BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

«Восточное партнерство» не спешит набирать обороты

16.07.2009
«Восточное партнерство» не спешит набирать обороты

Не успела польско-шведская инициатива Евросоюза «Восточное партнерство» стартовать в Праге 7 мая, как в начале июля пошли разговоры о том, что в ближайшее время особенного прогресса в ее реализации ожидать не стоит. Между тем, как и задумывалось, масштаб и развитие программы зависит от активности стран-партнеров. В том числе, конечно, и Беларуси.

14 июля на пресс-конференции в Минске посол Польши Хенрик Литвин выразил надежду на активность Беларуси при реализации проектов «Восточного партнерства». По его словам, в настоящее время рассматриваются «эскизы проектов». Варшава, в частности, предложила возможность стажировки белорусских чиновников в Польше.

Литвин подчеркнул, что Беларусь — ключевой партнер Польши на востоке, а «Восточное партнерство» — самая важная инициатива последних лет.

Понимают важность программы и в Минске. 12 июля австрийская Die Presse опубликовала интервью с президентом Александром Лукашенко. Он вновь заявил о том, что Беларуси выгодно участие в «Восточном партнерстве» и развитие сотрудничества с Евросоюзом в целом. Так, на страны ЕС приходится половина товарооборота страны, напомнил Лукашенко.

Глава государства опроверг мнение о том, что Минск заинтересован только в «дивидендах и деньгах». «Нам не деньги нужны, нам надо открытое и равноправное сотрудничество, чтобы наши товары не блокировались по пути в Евросоюз. Мы готовы адекватно отвечать», — отметил глава государства.

Следует отметить, что ранее он не раз подчеркивал важность прагматического сотрудничества и конкретных проектов.

В числе сложных моментов во взаимоотношениях Беларуси и Евросоюза Лукашенко назвал визовые проблемы и дороговизну виз для белорусов. «Кому это выгодно? Притом наполовину стоимость выше, чем для украинцев и россиян. И сами европейцы говорят: это ненормально. В этом отношении сегодня идет работа», — сказал президент.

Лукашенко обратил внимание на то, что у Беларуси сегодня непростые отношения как с Евросоюзом, так и с Россией. «Где-то ЕС предлагает лучшие направления сотрудничества, где-то — Россия, где-то Россия начинает нас поджимать <…>, где-то Евросоюз начинает диктовать», — замети он.

Тот факт, что Москва видит в «Восточном партнерстве» попытку ЕС ограничить ее влияние в постсоветских странах, президент Беларуси связывает с тем, что российские власти не получают достаточно информации. «Восточное партнерство» для нас — это не дружба против России. Нам Россию никто не заменит, и об этом мы откровенно говорим», — подчеркнул Лукашенко.

Еще до того, как программа «Восточное партнерство» стартовала в мае, было понятно: потребуется время для того, чтобы фактически ее придумать. У «Восточного партнерства» много планов, но нет конкретики, не разработаны механизмы взаимодействия шести стран-партнеров — Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины и 27 стран ЕС.

Кроме того, у стран-партнеров разный уровень отношений с Брюсселем. Так, для Беларуси сегодня доступны только многосторонние проекты, поскольку двусторонние отношения между Минском и ЕС находятся в зачаточном состоянии.

С одной стороны, «Восточное партнерство» отложили «в долгий ящик», неверно интерпретировав слова премьер-министра председательствующей в ЕС Швеции Фредрика Рейнфельдта. В частности, говоря о приоритетах Стокгольма, он отметил, что новая инициатива «будет отодвинута на второй план», поскольку объединенная Европа планирует общими усилиями бороться с мировым финансовым кризисом и доводить до конца ратификацию Лиссабонского соглашения, которое заменит конституцию ЕС.

Вместе с тем, понятно, что «заморожена» программа не будет. Швеция, как один из инициаторов «Восточного партнерства», планирует в ноябре провести в рамках программы форум гражданского общества, а в декабре — конференцию на уровне глав МИД стран ЕС и стран-партнеров.

Кроме того, на 28 июля запланировано заседание «тройки» с участием министра иностранных дел Беларуси и Швеции, представителей Совета ЕС и Еврокомиссии.

Стоит отметить, что 14 июля на пост председателя Европарламента был впервые избран представитель восточноевропейской страны, экс-премьер Польши Ежи Бузек. Варшава, второй автор «Восточного партнерства», не упустит возможности лоббировать его проекты или поддержать финансирование через такую структуру как парламент ЕС.

Между тем, программа станет такой, какой ее увидят и общими усилиями сделают страны-партнеры. Но до сих пор ни одна из них не представила в Еврокомиссию свои проекты на согласование.

Двусторонние проекты будут финансироваться из национальных бюджетов каждой из шести постсоветских стран, а многонациональные — из регионального бюджета, который на период с 2010 по 2013 год составляет 600 млн. евро. Сумма для шести стран небольшая, и Брюссель всегда говорил, что будут отобраны наиболее интересные и важные проекты.

Программы «Восточного партнерства» как таковой еще нет — есть только инициатива и предложения по ее оформлению, считает политический аналитик Роман Яковлевский.

В беседе с БелаПАН он заметил, что белорусские власти с самого начала декларировали интерес к торгово-экономическим проектам. О готовности направлять предложения в Брюссель официальный Минск заявляет с мая, однако на сегодня ни один конкретный проект не известен.

Аналитик также обратил внимание на тот факт, что на осенней сессии парламент Беларуси планирует ратифицировать соглашение с Еврокомиссией об учреждении ее представительства в Минске.

Документ был подписан в марте 2008 года. Фактически тогда же открылось представительство, цель которого — способствовать налаживанию прямого диалога Беларуси и Брюсселя.

На слуху пока только декларации о намерениях, а хотелось бы видеть реальное сотрудничество — проекты и их реализацию, резюмировал Роман Яковлевский.
Марина РАХЛЕЙ
Видео