Среда 20 марта 2019 года | 21:23
  • бел / рус
  • eng

Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог

13.02.2019  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог,  
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог

Философия — это то, чем я занимаюсь.

После того, как я снял с себя все должностные обязательства, перестал управлять и руководить структурами, которые когда-то создал, и не закрыл их к 60-и годам, философия стала моим повседневным занятием.

До этого я тоже уделял философии много внимания, но в ряду других своих дел. Дел было много разных, я работал в сфере образования, политики, бизнес-консультирования, в СМИ, в церкви. Поэтому меня часто путали с политологами, журналистами и т.д., называя разными словами, даже писателем и религиозным мракобесом. Я же всегда говорил, что я методолог и философ. Методолог и философ.

Сейчас я философ и методолог. Именно в таком порядке. Методолог определяется, в первую очередь, в практике, философия сопровождает методологическую работу. Сейчас все иначе. Я, в первую очередь, занимаюсь философией, уйдя от непосредственной индивидуальной практики, и методология для меня — это такая философия. Методология — это и есть философия. Отличная от других философий прошлого и настоящего.

Зачем я это говорю? Затем, что о чем бы я не говорил, я говорю, как философ. Как философ, работающий в СМД-подходе, т.е. методолог.

Например, я говорю о "выборах", об угрозе независимости страны, о чем угодно — я всегда говорю, как философ-методолог. Что это значит?

Те, кто хоть немного знаком с моей философией (таких действительно немного, и те, кто знаком, обычно знаком совсем немного), знают, что эта философия сосредоточена на двух объектах: мышление и Беларусь.

С мышлением — понятнее, это традиционный объект философии, а для методологии — главный и основной. Понятнее, но не проще. Но это отдельная тема.

С Беларусью — сложнее. Может ли Беларусь быть объектом и предметом философской работы, предметом и объектом мышления? Для меня это серьезный вопрос, достойный того, чтобы посвятить ему всю жизнь. Но я знаю, как к этому относились и относятся многие люди, с которыми я об этом говорил. А относятся к этому без восторга, без понимания и одобрения. Большинство моих коллег по методологическому движению отнеслись к моей программе с полным непониманием, а кое-кто даже с презрением. С их точки зрения, Россия — достойный объект для мышления, а Беларусь никак на это не тянет. Поэтому я не только уехал из Москвы в Минск, но и постепенно прервал почти все связи и отношения с московским методологическим сообществом. Впрочем, не только с московским. С украинским сообществом контакты есть, но не продуктивные. С остатками рижского сообщества сохраняются исключительно дружеские отношения, но не рабочие. Но в самом начале я получил очень высокую оценку своей программы "Думать Беларусь" от Олега Игоревича Генисаретского, и мне этого вполне достаточно.

"Беларусь: философская и методологическая проблема" с этой главы начинается мой программный текст, в котором намечена и отчасти сформулирована программа разворачивания моей философии. Это вызывающая и эпатажная программа для философов, привыкших ориентироваться на то, о чем мыслят великие философы. Поскольку никто из великих всемирно известных философов никогда ничего не говорил про Беларусь, не думал о ней, а многие даже не подозревали о ее существовании, то и беларусские философы не интересовались этой темой (за некоторым исключением, но это тоже отдельная тема). И совершенно напрасно. Чтобы философия была не абстрактной и спекулятивной, в доступности у философа должна быть конкретная проблема и его собственная задача. Конкретной и практической проблемой для беларусского философа может быть уникальная, ни на что не похожая Беларусь. Я не настаиваю, чтобы все этой проблемой занимались. Но моя программа развития философии в стране исходит именно из этого.

"Думать Беларусь" — это про мышление, конкретное и практичное.

Конкретность мышления задается уникальной, неповторимой Беларусью — объектом и предметом мышления. Отсюда факультативная теме, проблема и задача для философствования — индивидуальность. Как можно и нужно мыслить индивидуальность, т.е. то, что ни на что не похоже, не имеет аналогов и прототипов.

