BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Представительство ООН в Беларуси: Мы не раздаем хлеб, мы учим ловить рыбу

30.10.2009
Представительство ООН в Беларуси: Мы не раздаем хлеб, мы учим ловить рыбу

24 октября в мире отмечается День Организации Объединенных Наций, в число основателей которых входит Беларусь. О деятельности ООН в мире и программах, которые представительство ООН реализует в нашей стране, в эфире Радио TUT.BY рассказал Владимир Щербов, советник представителя ООН в Беларуси.

Как сегодня развивается сотрудничество между ООН и Беларусью?

Сотрудничество идет плодотворно: таково наше мнение, и надеемся, что правительство Беларуси и его народ его разделяют.

Беларусь – это государство-основатель ООН. С 1945 года, с момента создания организации, Беларусь является полноправным ее членом и активно сотрудничает во всех организациях системы ООН. Это сотрудничество продолжается и сегодня.

В 1992 году открылось представительство ООН в Беларуси, что стало очередным этапом нашего сотрудничества.

Чем занимается представительство ООН в Беларуси сейчас?

С 1992 года целью работы представительства ООН в Беларуси стало осуществление программ помощи, направленных на содействие экономическому развитию и социальному прогрессу посредством проведения исследований и анализа экономического положения и социальных проблем, технического сотрудничества, подготовки персонала и распространения информации.

Предполагалось, что страны с переходной экономикой двинутся в сторону рыночной экономики и демократии. Для этого во всем мире были открыты представительства, которые стали передавать ноу-хау, ресурсы, знания, технологии в сфере развития и совершенствования законодательства и налаживания административных процессов.

Беларусь - страна с достаточно высоким уровнем развития. По индексу развития человеческого потенциала среди 180 стран Беларусь находится на 68 месте, в группе стран с высоким уровнем развития.

ООН физически присутствует более чем в 160 странах из 192 стран-членов ООН. Беларусь относится к группе стран-выпускников. Наше присутствие здесь ограничено: в какой-то момент Беларусь достигнет такого уровня развития, когда наше представительство будет здесь не нужным.

Конечно, Беларусь будет продолжать сотрудничество с ООН по вопросам глобального характера. Но помощь мирового сообщества посредством ООН Беларуси в какой-то момент закончится, и наша задача - чтобы она закончилась как можно скорее. Этот момент нам кажется достаточно близким: возможно, к концу 2015 года физическое присутствие сотрудников ООН в Беларуси не понадобится, потому что она станет слишком богатой и слишком развитой страной, чтобы претендовать на средства доноров.

Казалось бы, присутствие ООН в Беларуси говорит о том, что мы очень плотно сотрудничаем с международными организациями. Получается, что когда мы выйдем на какой-то новый уровень развития, ваше присутствие уже будет не нужно. В каких странах, в таком случае, нет представительства ООН?

Действительно, мы в каком-то смысле рубим сук, на котором сидим. Для ООН нет необходимости иметь посольство в странах-членах, поскольку все взаимодействие происходит в штаб-квартире в Нью-Йорке. Есть и другие офисы ООН в Женеве, в Найроби, в Вене, где происходит взаимодействие со странами-членами. Основная масса представительств ООН располагается в странах с невысоким уровнем развития.

Богатые страны тратят примерно 100 млрд долларов на помощь в целях развития. Примерно 10% этой помощи идет через систему ООН. В Беларуси эти цифры несколько выше: примерно 30% безвозмездной помощи богатых стран идет через наше представительство. Мы надеемся, что наша деятельность приводит к тому, что показатели Беларуси в сфере доходов на душу населения, в сфере образования и здравоохранения повышаются.

Например, Детский фон ООН UNICEF содействует защите прав ребенка и достижению максимально высокого уровня детского здоровья. Беларусь по показателям детской и младенческой смертности вплотную приблизилась к западноевропейским странам с очень высоким уровнем развития.

Присутствие организаций-партнеров ООН в Беларуси тоже станет вскоре ненужным в нашей стране? Ведь если не будет представительства, значит, нечего будет и координировать.

Представительство ООН - это совокупность специализированных организаций, которые занимаются отдельными направлениями сотрудничества. В Беларуси физически присутствуют 11 агентств, которые осуществляют разного рода программы.

Наш главный партнер - это правительство Беларуси, и мы работаем по его приглашению. Правительство заинтересовано в том, чтобы мы присутствовали здесь физически, чтобы через нас международное сообщество помогало стране двигаться вперед. Наша работа - это конкретные проекты, мероприятия с финансированием от доноров, которые помогут что-то изменить в стране в лучшую сторону. Мы не раздаем хлеб, мы учим ловить рыбу в узких технических направлениях, где Беларуси немного не хватает знаний. На мой взгляд, нашей организации учить Беларусь уже особо нечему: страна уже достаточно грамотная во всех направлениях.

Свои проекты мы осуществляем совместно с министерствами, другими государственными органами и общественными организациями. Наш интерес направлен на рост благосостояния граждан, поэтому решение проблем происходит в комплексе с усилиями и государства, и общественных организаций, и средств массовой информации.

Насколько успешны и эффективны проекты, которые реализуются в рамках деятельности ООН?

Безусловно, результаты у наших проектов есть, но не нужно забывать о несоразмерности ресурсов, которые есть в распоряжении ООН для работы в стране, и самих ресурсов, которыми обладает страна. Нужно понимать, что госбюджет тратит сотни миллионов долларов на поддержание сферы здравоохранения, и те несколько миллионов, которые мы можем добавить к этим средствам, разумеется, не могут оказать решающего воздействия: ситуация в стране зависит от самой страны. Наше воздействие измерить достаточно сложно, потому что мы всего лишь скромный помощник правительства и гражданского общества в этой работе.

Программа развития ООН реализует два крупных проекта совместно с другими агентствами ООН, ВОЗ и Министерством здравоохранения - это проекты по борьбе со СПИДом и туберкулезом. На эти программы через ООН выделяются действительно большие средства, на которые закупаются препараты для лечения и профилактики. В этих программах помощь ООН можно определить достаточно четко.

Но, например, в вопросах о совершенствовании законодательства наша функция заключается только в рекомендациях. Законодательство принимает сама страна. Беларусь предпринимает какие-то меры для совершенствования инвестиционного климата, и в результате растет в рейтинге инвестиционной привлекательности. Но измерить долю участия ООН в этом процессе практически невозможно. Поэтому любой результат нашей работы - это результат сотрудничества с правительством.

С другой стороны, глупо было бы заниматься самоуничижением и говорить, что наша помощь слишком скромна. Просто в этом процессе сложно выделить именно нашу долю.

Давайте ответим на вопросы наших слушателей: "Как и кем определяется целесообразность открытия того или иного проекта в определенной стране? Неужели проблема туберкулеза в Беларуси настолько актуальна, что требует вмешательства ООН?"

Каждый проект формируется из заинтересованности нескольких сторон и правительства в том, чтобы получить международную помощь в какой-то сфере. Правительство определяет, какие вопросы являются приоритетными и требуют помощи. Целесообразность открытия проектов зависит от донорских ресурсов и способности ООН дать техническую экспертизу по вопросам. То есть, если мы сможем решить какой-то вопрос лучше других организаций, если на это есть деньги и правительство этого хочет, тогда проект осуществляется.

Есть такое понятие, как международные обязательства организаций в области развития. В 2000 году всеми странами-членами ООН, включая Беларусь, была принята "Декларация тысячелетия". Государства мира дали свое торжественное обязательство бороться с крайней нищетой, обеспечить доступ к начальному образованию, обеспечить гендерное равенство, экологическую устойчивость, сократить детскую и материнскую смертность. Если страна взяла на себя такое обязательство, ООН старается по мере сил помогать ей в этом.

В 90-е годы в Беларуси уровень заболеваемости туберкулезом и смертности от него значительно возрос. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но показатели по-прежнему не очень хорошие. Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией выделяет средства, в том числе и Беларуси, для профилактики и лечения этих заболеваний и закупки необходимого оборудования.

"Злые языки говорят, что региональные офисы ООН - это большая кормушка, в которой "распиливают" выделенные бюджеты, ведут кучу формальных документов, пишут красивые отчеты и проводят пресс-конференции о своей деятельности. При том что реального результата как такового или нет, или большинству он незаметен. Прокомментируйте, пожалуйста, так ли это".

Действительно, у нашего офиса есть региональные центры - это достаточно небольшие структуры, целью которых является организация управления деятельности ООН в регионах и координация региональных проектов.

От этих центров никто не ждет великих свершений, так как основная работа делается на страновом уровне. Кстати, пресс-конференциями они не злоупотребляют и бюджеты не "распиливают".

"Если не секрет, существуют ли при ООН службы, которые противодействуют военным провокациям? Насколько они эффективны, где и как действовали? Проводит ли ООН свои собственные расследования?"

