В начале февраля Несвижский замок принял в своих стенах международную команду практиков в сфере сохранения и ревитализации культурного наследия.
Именно здесь прошел уже второй семинар в рамках международного проекта CHOICE. Как правильно понимать разницу между “наследием” и “достоянием” и какая профессиональная работа стоит за этим различием? – делимся основным содержанием встречи.
“Общественное осмысление историко-культурного наследия: ценностные дилеммы и практические подходы” – так звучала тема семинара, и в ней же была отражена структура работы. После вводного дня знакомства с самим замком рода Радзивиллов, а ныне – одной из ключевых иллюстраций Беларуси как “страна замков”, - споры разворачивались по двум основным тематическим блокам: 1) ценностное содержание объектов наследия и 2) практики их присвоения различными общественными группами. Каждый из собравшихся представителей стран-участниц проекта: Армении, Беларуси, Молдовы и Украины – имел за своими плечами огромный опыт в своем секторе историко-культурного наследия. Потому «лекционные» форматы работы не прижились, зато дискуссии разворачивались полным ходом.
Наследие и достояние. Есть ли разница?
Игорь Раханский, руководитель беларусского отделения ICOMOS,представил свои основополагающие трактовки ключевых понятий: «Достояние – это «сырое» наследство: объекты, традиции, нормы, привычки, которые наследуются каждым новым поколением от предыдущего просто по факту их наличия, без качественной оценки их содержания. Наследие – это уже профессиональный термин, который подразумевают возведенное в ранг ценности то или иное сооружение, творческое произведение или проявление народного образа жизни и мышления».
К слову, дизайнер Міхал Анемпадыстаў понимает данное разделение понятий с точностью до наоборот: наследие – это то, что досталось народу по умолчанию, по факту рождения и проживания на данной территории. Достояние же – это оцененное обществом наследие, которому общество придало ценностное содержание и исходя из него и предлагает соответсвующее отношение. Тем не менее, в обоих случаях важно разделять неосознанное унаследование и проведенное наделение ценностью примеров материальной и нематериальной культуры народа.
Также глава беларусского ICOMOSa, неоднократно делал акценты на частую недооцененность в нашей профессиональной среде социокультурного, а не материального содержания объекта наследия. Как минимум, в Беларуси необходимо уравновесить “собирательный” подход в работе музеев, галерей и других учреждений концептуальностью видения экспонируемого объекта: представлять его в контексте конкретных проблематик, тем, стилей.
Наследие как пространство борьбы
Координатор «Летучего университета» Татьяна Водолажская, говоря о том, как профессиональные роли специалистов формируют подходы к работе с наследием, представила несколько тезисов, которые быстро были “схвачены” в общем обсуждении. Во-первых, наследие - это пространство работы (интерпретации либо практического действия), которая содержит в себе двойственную разнонаправленность: в прошлое и в будущее. Работа с наследием предполагает некое “стягивание” воедино эти два временных измеренияи зачастую, тем самым, наследие становится ареной борьбы за те ценности, которые из прошлого будут перенесены в будущее. Однако в реальности не все так однозначно и громко: различные специалисты, работая на разных стадиях культурного цикла (условно: исследование, охрана, образование, экспонирование, трансляция (медиа), технологии и массовое производство), работают либо с самоценным прошлым, либо борются за свою «территорию» в будущем. Второй тезис в том, что сегодня, по наблюдениям Татьяны Водолажской, в этой борьбе наибольший шанс преуспеть имеют представители технологий и массового производства, трансляции.
Трудности предметного разговора
Что касается борьбы среди участников семинара за наследие как ценность саму по себе, то тут во всех обсуждениях наблюдалось абсолютное единодушие, а правильнее сказать, единодушный …”голод” к новым подходам, который можно было бы позаимствовать друг у друга. Голод, к сожалению, не был утолен, на что указывали многие участники, включая «воинствующего практика» Антона Астаповича, главу «Беларускага добраахвотнага таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры» и грозу для всех посягнувших на неправомерное обращение с архитектурными памятниками страны. На его взгляд: «Коммуникация с коллегами из Украины, Молдовы, Армении и Беларуси в очередной раз показала принципиальное единство ценностных принципов в охране наследия».
Антон Астапович отмтил также важность социального ракурса интерпретации и использования историко-культурного наследия, аспекта востребованности обществом наследия, конфликтами на этой почве между локальными сообществами. При этом он указал на то, что тема разницы в мотивации данных групп к сохранению наследия ускользнула из внимания. «Очень часто они (бизнес, чиновники, собственно население) не видят даже элементарные эффекты от этого, и приходится мучительно им объяснять и убеждать», - посетовал историк. Говоря о будущих семинарах, Антон Астапович высказал пожелание «рассматривать больше конкретных проблем, связанных с нормативно-правовой, нормативно-техническими базами, которые регулируют охрану наследия и реставрацию».
В то же время другим участникам-практикам, общий методологический масштаб оказался очень кстати. Валентина Кириллова, участница «CHOICE-Беларусь» из Витебска, автор проекта «УНОВИС-Форум», оценила общий научно- междисциплинарный уровень дискуссий: «Динамика современных глобальных и локальных изменений не позволяет «распыляться» и формировать стратегии, проекты, планы в ограниченной логике территориально-смыслового и «вертикального» решения».
Игроки одного поля?
Как отмечала Алина Деревянко, координатор партнёрской по содержанию для CHOICE международной программы «Культура и креативность», несмотря на сложившиеся различные культурные ситуации в странах Восточного партнёрства, есть многие общие условия, которые формируют единый контекст для культурной политики. «Мы продолжаем искать то общее, что позволило бы улучшить ситуацию в наших странах, попытку осмыслить наше наследие и методы работы с ним. (…) Когда страны нашего региона смогут выработать единую стратегию развития и повестку актуальных вопросов связанных с историко-культурным наследием и культурой в целом, тогда и регион будет более целостным и его голос станет заметен на других международных аренах».
Философ и методолог Владимир Мацкевич, выступивший главным экспертом и провокатором встречи, сделал два общих заключения о ходе семинара в Несвижском замке. Первый прозвучал на самой встрече как вопрос, инспирированный ни много ни мало философом минского андеграунда прошлого века Кимом Ивановичем Хадеевым: “Мы говорим очень много и на правильные темы, но слышим ли мы друг друга? Есть ли навстречность во всем этом диалоге профессионалов?”.
Спустя некоторое время после семинара Владимир Мацкевич дал собственный утвердительный ответ на этот вопрос: “Далеко не всегда в наследство народу достается только «хорошее». Бывает обременительное, тяжелое наследие. Так, язык гуманитарный, описывающий социальные аспекты, явления, тот язык, который нам достался в наследство от советских времен, является отравленным: он плохо приспособлен к схватыванию и формулированию многих проблем, которые лежат в плоскости религии, культурных, социальных, гуманитарныхпсихологических практик. Поэтому в соответствующих областях нам порой очень сложно договориться.
Важно, что на встрече в Несвиже собравшиеся люди из 4-х постсоветских стран, получившие еще советское образование, пытались найти адекватные и общие понятия в своей работе с ценностями. Однако пока мы находимся только в начале пути».
***
Организаторы встречи выражают признательность руководству Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» в лице Климова Сергея Михайловича, а также партнёрам Международного консорциума «ЕвроБеларусь»: «Центру социальных инноваций» и Аналитической группе «ЦЕТ» – за организационную поддержку мероприятия.
***
«CHOICE – CulturalHeritage: OpportunityforCivicEngagement» - двухгодичный международный проект, разворачивающийся в четырёх странах региона Восточного партнёрства – Украине, Молдове, Беларуси и Армении. Его цель – поддержка организаций, инициативных групп и экспертов в вопросах переосмысления национального культурного наследия. Следующим шагом проекта станет совместная координационная работа над несколькими проектами в каждой из стран-участниц. Следите за обновлениями.
Другие новости раздела «CHOICE-Беларусь: спадчына і сучаснасць»
Команда консультантов проекта "Креативное Восточное партнерство" подготовила первую рабочую версию Неофициального руководства для потенциальных участников конкурса программы "Креативная Европа".
На конкурс гарадскіх рэкрэацыйных зон “Азбука-УНОВІС” у Віцебску падалі работы 36 чалавек. Роўна столькі, колькі было сяброў легендарнага мастацкага аб’яднання пачатку 20-х гг. мінулага стагоддзя.
Міжнародная праграма CHOICE цягам двух гадоў працавала разам з некалькімі культурніцкімі праектамі, кожны з якіх меў мэтай надаць нашай нацыянальнай спадчыне новую форму існавання і ўжытку.
Наша недаследваная і непрынятая спадчына чакае нас вялікімі адкрыццямі. У гэтым можна пераканацца, гартаючы шыкоўнае выданне дызайнера Міхала Анемпадыстава “Колер Беларусі”, прэзентаванае ў Мінску.
У 1991 годзе на трыенале ў японскую Таяму мастакі і плакатысты Савецкага Саюза накіравалі 120 плакатаў . З іх для экспазіцыі міжнароднае журы адабрала толькі шаснаццаць.
28 красавіка 2017 года ў Мінску адбылася адкрытая дыскусія на тэму: "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?" Глядзіце, калі ласка, відэазапіс анлайн-трансляцыі.
28 красавіка 2017 года ў мінскай крэатыўнай прасторы "ЦЭХ" адбудзецца адкрытая дыскусія на тэму: "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?".
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.