Практичность мышления задается участием в процессах развития, становления, преобразования объекта. Поэтому я участвую во всех процессах развития Беларуси, которые мне доступны.

Так вот, о выборах, электоральных процессах и политике.

В электоральных и политических процессах воплощено коллективное мышление большого сообщества, осознающего себя нацией.

Поэтому я не мог и не могу об этом не думать. Я в 1994 году консультирую президентскую кампанию кандидата Шушкевича. Имею возможность изучать и анализировать электоральные и политические процессы. Кое-что я начинаю понимать про уникальный и неповторимый случай Беларуси.

Чтобы разобраться с этим лучше, я иду сам на выборы в парламентской кампании 1995 года. Не потому, что очень хочу стать депутатом — мне было бы скучновато просиживать штаны в Овальном зале, я бы, и став депутатом, продолжал заниматься методологией и философией. Я участвовал в тех выборах, чтобы получить непосредственный опыт и изучить все процессы изнутри. Я это сделал. И написал об этом книгу.

Затем я участвовал в создании Объединенной гражданской партии, потом инициировал с Санниковым "Хартию’97". Работал с независимыми профсоюзами, продолжал анализировать все электоральные кампании, работал со многими кандидатами в президенты. Накопил большой материал, много знаю. Системно и многопланово.

Но в спорах мне приходится иметь дело с мнениями, которые основаны на каком-то узеньком аспекте, на абстрактных установках и штампах из учебников политологии, на линейных упрощенных умозаключениях.

Порой со мной спорят весьма забавным образом:

1. Подавляющее большинство реагирующих на то, что я пишу, воспринимают меня равными себе. Даже не равными, а одинаковыми. Думают, что я такой же невежественный, ничего незнающий, как они сами, и спорят со мной, как чайник с чайником, обыватель с обывателем. Я толерантен и очень терпелив. На первые вопросы и возражения такого типа я отвечаю вежливо. Чаще отвечаю вопросом на вопрос. Ну, мало ли! Ведь это я мог ошибиться в интерпретации первых реплик собеседника и оппонента. А вдруг он знает и понимает больше меня. Ну а потом все зависит от вежливости и рефлексивности оппонента. Часто начинают просто обижаться, от обиды переходят к хамству. Но были редкие случаи, когда и с обывателем можно было нормально и серьезно поговорить. И в реале, и в интернете такое бывает. Хотелось бы, чтоб чаще.

2. Я часто говорю о предметах специальных и специфических, и есть предметы, которые я никогда не обсуждаю, хотя могу пошутить о них. Я не говорю о спорте, о сексе, о феминизме, о моде, о еде. Люблю собак и кошек, могу об этом поговорить, но там нет предмета для споров. Бывает говорю о науке, о религии, об этике, о политике. Науки бывают разные. Религии тоже. Этика, как бы это ни было печально, тоже не одна на всех. Ну, про политику все всё понимают.

Никогда не спорю с физиками о физике, с математиками о математике, с экологами об экологии. Там, где я недостаточно компетентен, я предпочитаю слушать специалистов. Иное дело экономика, лингвистика, этно- и культурология, история, социология, психология и некоторые другие дисциплины. Тут я имею некоторые, не абсолютные, но некоторые компетенции. В первую очередь, методологические и философские. Меня интересуют не специальные предметные знания лингвистов или семиотиков, а способ их мышления. Бывают споры с генетиками о генетике или об экологии с экологами, например, но именно философские и методологические аспекты этих дисциплин становятся предметом споров — то, в чем я компетентен, а не собственно предметные знания.

Меня очень занимают философские и методологические проблемы искусственного интеллекта, способ мышления о глобальных проблемах, как геополитических, так и экономических, технологических и гуманитарных.

Искомой в этих спорах является истина. А способ приближения к истине — это логика, онтология и методология. Это то, чем я и занимаюсь. И тут чаще всего можно прийти к удовлетворительному результату споров. Редко бывает, но бывает.

