Воскресенье 21 июля 2019 года | 21:29
  • бел / рус
  • eng

Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом

17.06.2019  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог,  
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом

Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.

Я знаю, что такое национальный банк, национальный аэропорт, национальная академия наук. Но я не знаю, что такое национальная наука.

Но это ничего бы особенного не значило, если бы не одно обстоятельство. Попробую его обозначить.

Не один я знаю, что такое национальная валюта. Это ЗНАЮТ почти все в стране, и очень многие вполне квалифицированно и умело обращаются с тем, что знают — с национальной валютой.

Про национальный характер можно утверждать то же самое.

Не один я не знаю, что такое национальный характер, НИКТО этого НЕ ЗНАЕТ. Никто не знает, но многие рассуждают. Рассуждают, спорят, отстаивают что-то, что-то опровергают. То есть, ведут себя так, как будто бы что-то знают.

А об этом ничего знать нельзя. Мнение иметь можно, а знать — нельзя.

Хотя бы в том виде знания, как мы почти все знаем про национальную валюту.

Валюту можно обменять, потратить, вложить, девальвировать. Можно даже уничтожить, если быть дураком и согласиться на единую валюту в "Союзном государстве".

А что можно сделать с национальным характером? Ничего. Можно обозвать национальный характер национальным менталитетом. Или генетическим кодом. По-разному можно обзывать то, чего нет, что является всего лишь предметом спекуляций и фантазий.

Именно потому, что такие вещи есть всего лишь спекулятивный фантом, об этом многие готовы судить, рядить, спорить, писать статьи, диссертации, декларации и прочее.

Эти понятия — пустышки, даже не симулякры, а "слова-ласки", как это Хайек называл.

Ну, ладно, национальная валюта — это то, что есть, а национальный характер — то, чего нет.

Но есть еще некоторые слова, которые употребляются с прилагательным "национальный". Например, национальная идея.

Что такое национальная идея? Она больше похожа на национальную валюту или на национальный характер?

Что можно делать с национальной идеей?

Можно послать людей на смерть за национальную идею. Это кое-что.

За национальный характер никто умирать не пойдет, а за национальную идею кое-кто готов умереть. То есть, упрощая, можно сказать, что есть люди, готовые обменять (не так, как валюту, но все же) жизнь на идею.

Но именно, в силу возможности конвертировать национальную идею в смерть национальных героев, нельзя к национальной идее относиться несерьезно.

Однако с национальным характером национальную идею роднит то, что это фикции. И характер — фикция, и идея — фикция.

Только про национальный характер кое-кто как бы что-то знает.

А в национальную идею кто-то как бы верит. Ну или не верит.

Национальный характер и менталитет — предмет спекуляций, резонерства и демагогии.

Национальная идея — предмет манипуляций и той же демагогии.

Спекуляции и резонерство, вроде бы. безобидны, пока не начинают служить манипуляции и политической демагогии.

Ну а как только начинается манипуляция, тут все идет в ход: самые абстрактные спекуляции, самое примитивное резонерство, самая рафинированная демагогия.

И в ядре всего этого имя существительное, от которого образовано прилагательное "национальный (-ая, -ое)" — нация.

Никто и никогда не станет искать определение понятия "нация" без задней мысли, без прагматики.

Если кто-то ищет формулировку понятия "нация", значит, ему это зачем-то нужно.

Зачем?

Есть несколько прагматичных версий, зачем кому-то понадобилось определение или формулировка понятия "нация". Как и все, что относится к прагматике, это имеет морально этическое измерение:

  1. (+) Поиск истины. Да, могу допустить, что существуют такие объективистски заряженные исследователи, кто разбирается с понятиями ради установления истины. Но тут нужно разбираться с методологией. А это мало кому интересно и доступно.
  2. (+/–) Поиск инструментов для политического манипулирования массами. Тут ясная прагматика. Одни политики и идеологи пытаются манипулировать массами с благородными целями, другие — с низкими. В период общественно-политических кризисов этого избежать никак нельзя, все политики делятся на хороших и плохих парней.
  3. (–) Чисто психологическое манипулирование. Один человек требует от другого определения того, что не подлежит определению, чтобы поймать его на противоречиях и ошибках и показать, что тот дурак, пристроиться сверху.

И самый распространенный тип негативного определения понятия "нация" — это эксклюзивная манипуляция, т.е. реализация чувства исключительности, превосходства. С помощью таких определений некая часть людей исключается из нации, чтобы лелеять в себе чувство превосходства или "национальной гордости". Исключают "пятую колонну", непатриотов, инородцев, инакомыслящих, людей с неправильным акцентом, не разделяющих некую идеологию, верящих не в тех богов и т.д.

Все определения понятия "нация" формулируются в этих трех прагматических пространствах.

А поскольку невозможно не пользоваться категориями:

  • национальная академия наук;
  • национальный банк;
  • национальный конкурс/премия;
  • член Организации объединенных наций;
  • национальная трагедия и т.д.,

— то нужно хоть какой-то смысл вкладывать и в имя существительное "нация".

И лучше всего самый формальный.

Так вот, нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом.

Беларусская нация — это множество людей, в паспортах которых написано "гражданин Республики Беларусь".

Все остальное — от лукавого. Манипуляция, демагогия, резонерство и спекуляции.

Продолжение — в ответ на полученные коментарии

Я — беларус беларусского происхождения.

Михаил Володин — беларус еврейского происхождения.

Олег Трусов — беларус русского происхождения.

Андрей Ким — беларус корейского происхождения.

Юрий Алиев — беларус азербайджанского происхождения.

Арамаис Миракян — беларус армянского происхождения.

Андрусь Такинданг — беларус чадского происхождения.

Арсений Сивицкий — беларус татарского происхождения.

...

Мы все — представители одной беларусской нации, самого разного происхождения.

Мое происхождение не дает мне никаких преимуществ и привилегий. И не делает меня большим беларусом, чем все перечисленные и еще многие, кого я не назвал: поляки, немцы, украинцы, мордвины, чеченцы, пуштуны, осетины...

Если вдруг случится референдум о вхождении Беларуси в состав России, я уверен, что названные мною беларусы разного происхождения проголосуют за независимость нации, страны и суверенитет государства.

Эти люди проголосуют как граждане и представители одной беларусской нации. И еще многие и многие беларусы самого разного происхождения.

Но будут и другие, кто проголосует за аншлюс. И среди этих других могут быть беларусы самого беларусского происхождения, с самой чистой кровью, геномом и наследственностью.

Разруха в головах не зависит от крови и наследственности. И порядок в голове не зависит от крови и наследственности.

Порядок в голове — это понятия и категории, это называние вещей своими именами, это — порядок, а не бардак.

Суверенитет беларусской нации в руках каждого гражданина Республики Беларусь, у которого есть соответствующий паспорт.

Все граждане Республики Беларусь имеют право голоса на референдуме, независимо от происхождения. Голосовать будут полешуки, пинчуки, ятвяги, литвины, гуды, цыгане, евреи, русские-староверы, отставные военные, министр внутренних дел осетинского происхождения — все-все-все.

И то, как все-все-все граждане будут голосовать, зависит не от их происхождения, а от того, что они думают и как думают. От того, порядок ли в их голове или разруха.

Если Бог решит покарать Беларусь, он лишит беларусов разума. А для Него нет ни иудея, ни эллина, ни православного, ни адвентиста, ни беларуса, ни татарина.

Он лишит разума не по цвету кожи, не по разрезу глаз, не по форме носа, а по паспорту — граждан, имеющих право голоса.

Нас объединяет не кровь, не происхождение, а гражданство и членство в нации. И судьба нации зависит от нашей разумности.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думаць Беларусь": http://t.me/methodology_by!

Другие новости раздела «Общество»

Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Ад учорашняга дня Улад Вялічка сыйшоў з пасады генеральнага дырэктара Міжнароднага кансорцыума "ЕўраБеларусь", але шэрагаў сябраў арганізацыі ён не пакідае.
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Образование в Беларуси не меняется, потому что государство заинтересовано в дешевой и в меру грамотной рабочей силе.
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
11 марта 1882 года в Сорбонне Эрнест Ренан прочел свою знаменитую лекцию "Что такое нация".
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.
Культурная политика как фактор развития (Фото)
Культурная политика как фактор развития (Фото)
В Беларуси есть цензура и не соблюдаются авторские права, а Кодекс о культуре направлен прежде всего на ее контроль, а не на развитие.
Татьяна Водолажская: Беларусам не свойственно рефлексировать свои эмоции и рассказывать о них
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Три десятка лет истории проведения "Чернобыльского шляха", приуроченного к годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, делают его культурным достоянием Беларуси.
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Пры цяперашняй модзе на стартапы людзі навучыліся вельмі добра прэзентаваць сябе і свае праекты, але адказу на пытанне “А што далей?” – няма.
"Повестка 50": история одной кампании

Общественная кампания по реализации принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью подводит итоги и намечает новые горизонты.

«Это наша большая совместная работа»

За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.

Улад Вялічка — пра ўдзел Беларусі ва Усходнім партнёрстве: трэба больш жадаць і намагацца большага

10 год удзелу Беларусі ва Усходнім партнёрстве. Што гэта дало нашай краіне? Як складваліся адносіны з ЕС? Якімі магчымасцямі Беларусь да гэтага часу не скарысталася? Чаго чакаць надалей?

Владимир Мацкевич: Что-то пошло не так...

Премьер-министры России и Беларуси хвастались, что 21 июня представят своим начальникам-президентам подготовленные предложения по интеграции для подписания, намеченного на 25 июня.