BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

В "газовой войне" с Россией Минску пригодилась бы поддержка ЕС

23.06.2010
В "газовой войне" с Россией Минску пригодилась бы поддержка ЕС

Евросоюз не намерен вмешиваться в газовый спор России и Беларуси, заявил в Москве председатель Европарламента Ежи Бузек. Белорусско-российский конфликт продолжается, Брюссель же предпочитает держаться в сторонке. Заявляя, впрочем, о готовности прислать наблюдателей и продолжать консультации с экспертами в области энергетики.

Каждый день противостояния приносит новые коллизии: Россия, ссылаясь на долги по оплате в 192 млн. долларов, постепенно сокращает поставки газа в Беларусь, из Минска в ответ требуют оплатить долги за прокачку в 260 млн. долларов и начинают перекрывать поставки газа в Европу.

Между тем страны Евросоюза призывают воюющих партнеров договориться в двустороннем порядке и следят за давлением в газопроводах.

Ситуация, конечно, отличается от газового конфликта между Украиной и Россией в 2009 году, когда брюссельские медиаторы и наблюдатели отправились в Киев и Москву, чтобы на месте разбираться с неоднозначной ситуацией и способствовать ее скорейшему разрешению. Тогда сразу несколько европейских стран в начале января, в сильный мороз, остались без российского газа, — ЕС не мог не вмешаться.

В летний период потребление газа в несколько раз меньше. Кроме того, масштаб угрозы не столь велик: по данным Еврокомиссии, лишь 6,25% газа идет в Европу по трубопроводу, который может перекрыть Минск. И только Литва на 100% зависит от этих поставок. Германия и Польша могут пострадать опосредованно, недополучив газа в свои хранилища, заполняемые для зимы.

Стало известно, что в первые дни газового спора страны ЕС ускорили консолидацию энергетических рынков перед лицом общей проблемы энергетической безопасности. Так, Польша стала первой страной ЕС, которой Еврокомиссия разрешила увеличить запасы газа на 60%, выделив на эти цели 390 млн. евро.

Со своей стороны, Россия рассматривает возможность в случае, если спор с Минском не будет быстро улажен, осуществлять поставки всего объема газа, предусмотренного контрактами с Европой, через Украину или по альтернативным схемам.

Украинская сторона уже заявила, что технически в состоянии взять на себя часть белорусского транзита. Однако Россия пока не обращалась к Киеву с подобным предложением.

Ранее на фоне прошлогоднего российско-украинского газового кризиса Минск регулярно напоминал, что репутация Беларуси как надежной страны-транзитера ни разу не была поставлена под сомнение. И тут белорусские власти идут на крайние меры, перекрывая прокачку российского газа в Европу.

Год назад, запуская политику «Восточного партнерства», Евросоюз де-факто демонстрировал намерение уменьшить зависимость стран-соседей в Восточной Европе от Москвы и российского влияния. Сегодняшний газовый кризис в отношениях Беларуси и России эксперты склонны считать не экономическим, а политическим и системным: энергетическими мерами Москва пытается заставить Минск войти в Таможенный союз на ее условиях.

В неоднозначной ситуации, которая сложилась на белорусско-российском газовом фронте, Брюссель предпочитает «не вмешиваться в отношения между двумя странами», заявил глава Европарламента Ежи Бузек. По его словам, «главное для ЕС — надежность поставок».

Еврокомиссия устами комиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера выразила надежду, что двусторонний конфликт не коснется ЕС и Европа не станет его заложницей. По его словам, комиссия ЕС готова предоставить наблюдателей для сбора информации и обмена ею между Россией и Беларусью.

В то же время Минск даже не счел нужным дать однозначный ответ на вопрос, будет ли прекращен транзит газа в Европу. В телефонном разговоре с Эттингером 22 июня первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко не опроверг и не подтвердил эту информацию. Но 23 июня Беларусь, действительно, стала сокращать объемы поставляемого в страны ЕС газа.

Между тем, попав под российский молот, Минск был бы очень заинтересован в европейской поддержке.

По словам политолога Юрия Шевцова, Минск мог бы рассчитывать на поддержку объединенной Европы, поскольку юридически он чист перед ЕС. Беларусь не отвечает за контракты между «Газпромом» и странами ЕС и (впрочем, как и Россия) не ратифицировала Энергетическую хартию. По словам Шевцова, винить в конфликте можно российский энергетический концерн и тех европейских чиновников, которые не сумели обеспечить ратификацию хартии Беларусью.

Шевцов надеется, что в ходе визита в Минск 8-9 июля еврокомиссар по Европейской политике добрососедства Штефан Фюле будет иметь благожелательную позицию, поскольку Беларусь — тоже пострадавшая сторона, говорит Шевцов. Он напомнил, что белорусский транзит в Польшу и восточные районы Германии сложно чем-то заменить.

Обозреватель Роман Яковлевский считает, что рассчитывать на помощь Брюсселя Минску все же не приходится. Если отходить от зависимости от России, то с чем идти на Запад, спрашивает он. По мнению обозревателя, Беларусь не пошла навстречу ЕС по слишком многим вопросам, чтобы ожидать помощи и движения навстречу.

Более того, рассуждает обозреватель, в этом конфликте ЕС вряд ли может помочь, ведь он сам зависит от поставок газа из России. Вдобавок США, которые не зависят от российского газа, демонстрируют партнерские отношения с Москвой, в частности на примере невмешательства в события в Кыргызстане.

Яковлевский считает, что сложившая ситуация — сложная и фактически безвыходная для Беларуси, уж слишком быстро и жестко действует Россия. Эксперт обратил внимание на то, что исчерпан диалог на высоком уровне: белорусский премьер общается с руководством «Газпрома», но не российским коллегой Владимиром Путиным.

Белорусско-российский конфликт не окажет существенного влияния на отношения между Беларусью и ЕС, говорит политолог Андрей Егоров. Он отметил, что у ЕС нет оснований возлагать на Беларусь всю вину за сегодняшнюю газовую ссору.

У ЕС нет рычагов влияния на конфликт, считает Егоров. Брюссель сможет однозначно стать на чью-то сторону и поддержать пострадавшего только по результатам независимого расследования. А политические заявления стали бы вмешательством в экономические отношения между двумя суверенными странами.

Между тем инструменты влияния у ЕС могут появиться на более высокой ступени интеграции Беларуси в европейское энергетическое пространство в рамках «Восточного партнерства». Если и когда Беларусь войдет в общую зону энергетической безопасности Европы, ЕС будет защищать ее интересы, резюмировал эксперт.

 

Источник: Белорусские новости

Видео