3. Религиозные споры — отдельная тема. Тут многое упирается в твердолобость участников и мракобесие, как религиозников, так и атеистов. Ну и ладно. Религиозные споры вечны.

4. В политике мой интерес направлен на политическое мышление. И здесь возникает самая дурацкая ситуация. Стоит мне заговорить о политике, как ко мне начинают относиться как к политику. А я был и остаюсь философом и методологом, а также исследователем и аналитиком.

Я не политик, я знаю о политике во много раз больше, чем сами политики. И это нормально, поскольку я исследую политику и занимаюсь аналитикой. Но это страшно бесит самих политиков. Политика — их дело, смысл их жизни, некоторые даже путают ее с призванием. А тут приходит некий философ и заявляет, что лучше их знает их дело, смысл их жизни, их призвание.

Как такое можно стерпеть? Но это именно так и обстоит. И с этим следовало бы смириться.

Но нет. Начинают обвинять меня:

  • в монополизации истины;
  • в политизации чего-то там (например, НГО или философии);
  • в попытках сидеть на двух стульях, быть одновременно и аналитиком, и политиком;
  • в авторитаризме и диктате, в грантосостве, в гэбизме, в... ну, всякое такое.

А я просто философ и методолог. Я разбираюсь со всеми способами мышления.

С мышлением обывателей и политиков.

С мышлением ученых в разных науках.

С мышлением менеджеров, руководителей и лидеров, включая религиозных.

Ну и с мышлением самих философов. Но это уже совсем особый разговор. Вот с кем я никогда не устану спорить, так это с беларусскими философами. Это уже до конца жизни. С возрастом, с уменьшением сил, энергетики и активности я могу терять интерес к политике, религии, некоторым наукам, даже к научно-технической революции и прогрессу, но не к философии.

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думаць Беларусь": http://t.me/methodology_by!

Другие новости раздела «Общество»

Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Пры цяперашняй модзе на стартапы людзі навучыліся вельмі добра прэзентаваць сябе і свае праекты, але адказу на пытанне “А што далей?” – няма.
Татьяна Водолажская: Онлайн­ создает совершенно новую образовательную среду
Татьяна Водолажская: Онлайн­ создает совершенно новую образовательную среду
Дистанционные программы стремительно набирают популярность. Как в таких условиях трансформировать работу университетов, чтобы сохранить их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг?
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 11, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 11, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 11, 2018.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 10, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 10, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 10, 2018.
Жыццё, якое яно ёсць. За што любяць і ненавідзяць “Ганцавіцкі час”
Жыццё, якое яно ёсць. За што любяць і ненавідзяць “Ганцавіцкі час”
Калі не заўважаць праблем і нарываў, то ўсё згніе і загіне.
Минимум политики, денег и влияния. Как живет гражданское общество Беларуси
Минимум политики, денег и влияния. Как живет гражданское общество Беларуси
В Беларуси действуют три тысячи инициатив и организаций гражданского общества. Действуют часто без формальной регистрации, денег и возможности влиять на принятие решений на уровне государства.
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития (2015-2017)
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития (2015-2017)
Представляем вашему вниманию отчет по результатам комплексного исследования гражданского общества Беларуси за период 2015-2017 годов.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 9, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 9, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 9, 2018.
Местная повестка в Воложине: миссия выполнима

«Специфика разная, приоритет один». В Воложине подписали локальную стратегию реализации Конвенции ООН по правам людей с инвалидностью.

Doing Crypto Index: первый проект FlyUni Labs

Представляем вашему вниманию Doing Crypto Index — первый проект лаборатории Летучего университета FlyUni Labs.

Донорская помощь гражданскому обществу Беларуси — под колпаком у государства

Государство перехватывает донорские потоки у независимых организаций и инициатив, имеющих демократическую повестку.

Я говорю, ты говоришь, он/она говорит. Мы говорим? Мы — народ!

Сейчас над страной нависла реальная угроза утраты независимости. Если мы ничего не сделаем и это произойдет, у нас на целый исторический период не будет возможности самим что-то решать в своей стране.