В этом вопросе сквозит представление об ООН как о международном правительстве, которое может как-то руководить мировой жизнью. ООН - это совокупность государств-членов, и, безусловно, поддержание международного мира и безопасности - одна из трех ключевых задач. Соответствующие подразделения секретариата ООН ведут мониторинг ситуации в мире, но вопрос мира между нациями - это вопрос взаимоотношений государств. ООН - это площадка, где страны могут договариваться между собой, чтобы предотвращать войны.

ООН не может ни запретить, ни повлиять на процессы взаимодействия государств в военной сфере. Есть Генеральная Ассамблея ООН, есть комитеты, в которых обсуждаются вопросы мира и безопасности, принимаются соответствующие резолюции. Есть Совет Безопасности ООН - это главный орган, который следит за поддержанием мира во всем мире.

Что касается постконфликтного строительства, то ООН достаточно часто приглашается для того, чтобы развести конфликтующие стороны, провести миротворческие операции по установлению и поддержанию мира. Выделяются деньги, воинские контингенты и специалисты, которые под флагом ООН осуществляют какие-то миссии.

С 1950-х годов мы провели более 60 миротворческих и миростроительных операций. В случае если случился военный конфликт, ООН делает все возможное, чтобы он закончился как можно быстрее, а потом помогает наладить нормальную жизнь.

"Какова официальная позиция ООН относительно экспериментов на LHC (от CERN) с учетом множества мнений ученых об отсутствии четких аргументов по безопасности? Насколько законно и оправдано вероятностное уничтожение жизни на нашей планете во имя прогресса?"

Все страны мира имеют право на свободные научные исследования. Я сомневаюсь, что Большой адронный коллайдер может привести к уничтожению Вселенной. С другой стороны, вряд ли ООН в состоянии этому помешать. Это огромный проект, который был построен при участии стран-членов ООН, и как-то запретить такие исследования мы не можем. Даже если кому-то из экспертов покажется, что этот коллайдер чем-то опасен, его мнение не сможет перевесить авторитет всех ученых и правительств всех стран, которые строят Большой адронный коллайдер.

"Как вы считаете, что нужно сделать ООН, чтобы дистанцироваться от имиджа проамериканской организации?"

Мы не думаем, что у нас есть такой имидж. Более того, если почитать некоторые американские газеты, то можно обнаружить утверждение, что ООН - это антиамериканская организация. В ООН решения принимаются большинством голосов, и у Америки, как и у других стран, в Генеральной Ассамблее есть только один голос.

Действительно, США платят около четверти регулярного бюджета ООН, но почти столько же платит и Япония. Почему тогда никто не говорит, что ООН - это прояпонская организация?

Возможно, такое мнение сформировалось из-за того, что штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, но так сложилось изначально. ООН экстерриториальна, и даже на нашу штаб-квартиру американское законодательство не распространяется. Тем политическим деятелям, которым запрещен въезд на территорию США по каким-то причинам, доступ к штаб-квартире ООН открыт.

"Во многих организациях с высокой оплатой труда царит достаточно нездоровая моральная атмосфера. Как вы считаете, наблюдается ли подобное в представительстве ООН в Беларуси?"

Конечно, нет, у нас очень здоровая атмосфера. Представительство ООН, как и любая организация, - это большой коллектив людей, между которыми складываются человеческие отношения. Каждый сотрудник представительства должен стремиться к тому, чтобы следовать идеалам ООН, к которым можно отнести порядочность, своевременное выполнение своих должностных обязанностей и максимальное способствование сотрудничеству ООН и Беларуси. Могут быть какие-то личностные моменты, но это не так принципиально. Главное - это то, как мы выполняем свою работу.

"Сложно ли устроиться в ООН на работу? Есть ли способы предотвратить внедрение криминала на работу в ООН?"

Практически все сотрудники системы ООН набираются на конкурсной основе, будь то младший водитель в самом маленьком офисе в самой маленькой стране, будь то сотрудники секретариата в штаб-квартире. Конкурс объявляется в открытых источниках. Претендент должен отвечать определенным требованиям, в число которых входит обязательное знание иностранных языков, нужный уровень образования и уровень работы. Все, кто отвечает этим критериям, могут попасть на работу в нашу организацию.

Почти у всех сотрудников ООН заключены годовые или двухгодовые контракты: у нас нет гарантий пожизненного трудоустройства. Если человек нужен организации, контракты могут быть продлены, но если в позиции, которую занимает человек, у организации нет необходимости, она просто ликвидируется.

Для борьбы со злоупотреблениями на рабочих местах мы постоянно проводим различные аудиты и проверки. Кроме того, страны-доноры имеют право контролировать нашу деятельность. Механизм контроля настолько отточен, что криминалу в нашей среде выжить просто невозможно.


Ссылка
Видео