несвиже историческое наследие попадает в центр "дожиночного маршрута" и подлежит реконструкции. Следует сказать, что проведенные работы позволили вписать Дом на рынке (Несвиж) и городскую ратушу (Шклов) в общую инфраструктуру города - после ремонта там расположились детская библиотека, музейная экспозиция и гимназия. Среди последующих обращений к культурно-историческим объектам наиболее успешно вписался в городской ландшафт оршанский коллегиум иезуитов. Он был не только достаточно качественно отреставрирован, но и создал новую точку притяжения в городском пространстве, переструктурировав его и задав новое место проведения свободного времени и коммуникации горожан.

В 2001 г. в Мозыре рождается практика установки и реконструкции памятников: памятник В. Хоружей перенесен, А. Пушкину - поставлен, а В. Ленину - преобразован (у подножья снесена трибуна и подпорные стенки с цветниками). Целостный смысл этих изменений в контексте символической системы города не понятен. Вероятнее всего, каждое из этих действий вызвано собственными мотивами или локальными обстоятельствами. Аналогичные мало осмысленные действия мы видим и в Орше: возвращение памятника Ленину на одноименную площадь, установка памятника воинам-интернационалистам, фактический снос памятника Всеславу Чародею (лежит за музеем), перенос памятника Короткевичу.

Манипуляции с памятником Ленину мы наблюдаем еще в ряде городов: Кобрин, Бобруйск, Волковыск, Слуцк, Горки. Везде они входят в комплекс реконструкции главной площади. В Бобруйске и Кобрине уменьшили величину постамента. В Кобрине дополнительно на той же площади поставили еще один памятник - Основателям города, сместив основной акцент на него и "задвинув" Ленина на край площади. Сместили на другой конец площади и памятник в Слуцке. В этих манипуляциях сложно обнаружить какую-то ясную политику памяти.

Параллельно распространяется практика создания новых скульптурных композиций, которыми заполняется городское пространство. Подавляющее большинство таких композиций не имеет сколь-нибудь четкого содержания, а представляют собой городскую скульптуру: "Купалле" в Кобрине и Молодечно, "Бобер" в Бобруйске, "Гулливер с лилипутами" в Орше, "Тарас на Парнасе" в Горках, "Боцман" в Кобрине, "Лев с ключами от города", "Сноп колосьев", "Командировочный" и "Банщик" в Лиде, "Приезжая" в Молодечно и т.д. При слабой насыщенности беларусских городов культурными знаками и символами, создающими идентичность и культурную определенность, эти скульптуры становятся значимой частью городской среды, а иногда и символами города. Возле них встречаются, к ним водят гостей и фотографируются на память. Городское пространство переструктурируется, но становится еще менее содержательно насыщенным чем ранее, когда основные символические точки в нем были идеологически связаны и выверены.

Несмотря на разнообразие данных композиций, они создают скорее унифицирующий эффект, нежели подчеркивают уникальность каждого из городов, поскольку тематически не связаны ни с прошлым, ни с настоящим, и могут быть легко перенесены из одного города в другой. В итоге, практика, призванная сформировать городскую идентичность, работает скорее в противоположном направлении.

Еще один важный аспект преобразования городского пространства связан с включение в набор стандартных объектов пешеходных улиц или зон, которые дополнили строительство и благоустройство набережных, площадей и парков. Все эти объекты - сосредоточение городского образа жизни, характеризующегося интенсивной коммуникацией и наличием свободного времени. Правда, эту свою функцию они выполняют только при условии их правильной организации: удобство для встреч и разговоров, наличие вокруг объектов различного назначения, что делает возможным смену занятий, не покидая публичного места. Большинство такого рода объектов остались безжизненными. Так, на пешеходной улице в Кобрине никто не задерживается, поскольку с одного конца у нее парк, в котором действительно много людей и они там проводят много времени, а с другой рынок и торговые точки. Скамейки же на пешеходной улице расположены спиной друг к другу. Так что на них можно лишь сесть на несколько минут передохнуть.

Продленная на несколько километров набережная вдоль Припяти в Мозыре приходит в запустение. На дополнительном участке нет ни скамеек, ни кафе, ни ресторанов. Единственное функциональное предназначение этой части может заключаться в том, чтобы пешеходной зоной связать старую набережную со спортивным комплексом. Но поскольку это достаточно большое расстояние, пешком туда мало кто ходит. Очевидно, что участка набережной, который прилегает к площади Ленина и где располагаются пристань, карусели, кафе и т.д., достаточно для города. 

