Четверг 22 августа 2019 года | 04:47
  • бел / рус
  • eng

Жлобская нация

03.02.2018  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог — специально для "БелГазеты",  
Жлобская нация

Пора избавляться от жлобства и комплексов, что великими могут быть только другие культуры. У Беларуси есть свои гении и таланты.

Не все умерли. Даже не все уехали. Многие остаются тут принципиально. И трудятся до последнего дыхания, вот как Михал. Для нас ведь трудятся! Для жлобской и все еще неблагодарной нации.

— Слушай, я тут прочитал некролог, хотел у тебя спросить, кто такой Михал Анемподистов?

— Вот как! Это выдающийся человек, да у него друзей было почти пол-Минска.

— Значит, я живу в другой половине Минска. И все же, кто это?

— Я в затруднении, что именно тебе рассказать. Это дизайнер и художник. Его выставки проходили в Берлине, Копенгагене, Париже. И даже в самом Минске.

— Ну, видимо, я пропустил.

— Очевидно, да. Это поэт. Концерты и спектакли его "Народного альбома" с успехом шли на площадах и в концертных залах от Кракова до Тулузы. В Польше для 20-летия этого альбома отвели оперный театр.

— Возможно, я что-то слышал, но не знал, что это его творчество.

— Возможно. Его песни поют от Иркутска до Стокгольма. До другой половины Минска эти звуки и слова почему-то не долетают.

— Ладно уж, ни ерничай. Так уж получилось, что я не знал.

— Мне трудно удержаться от иронии. Ведь, действительно, не ты один такой.

— Может быть, дело в языковом барьере? Насколько я понимаю, Михал Анемподистов был беларусским поэтом.

— Да, он был беларусским поэтом, он вообще был влюблен в Беларусь, увлечен ею и увлекал ею всех, с кем встречался, работал, дружил.

— Ну, вот видишь. Я с ним не встречался и не работал. И в основном вращаюсь в русскоязычных кругах.

— Дело не в этом. Я пять лет жил в Риге, в последние советские годы и первые годы независимости. Рига действительно была разделена языковым барьером почти поровну. Но русскоязычные знали крупнейших латышских поэтов, художников, актеров, музыкантов. Их могли не знать за пределами Латвии, но рижане знали и любили. То же самое и латыши. Они знали своих рижских русско-язычных писателей, музыкантов, не говоря уж о художниках. А в Беларуси смешно говорить о языковом барьере. Все беларусы понимают и беларусский, и русский языки. Если кто-то говорит, что не понимает беларусского, то это намеренное позерство.

— Ну ладно, мы же не об этом теперь. Не про национализм. Мы же о культуре и о поэте и дизайнере, которого ты считаешь выдающимся.

— Не только я так считаю. Он очень много сделал для беларусской культуры.

— Но почему же я практически не знаю того, что он сделал?

— Если не знаешь, то я готов рассказать и показать. Только не надо превращать незнание в гордость. Это ты не знаешь, подумай почему?

— Наверное, я просто ни разу не слышал его песен.

— Да, их практически не крутят по беларусскому телевидению и радио. Но можно купить диски. Можно следить за афишей. Можно читать обзоры и критику. И можно смотреть независимое телевидение, есть сайты и много чего. Давай я тебе поставлю "Народный альбом"! (Слушаем!)

— О! Эту песню я слышал… О, это пели в компании друзья!

— Вот, значит, слышал, но не знал.

— Да, не интересовался автором. Они же звучат почти как народные песни. Но его дизайнерских работ я не видел.

— Видишь этот логотип? А открытку на Новый год ты от нас получал? И билборд на повороте к своему дому со словами "Простые рэчы" помнишь?

— Так это все он?

— Да. И эту книгу он оформил. А вот эту — "Колер Бедарусi" — он написал. Он еще и исследователь. Это его последняя книга.

— Ого! Действительно, это я сам виноват, что не знал всего этого. Оказывается, что-то видел, что-то слышал, просто не интересовался. Правда в некрологе написана, это большая потеря для Беларуси, для культуры.

— Да, потеря. Михал был очень светлым человеком, просто другом и человеком, кроме всего того, что он сделал для Беларуси и культуры. О таких людях печалятся, когда они уходят, но свет от них остается. Это очень здорово, что такие люди были среди нас и есть. Меня вот печалит еще и другое.

— Что именно?

