BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Глобальное потепление после холодной войны

16.11.2017 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Глобальное потепление после холодной войны
Текст Владимира Мацкевича "Глобальное потепление после холодной войны" посвящен анализу того, как устроен современный мир.

Изначальная интенция текста абсолютно практична и локальна — задаваясь вопросом о том, возможны ли реформы в Беларуси, автор рассматривает условия и обстоятельства, которые позволяют ответить на этот вопрос. Ответить не в залоге "да", "нет", "затрудняюсь ответить", а в деятельностном залоге. А значит, разобраться в первую очередь с тем, кто заинтересован в реформах, кто обладает волей и необходимыми ресурсами для их проведения.

Однако для ответа на этот вопрос необходимо определиться со структурой, устройством современного общества, с тем, какие силы и по каким законам в нем действуют. Разбирательство с этими обстоятельствами выводит нас на другой уровень анализа — анализа ситуации в регионе и мире, и, в конечном счете, на уровень глобального изменения структуры отношений — политических, экономических, социальных в узком смысле этого слова, — которые наметились в мире после окончания периода холодной войны.

Одна из краеугольных идей текста связана с введением и обоснованием нового критерия мирового разделения: отношение к инновациям. Автор утверждает, что не характеристики политического устройства, экономического уклада, геополитических конфигураций, а именно — отношение к инновациям, т.е. к производству и потреблению нового, является сегодня определяющим для стран всех регионов, задает их место и перспективу в мире. Современный мир делится на три части, "три мира": тех, кто первыми воспринимает технологические и социальные новшества, реализует их и за счет этого выбивается в лидеры, получая львиную долю экономической и социокультурной "прибыли" ("первый мир"); тех, кто находится в режиме вечной модернизации и заимствования — стремится к акцептации нового, но, не имея возможностей или ресурсов, потребляет уже опробованные и отработанные в "первом мире" инновации ("второй мир"); и тех, кто сопротивляется инновациям, не желает нового, и в результате попадает в структуру навязанного потребления, т.е. все равно потребляет инновации, однако без всякой прибыли и развития ("третий мир").

Отдельное внимание в тексте уделено рассмотрению нового, становящегося прямо сейчас, экономического уклада и перераспределительной экономики — той ее разновидности, которая осталась нам в наследство от СССР и новому глобальному типу, который втягивает в себя все страны мира.

Второй центрирующей идеей текста является утверждение, что в современном глобализированном мире разделение между описанными тремя мирами проходит не по границам частей света, регионов и даже стран, а поверх всех этих границ. По сути, в любой стране можно встретить представителей всех трех миров, мировоззрение, установки и образ жизни которых кардинальным образом отличаются друг от друга. Условно говоря, люди "первого мира", живущие в Нью-Йорке и Минске, имеют гораздо больше общего в структуре потребления и образа жизни, использовании каналов коммуникации и логике построения карьеры, чем люди "первого" и "третьего" миров, живущие в соседних домах на Манхэттене или на Макаенка.

Однако, несмотря на то, что границы "миров" проходят по людям, страны также относятся к разным мирам, и это отнесение определяется установками и ориентациями правящего класса, который и задает вектор развития и определяет положение страны в мире. Основной проблемой для Беларуси является возможность взаимодействия людей разных миров в целях политических трансформаций, которые изменили бы положение и направленность движения страны, задали ей новую перспективу. Проблема состоит в том, что люди "первого мира", являющиеся основным инновационным ресурсом и вписанные в глобальную структуру производства и потребления инноваций, именно в силу своей глобализированности практически не укоренены в территориальной или страновой локальности, а значит, не имеют интереса во внутриполитических изменениях. Политическое реформы в стране интересуют людей "второго мира", тех, кто стремится к изменениям и к новому, но по тем или иным причинам не попадает в глобальный мир. Диалог и взаимодействие между ними — вот та проблемная область, на которой сосредоточен текст Владимира Мацкевича "Глобальное потепление после холодной войны".

Скачать текст

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео