BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Дамоклов меч над третьим сектором

09.03.2009
Дамоклов меч над третьим сектором

То, что неформалы легально собрались 6 марта на двухдневный форум под крышей Международного образовательного центра в Минске, по белорусским меркам уже прогресс. «Неформалы» — потому что сама Ассамблея неправительственных организаций не имеет регистрации. Хотя вообще статистика третьего сектора у нас внешне совершенно европейская: на 1 января в стране зарегистрировано 2 221 общественное объединение.

Но участники ассамблеи расскажут вам много историй из серии «невидимые миру слезы». Конечно, к какому-то сообществу любителей кактусов у властей вопросов нет: цветите! А вот когда пахнет, с точки зрения чиновника, крамолой, здесь уже держись!

Белорусский третий сектор, оформившийся во время относительно демократического периода начала 90-х, изведал потом черную полосу. По мере того как крепчал авторитаризм, репрессии против действительно независимых НПО становились все более системными. Против нежелательных структур стали использовать простой, но надежный инструмент — отказ в регистрации. Закон же что дышло.

А перед выборами 2006 года сделали ловушку и для андеграунда: установили уголовную ответственность — до двух лет заключения — за деятельность от имени незарегистрированной организации.

Повешенное на общественно-политической сцене ружье вскоре было пущено в ход. Начался «отстрел» неприрученных. За решетку попали активисты «Партнерства», лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич. Других наказывали штрафами, запугивали. Статья 193-1 стала дамокловым мечом для гражданского общества.

В прошлом году НПО получили финансовый удар: их лишили льгот по аренде помещений. Это сверх того, что структуры третьего сектора (за исключением проправительственных) всячески отсекаются от ресурсов.

Сегодня гражданское общество констатирует хилую, как нынешняя минская весна, внутриполитическую оттепель. На днях, например, зарегистрировали — после ряда отказов — «Центр поддержки чернобыльских инициатив» (проект явно неудобного властям профессора Никитченко). Но — «пробросили» правозащитную «Нашу весну».

Короче, идет игра кошки с мышкой. Тактика мелкого фола — если не задушить, то попортить жизнь — по-прежнему широко используется, особенно в регионах, против НПО, которые не хотят быть карманными, бутафорскими.

Чтобы отказать в регистрации, например, всегда можно найти «не ту» формулировку в уставе, мелкое нарушение в документации… Но всем понятно: устраивается, фигурально говоря, строгий фейс-контроль, и если за структурой стоят сознательные оппоненты власти (пускай лишь в принципиальном, мировоззренческом плане), то шансы легализоваться по-прежнему весьма зыбки.

На сегодня негласную позицию руководящих верхов в отношении гражданского общества можно выразить примерно такой формулировкой: «Скажите спасибо, что слишком не душим!». В конце 2008 года после трех неудачных попыток зарегистрировано движение «За свободу» Александра Милинкевича — и теперь Минск продает Брюсселю этот шаг как колоссальную либерализацию.

При этом всем понятно: стоит испортиться диалогу властей с Евросоюзом, как ситуация мгновенно начнет откручиваться в обратную сторону — и мало не покажется никому.

«Я скептически отношусь к самому термину «либерализация» в отношении тех шагов, которые делают сейчас власти в общественно-политической сфере, — говорит участник ассамблеи политолог Юрий Чаусов. — Так как эти меры конъюнктурные. Можно говорить разве что о прекращении наиболее брутальных форм преследования. Необратимых, законодательно закрепленных сдвигов нет».

По мнению Юрия Чаусова, важным шагом в числе необратимых было бы именно упразднение статьи 193-1 Уголовного кодекса. И шансы дожать власть в этом вопросе есть, так как с подачи третьего сектора соответствующий вопрос прочно вошел в повестку дня диалога ЕС с официальным Минском, считает политолог.

Нужно ли вообще властям взаимодействие с гражданским обществом? Или все делается исключительно ради имитации, напоказ Западу? Хотя Чаусов и называет «вертепными» созданные в последнее время консультативные структуры с участием представителей независимого общества, верхи, по мнению эксперта, все же ощущают потребность понемногу организовывать «в той или иной форме диалог или, по крайней мере, коммуникацию». И уже сам факт этой коммуникации, отмечает собеседник, постепенно разрушает элементы тоталитаризма, свойственные белорусской действительности. Хотя бы потому, что утверждается относительный плюрализм.

Понятно, что в развитии общественной активности руководящий класс ощущает опасность для созданной в стране политической системы. Сам же третий сектор не настолько силен, чтобы навязывать свои требования. Сегодня смягчение ситуации в этой сфере действительно происходит в первую очередь под влиянием европейского фактора.

В частности, исключить статью 193-1 из Уголовного кодекса призвал белорусские власти Европарламент. Но это лишь пожелания. Конкретизированного списка условий нормализации отношений (того, что политологи называют дорожной картой) исполнительные структуры в Брюсселе белорусскому руководству официально не выдвигают, так как на сегодня само продолжение диалога выглядит для ЕС более важным. Что и вызывает тревогу в независимом обществе: а как же гражданские свободы?

Теперь с подачи экспертов вырисовывается вариант пролонгации приостановления визовых санкций против ряда белорусских чиновников. Мол, возобновлять санкции, замороженные на полгода в октябре прошлого года, не стоит, так как весь диалог действительно пойдет коту под хвост. А вот дополнительный испытательный срок не повредит. Имеется в виду, что это стимулирует Минск на дальнейшие шаги в направлении демократических стандартов.

Исключение статьи 193-1, что по-прежнему висит дамокловым мечом над белорусским третьим сектором, могло бы стать одним их ключевых конкретных требований Европы на очередном этапе диалога с белорусскими властями.
Александр КЛАСКОВСКИЙ
Видео