Преобразование Социалистической улицы Бобруйска в пешеходную не добавили к ее значению ничего существенного. Она и до этого преобразования была основным местом прогулок коренных бобруйчан. Новые элементы: скамейки, фонари и т.д. - скорее, нарушили ее собственный стиль и дух.

Пешеходные зоны как элемент городской среды были привнесены в комплект дожиночных объектов без специального осмысления. Они взяты из иного контекста и понятия о городе, нежели те, что реализуются в современных беларусских программах развития. Соответственно, данные объекты требуют вписывания в иной комплекс: многообразие образов жизни, свобода самовыражения, публичная жизнь и т.д. Поэтому в беларусских условиях они скорее случайно оказываются жизнеспособными и востребованными.

Итоги и выводы

Подводя общие итоги преобразований, которые происходят с беларусскими городами, в контексте их развития можно отметить следующее:

Подготовка к "Дожинкам" является одним из мобилизационных механизмов привлечения ресурсов (интеллектуальных, финансовых, организационных) для реализации основных задач развития беларусских городов. Основное направление этого развития видится в улучшении условий жизни населения, описанное рамками социальных стандартов. Данный механизм позволяет выполнять плановые показатели такого развития и в мобилизационном режиме решать вопросы обеспечения определенного уровня и качества жизни.

В рамках реализуемого подхода к развитию городов они стандартизуются и унифицируются. Данный подход не предполагает развития уникальности каждого города, а также развития оснований для формирования такой уникальности: культивирование разнообразия образов жизни, коммуникации и самоорганизации. Преобразования в рамках такого подхода не нацелены на изменение городского пространства: организации времени, образа жизни и действий горожан. Уникальные новые комбинации возникают преимущественно в результате действия организационных, ресурсных и иных факторов, а не в рамках специальной культурной политики.

Большинство объектов, функционально предназначенных для формирования городской среды и городского образа жизни, "не работают", поскольку не продумана инфраструктура и их место в пространстве. Однако имеются позитивные прецеденты, опирающиеся на проделанную ранее подготовительную работу, которая в ситуации необходимости принятия решений может быть востребована, усилена и завершена за счет привлечения ресурсов "Дожинок".

"Дожинки" содержат потенциал развития беларусских городов, заключающийся в масштабах деятельности и выделяемых ресурсах, необходимом времени для планирования и подготовке к преобразованиям и наконец во внимании заинтересованных субъектов (жителей города, властей и бизнеса). Для полноценного использования данного потенциала необходимы переосмысление целей и задач преобразования городского пространства, смена подхода к его планированию и включение в него специалистов и заинтересованных групп по развитию городской среды и культурной идентичности городов.

 

_______________________________________

 

  1. Постановление Совета министров Республики Беларусь об утверждении положения о порядке подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки "Дажынкі" от 30 мая 2007 г. № 712.
  2. Рагачоў патрабуе вярнуць "Дажынкі" // "Наша Ніва". - 11 сакавіка, 2012: http://nn.by/?c=ar&i=69868.
  3. "Дажынкi": где, что, почем // БГ-деловая газета: http://bdg.by/news/society/11840.html.
  4. К "Дажынкам-2010" в Лиде уже все построено и обновлено!?? // Информационный сайт города Лиды: http://www.lida.info/k-dazhynkam-2010-v-lide-uzhe-vse-postroeno.
  5. На проведение фестиваля "Дожинки-2012" в Горках предусмотрено около триллиона рублей // News.open.by: http://news.open.by/country/89400.
  6. Городская хроника: Все - на субботники // "Трыбуна працы". - № 24. - 29 сакавіка, 2006.
  7. Актуальное интервью // "Трыбуна працы". - № 28. - 15 апреля, 2006.
  8. Пянко А. По жестким технологическим требованиям // "Кобрынскі веснік". - 23 мая, ???.
  9. Игра в города: по материалам экспедиций в малые города Беларуси / Сост., науч. ред. Т. Водолажская. - Мн., 2009; Водолажская Т. Местное развитие: борьба и единство противоположностей? // Methodology.by: http://methodology.by/?p=287.
  10. Глазычев В. Урбанистика. - М., 2008.
  11. Столицей республиканского фестиваля-ярмарки "Дожинки" в 2013 г. впервые может стать областной центр // БелТА. - 29 февраля, 2012: http://www.belta.by/ru/all_news/society/Stolitsej-respublikanskogo-festivalja-jarmarki-Dazhynki-v-2013-godu-vpervye-mozhet-stat-oblastnoj-tsentr_i_590494.html.
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео