BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

О правах человека Минск и Брюссель предпочитают говорить за закрытыми дверями?

20.07.2009
О правах человека Минск и Брюссель предпочитают говорить за закрытыми дверями?

Свобода личности в Беларуси — одна из пяти рекомендаций Евросоюза, на основе которых возможно развитие двусторонних отношений. Сегодня в Беларуси 10 человек признаны «Международной амнистией» политическими заключенными. Однако если раньше ЕС открыто критиковал ситуацию с правами человека в Беларуси, то сегодня вся дискуссия ведется закрыто, в рамках диалога с властями по правам человека. И не мешает развитию отношений между Минском и Брюсселем.

16 июля волковысский предприниматель Николай Автухович прекратил трехмесячную голодовку. Он начал ее 16 апреля, чтобы привлечь внимание к уголовному делу, по которому он и двое его товарищей проходят в качестве подозреваемых. Автухович требовал в кратчайшие сроки либо передать дело в суд, либо изменить всем подследственным меру пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде.

Трехмесячная голодовка была прекращена по просьбе адвоката Павла Сапелко, который убедил своего подзащитного в том, что ему необходимо быть в нормальной физической форме для того, чтобы знакомиться с делом и готовиться к суду.

Три волковысских активиста предпринимательского движения Автухович, Юрий Леонов и Владимир Осипенко были задержаны 8 февраля 2009 года. 18 февраля им предъявили обвинение по ст. 218 УК (умышленное уничтожение либо повреждение имущества). Задержанные, в частности, подозреваются в умышленных поджогах и взрывах имущества чиновников Волковысского района, незаконном хранении взрывчатых веществ и огнестрельного оружия.

Все трое находятся в следственном изоляторе № 1 Минска. По информации родственников, следственные действия в отношении задержанных практически не ведутся.

Следует отметить, что Автухович и Леонов в недавнем прошлом были признаны «Международной амнистией» политическими заключенными. В октябре 2005 года их задержали, а в июле 2006-го — приговорили к 3,5 годам заключения в колонии усиленного режима по обвинению в неуплате налогов.

В январе 2008 года мера пресечения была изменена им с лишения свободы на исправительные работы. Они вышли на свободу с двумя другими политзаключенными в развитие диалога между Беларусью и ЕС.

В начале 2008 года освобождение всех политзаключенных было основным требованием к белорусским властям со стороны Брюсселя и США, а также структур Совета Европы.

Принципиально новая ситуация, которая сложилась в регионе после военного противостояния России и Грузии в августе 2008 года и развернувшегося мирового экономического кризиса, вынудила и Беларусь, и ЕС пересмотреть основы двустороннего взаимодействия. Так, в августе 2008 года белорусские власти досрочно освободили экс-кандидата в президенты Александра Козулина. В качестве ответного шага Брюссель и Вашингтон пошли на частичное приостановление санкций в отношении Беларуси.

Несмотря на то, что выборы в парламент в сентябре 2008 года не были признаны демократическими, ЕС сменил стратегию в отношении Беларуси. Из 12 рекомендаций для развития отношений было выделено пять приоритетных.

Еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, посетившая Минск в июне, назвала в числе этих приоритетов реформу избирательного законодательства; обеспечение свободы объединений; создание условий для деятельности неправительственных организаций; свободу прессы; снятие ограничений для свободы личности. Последний пункт ранее формулировался как отсутствие политзаключенных.

Правозащитник Алесь Беляцкий в беседе с БелаПАН отметил, что сегодня отбывают наказание 10 белорусов, признанных «Международной амнистией» политзаключенными. Они были приговорены к ограничению свободы за участие в акции протеста предпринимателей в январе 2008 года. Беляцкий отметил, что семеро из них отбывают наказание в виде ограничения свободы, еще двоим мера пресечения была заменена на взимание денег по месту работы. Год тюрьмы за нарушение условий отбытия наказания получил активист Артем Дубский.

Вместе с тем, по словам Беляцкого, белорусские правозащитники затрудняются сказать, являются ли политзаключенными волковысские активисты предпринимательского движения. Их дело объявлено закрытым, свидетели и адвокат дали подписку о неразглашении. С уверенностью можно говорить только о неоправданно затянутом следствии и негуманности удержания за решеткой голодающего, считает правозащитник.

Беляцкий обратил внимание на то, что практика «закрывать» дела становится в Беларуси все более распространенной.

В интервью БелаПАН эксперт по Беларуси «Международной амнистии» Хезер Макгилл подтвердила, что эта правозащитная организация не рассматривает Автуховича, Леонова и Осипенко как политзаключенных из-за отсутствия достаточных доказательств, что их задержание и политическая деятельность связаны.

14 июля представители белорусской оппозиции — бывшие политзаключенные, политики и общественные деятели — обратились к послам стран ЕС с просьбой повлиять на позицию белорусских властей и спасти жизнь Автуховича.

16 июля ЕС на основании отчета минского офиса ОБСЕ сделал заявление о ситуации в Беларуси. Брюссель указал, что приговор Дубскому несоразмерно жесток, и выразил надежду, что дело Автуховича разрешится в ближайшее время. При этом ЕС отметил, что расширить взаимодействие позволят конкретные шаги властей в области демократизации, верховенства закона и уважения прав и свобод.

Так, с одной стороны, белорусские власти избегают излишнего внимания к отдельным делам, делая их закрытыми, с другой стороны — Брюссель предпочитает отойти от жестких формулировок и требований к пожеланиям большей конкретики, в частности, в области прав человека. Становится очевидно: Беларусь и ЕС настроены на диалог и стараются избегать конфликтов.

Политолог Валерий Карбалевич считает, что с августа 2008 года позиция Евросоюза в отношении Беларуси принципиально изменилась: теперь Брюссель не выдвигает условий и не ставит ультиматумов.

«В то время как связи развиваются, ЕС высказывает пожелания относительно того, как белорусские власти могли бы пойти ему навстречу. Это принципиально меняет дело — звучат рекомендации, которым в точности следовать необязательно, главное для Брюсселя — движение вперед, прогресс», — сказал Карбалевич.

По мнению политолога, в качестве шага навстречу в ЕС воспринимают сам факт диалога по правам человека, который начался в июне. Вместе с тем, отмечает эксперт, ЕС больше не увязывает напрямую ситуацию с правами человека и развитие отношений с Беларусью в других сферах.
Марина РАХЛЕЙ
Видео