BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Минск разыграет с Брюсселем вашингтонскую карту?

11.03.2008
Минск разыграет с Брюсселем вашингтонскую карту?

В последнее время присущая белорусским властям тенденция выдавать желаемое за действительное, а действительное искусно прятать за многозначительными по форме, но полупустыми по сути словесными декорациями, значительно усилилась.

Это относится, в первую очередь, к проводимой официальным Минском внешней политике. История с несостоявшимся освобождением Александра Козулина и развитие сюжета вокруг санкций США по отношению к «Белнефтехиму» дают серьезные основания утверждать, что вместо инструментов публичной дипломатии белорусские власти избрали тактику кулуарных договоренностей.

Так было с попыткой при посредничестве немецкого посла тайно спровадить Козулина в политическую эмиграцию. Так, похоже, произошло и с санкциями, о вероятности введения которых, а затем и о четырехмесячной отсрочке до их вступления в полную силу официальный Минск был, судя по всему, хорошо осведомлен.

Впрочем, не исключено, что инициатива спрятать в кулуары истинный характер своих взаимоотношений с Евросоюзом и США исходила не столько от белорусских властей, сколько стала компромиссным вариантом развития каких-либо политических контактов по линии Минск-Брюссель-Вашингтон вообще. Вероятно, ни одна из сторон не была готова открыто идти на уступки друг другу, не решалась сделать первый шаг, полагая, что ответного может и не последовать. Скрытые же от общественности договоренности позволяют трактовать результаты их выполнения в зависимости от ситуации.

Так, похоже, было в случае с освобождением политзаключенных, которое официальный Минск выдает не в качестве выполнения одного из дюжины требований, а лишь как уступку Евросоюзу с надеждой на ответный шаг навстречу. И, вероятно, ЕС, понимая, что лучше так, чем никак, готов был подыграть официальному Минску, но карты спутал Александр Козулин, поломавший «гуманный план» властей.

Вероятно, что этот срыв лежит и в основе нового обострения отношений между Минском и Вашингтоном, постоянно держащим на контроле вопрос с политзаключенными.

Представитель МИД Беларуси Андрей Попов, комментируя ситуацию вокруг санкций США к «Белнефтехиму» и отзыва посла Беларуси Михаила Хвостова для консультаций, отметил, что «США, проигнорировав ранее достигнутые договоренности, нарушили согласованный алгоритм действий по нормализации отношений».

То есть, некие опять-таки кулуарные договоренности между Беларусью и США, тот самый «алгоритм действий», были. По крайней мере, с точки зрения официального Минска, что и дает белорусским властям повод всю вину свалить на Вашингтон. Но вместе с тем, официальный Минск, похоже, не готов сегодня идти на существенное обострение. Помните, как перед Новым годом Лукашенко заявил, мол, если Америка еще что-то против Беларуси будет иметь, то первой кого отсюда вышвырнут, будет посол США Карен Стюарт. Но госпоже посол белорусский МИД лишь настоятельно рекомендовал отбыть на родину для консультаций. Вашингтон же необходимости в них не видит, и Карен Стюарт осталась в Беларуси — поддерживать дипломатический контакт с белорусскими властями.

Учитывая крайне низкий уровень отношений с Вашингтоном и их сложный характер, еще один скандальчик и без того не самый благостный облик официального Минска не испортит. Но, возможно, позволит белорусским властям использовать его как аргумент в свою пользу в контактах с Евросоюзом.

Встречаясь 10 марта с группой британских бизнесменов, Александр Лукашенко как раз обратил внимание на имеющуюся с его точки зрения зависимость политики Евросоюза по отношению к Беларуси от американского мнения. По словам Лукашенко, перспективы взаимоотношений Беларуси с ЕС будут зависеть от самостоятельности внешней политики Евросоюза от США.

Говорит ли это о том, что официальный Минск не прочь был бы вбить клин между Брюсселем и Вашингтоном, проводящими во многом согласованную политику по белорусскому вопросу? Можно предположить, что на этот раз Минск пробует сыграть более тонко, поставив достигнутый за последнее время прогресс в отношениях с Европой в качестве платы за своеобразные адвокатские услуги при урегулировании белорусско-американского конфликта. Тем более что не все сегодня в Евросоюзе разделяют жесткий стиль Вашингтона по решению белорусского вопроса, все более склоняясь к тактике мелких шагов.

Впрочем, в не меньшей степень вероятна и версия о том, что белорусские власти банально ищут козла отпущения.

На сегодняшний день отношения с Европой для Беларуси представляются более значимыми, чем с США. В первую очередь, с точки зрения экономики. В этой сфере Беларусь, с одной стороны, как продавец своих товаров на европейские рынки, зависима в какой-то степени от воли Брюсселя, но, с другой стороны, как транзитер значительной доли поставляемых в ЕС российских энергоносителей, сама не прочь поставить вопрос о зависимости Европы, что уже неоднократно и делала.

По отношению к Соединенным Штатам же у официального Минска даже условных рычагов давления нет, если, конечно, не считать буферную геополитическую роль Беларуси на оси Вашингтон-Москва. Скорее всего, что в нынешней ситуации катить все бочки на Европу, отношения с которой только-только начинают выходить на прагматичные рельсы, о чем может говорить и открытие в Минске представительства Еврокомиссии, — недальновидно. Винить в ухудшении, в первую очередь, экономического положения Россию, пребывающую в состоянии трансформации властных элит и с туманными перспективами двухсторонних отношений, тоже не с руки. Тогда как образ врага в лице США, причины многих, если не всех бед, в том числе и в экономике, привычен и раскручен. К тому же, учитывая нервную реакцию официального Минска, нельзя исключать, что американские санкции против «Белнефтехима» обошлись стране гораздо дороже тех 17 тысяч долларов, о которых ранее говорил министр финансов Николай Корбут.

Кстати, возвращаясь к широко разрекламированному официальными СМИ приезду в Минск британской делегации. Этот визит подается как значимое событие в плане диалога Беларуси с Европой. Хотя абсолютно никакого отношения к нему, похоже, не имеет. Возглавляемая членом Палаты лордов парламента Великобритании Сесилом Паркинсоном делегация находится в Беларуси с частным визитом, и, соответственно, все сделанные членами делегации заявления не следует рассматривать как точку зрения официального Лондона либо британского парламента.

Визит лорда Паркинсона со товарищи лежит примерно в одной плоскости с недавним визитом делегации совета делового сотрудничества «Беларусь-ЕС». Громкое название созданной по инициативе белорусской стороны коммерческой организации никакого отношения к официальным отношениям Минска и Брюсселя не имеет, и практический эффект от ее работы оценить пока, в силу его отсутствия, затруднительно, но для запудривания мозгов отечественных обывателей информацией о положительной динамике контактов с Европой вполне годится.

Алексей ЗОЛОТНИЦКИЙ
Видео