BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Минск, Вашингтон и Брюссель открыли карты

16.03.2008
Минск, Вашингтон и Брюссель открыли карты
Медленно тающиий в эти дни белорусско-американский конфликт лишь на первый взгляд развивается по прямой Минск-Вашингтон. Конструкция конфликта многогранна и вмещает, кроме Беларуси и США, еще Евросоюз и, в какой-то мере, Россию. Причем степень участия в конфликте ЕС, как партнера США,  представляется на данный момент более значимой, нежели возможное вмешательство на стороне Беларуси официальной Москвы.


Иллюстрация с сайта www.barbam.front.ruВ последние дни много говорилось о, на первый взгляд, пассивной роли Брюсселя в белорусско-американском конфликте. Эксперты предполагали, что, несмотря на все существующие между Беларусью и ЕС противоречия, уровень взаимодействия между сторонами все-таки более существенен и имеет больше точек соприкосновения, в первую очередь, в экономической сфере, чем между Минском и Вашингтоном, что и вынуждает Брюссель действовать более осмотрительно и осторожно. К тому же, как отмечалось неоднократно, евроструктуры — громоздки, и для принятия определенных решений требуется немало времени на различные согласования.

Вполне вероятно, что официальный Минск сегодня пытается сыграть на существующих различиях в подходах Брюсселя и Вашингтона к решению белорусского вопроса, представить США в глазах Европы вероятным виновником срыва только-только наметившегося потепления и дать возможность ЕС почувствовать себя не одним из, а главным игроком, кому, в конце концов, и достанутся лавры демократизатора Беларуси.

Судя по последним заявлениям официальных лиц, комментирующих ход конфликта, Минск был готов инициировать его существенное обострение. По словам заместителя госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвида Крамера, решение об отзыве посла США в Беларуси Карен Стюарт было принято под давлением белорусских властей, фактически предъявивших ультиматум и грозивших объявить Стюарт персоной нон грата, что, наверняка, стало бы причиной ответных не менее серьезных шагов со стороны Вашингтона и завело бы конфликт в окончательный тупик.

Между тем, последние новости из Брюсселя сегодняшние позиции ЕС и США по белорусскому вопросу характеризуют как гораздо более близкие, чем это могло показаться еще несколько дней назад. Более того, стороны пытаются выйти на еще более согласованные позиции, для чего 14 марта Карен Стюарт и специально прилетевший в Брюссель Дэвид Крамер провели ряд консультаций с европейскими чиновниками высокого ранга.

Их суть вкратце сводится к тому, что на сегодняшний день ЕС и США готовы предложить Минску в обмен на выполнение ряда конкретных условий не менее конкретный ответ со своей стороны. Главный вопрос — освобождение Александра Козулина. При этом Дэвид Крамер дал понять, что вариант, когда место одного освободившегося политзаключенного тут же займет другой, не пройдет. В пакете условий стоит и вопрос о проведении честных и свободных выборов.

Согласованную позицию ЕС и США по этим вопросам подтвердил и польский депутат Европарламента, глава делегации по связям с Беларусью Яцек Протасевич. «Эти два условия не подлежат обсуждению», — заявил Протасевич в интервью «Немецкой волне», подчеркнув, что только в случае выполнения этих условий отношения между Беларусью и Евросоюзом смогут действительно измениться.

Об этом же на днях говорила и комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер.

Ответные предложения Вашингтона, которые возможно будут реализованы при выполнении официальным Минском оговариваемых условий, могут в определенной степени удовлетворить белорусские власти. США, по словам Дэвида Крамера, готовы пересмотреть вопрос о визовых ограничениях для высокопоставленных белорусских чиновников. Об этом, кстати, на неофициальном обеде с послами стран ЕС в Беларуси 22 февраля говорил, правда, в отношении европейского «черного списка», говорил и министр иностранных дел Сергей Мартынов. Кроме того, Вашингтон готов начать поиск путей по решению вопроса с экономическими санкциями.

Учитывая принципиальность прозвучавших как официально, так и кулуарно последних заявлений, конфликтующим сторонам больше дискутировать не о чем — карты открыты. Вопрос в том, кто сейчас сделает первый ход?

Ссылка 

Видео