— Что ты всего этого не знал.

— Но я же признал, что был неправ!

— Хорошо. А давай посмотрим, может, ты и еще чего-то не знаешь о Беларуси, о культуре?

— Может, и не знаю. Нельзя же все знать!

— Все знать нельзя, да и не надо. Но гениев-современников знать надо. Их должна знать вся нация. Вот ты знаешь такое определение "нация — воображаемое сообщество"?

— Знаю, и согласен.

— Так вот, на чем основано это воображение? Именно на том, что вся нация знает своих гениев, читает их книги, поет их песни, вспоминает их картины, спектакли, роли.

— Да ладно, я же знаю Купалу и Коласа!

— А современников? Современных гениев? Их труды, творчество, достижения, о чем они думают, какую гражданскую позицию занимают.

— А разве бывают современники гениями? Это потом их гениями признают. Да и есть ли такие в Беларуси сейчас?

— Вот Михал Анемподистов был еще вчера. А ты не знал. А знаешь ли ты Алеся Рязанова?

— Не терроризируй меня своей эрудицией. Почему я должен знать Алеся Рязанова?

— Потому что это выдающийся европейский поэт. Европейский, пишущий по-беларусски. Это поэзия мирового уровня, причем интеллектуальная поэзия, что редко встречается. И мало найдется таких поэтов в Европе и мире.

— Ладно, разогнался, уже и спросить тебя нельзя, сразу обвинения какие-то начинаются.

— Да что мне тебя обвинять! Уже без меня сказаны слова "Добрай ранiцы, жлобская нацыя!".

— Ну вот, понеслась. Вот кто это, кроме тебя, придумать может?

— Это может сказать выдающийся современный бард, поэт и актер Виктор Шалкевич. Впрочем, ты его, наверное, тоже не знаешь?

— Да, не знаю, а что? Я вырос на великой русской культуре. Меня так в школе учили.

— Ничего, конечно. Просто напомню из русской культуры: "Догадал меня черт родиться с умом и талантом в России"! Хотя у Пушкина, кажется, было "с душой и талантом". Впрочем, не это важно, а то, что не надо учиться у русской культуры плохому. И не игнорировать таланты и гениев при жизни, чтобы потом лить елей после смерти.

— А ты не преувеличиваешь?

— Что именно? Наличие гениев и талантов или неблагодарность нации?

— Да, задумчивое уточнение. Возможно, я зря задал такой вопрос.

— А ты проверь! Проверь и наличие талантов и гениев, и оцени степень признания их на национальном уровне. Это ведь совсем не трудно: читай, слушай, смотри, разбирайся и понимай. Не ленись. Проверь, и обсудим.

"БелГазета"

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думать Беларусь"!

Другие новости раздела «Общество»

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Ад учорашняга дня Улад Вялічка сыйшоў з пасады генеральнага дырэктара Міжнароднага кансорцыума "ЕўраБеларусь", але шэрагаў сябраў арганізацыі ён не пакідае.
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Образование в Беларуси не меняется, потому что государство заинтересовано в дешевой и в меру грамотной рабочей силе.
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
11 марта 1882 года в Сорбонне Эрнест Ренан прочел свою знаменитую лекцию "Что такое нация".
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.
Культурная политика как фактор развития (Фото)
Культурная политика как фактор развития (Фото)
В Беларуси есть цензура и не соблюдаются авторские права, а Кодекс о культуре направлен прежде всего на ее контроль, а не на развитие.
Татьяна Водолажская: Беларусам не свойственно рефлексировать свои эмоции и рассказывать о них
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Три десятка лет истории проведения "Чернобыльского шляха", приуроченного к годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, делают его культурным достоянием Беларуси.
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
"Повестка 50": история одной кампании

Общественная кампания по реализации принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью подводит итоги и намечает новые горизонты.

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)

Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

Улад Вялічка — пра ўдзел Беларусі ва Усходнім партнёрстве: трэба больш жадаць і намагацца большага

10 год удзелу Беларусі ва Усходнім партнёрстве. Што гэта дало нашай краіне? Як складваліся адносіны з ЕС? Якімі магчымасцямі Беларусь да гэтага часу не скарысталася? Чаго чакаць надалей?

Перспективы политического протеста в России: эскизный набросок

Нельзя понять анатомию человека, основываясь исключительно на анатомии обезьяны. Человек продвинулся в своей эволюции куда дальше.