BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Татьяна Щитцова: Пропаганда становится самодостаточным полем ведения войны

26.10.2017
Татьяна Щитцова: Пропаганда становится самодостаточным полем ведения войны
Гуманитарии не могут прямым образом прекратить войну, но они могут создавать условия для того, чтобы в обществе изменилось отношение к ней и питающей ее пропаганде.

В эти выходные, 28 – 29 октября в Минске пройдет конференция «Логос и патос: Гуманитарная рефлексия в условиях войны», где интеллектуалы из Беларуси, Литвы, Украины и России попробуют очертить перспективу выхода из ситуации нагнетания войны, которой охвачено все восточноевропейское пространство.

Чем опасна «война в головах» и какую роль в ее предотвращении могут сыграть гуманитарии, Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказала профессор философии Европейского гуманитарного университета Татьяна Щитцова.

– Риторика нагнетания конфликта витает в воздухе уже не один год. Что стало причиной актуализации этой темы среди интеллектуалов?

– Проведение нашей конференции не означает, что данная тема стала актуальной для интеллектуалов – и, в частности, для представителей гуманитарных наук – только сейчас. Обеспокоенность милитаризацией нашего жизненного мира не переставала волновать гуманитариев с начала разворачивания военного конфликта на востоке Украины. Свидетельством тому являются не только дискуссии в социальных сетях, но также разнообразные публичные выступления, культурные акции и публикации гуманитариев. Например, Международная Ассоциация Гуманитариев, которая объединяет ученых из Беларуси, России и Украины и входит в институциональный оргкомитет нынешней конференции, в октябре 2014 года проводила в Киеве региональную конференцию, ключевой задачей которой было обсуждение роли гуманитаристики «в современных кризисных ситуациях».

Вместе с тем развитие событий в Украине привело к тому, что война на Донбассе перешла в некотором смысле в хроническую форму: перспективы её завершения не просматриваются, – при этом, помимо международного осуждения милитаристской политики России, все настойчивее озвучивается позиция, что правительство Украины само делает недостаточто для того, чтобы положить войне конец.

Совершенно не случайно, что в этом контексте медиа и в целом публичный дискурс сосредоточились не только на обсуждении текущей войны на Донбассе, но и на прогнозировании новых возможных милитаристских сценариев в нашем регионе (состоявшиеся недавно военные учения послужили тому очень «перспективным» дополнительным поводом). В результате – не без содействия журналистов, конечно же – война стала не просто актуальной темой, а idée fixe наших общественно-политических дискуссий.

В этой ситуации чрезвычайно востребованы интеллектуальные усилия, способные предложить убедительную альтернативу форсированной военной риторике. Конференция проводится именно с этой целью.

– Какое место в сложившейся ситуации занимает Беларусь?

– Я думаю, что для жителей Беларуси (так же, как и для жителей России и самой Украины) война на Донбассе стала особым потрясением, так как наши страны исторически связывает не только общее советское прошлое, но и культивировавшийся долгое время идеологический код «братских славянских народов». Сезонные политико-экономические конфликты Беларуси с Россией, революции в Украине, волны националистических движений – вся эта высокая турбулентность новейшей истории независимых государств могла сотрясать, но все-таки не упразднять совершенно политическую мифологему «братства» (в особенности это касается поколений, живших при СССР, так как для них она стала частью хабитуса, рамкой, через которую воспринимается мир; и мы прекрасно знаем, что фрэймирование братством активно продвигалось нашими властями и в постсоветское время). Война же – это насильственное, непредвиденное, огорошивающее взламывание этой рамки, это потрясение, которое вполне обоснованно описывают в терминах культурного шока. Требуется время, чтобы он был пережит и должным образом осмыслен (часть наших граждан, конечно, пытается тем или иным образом отгораживаться от болезненного разрушения мифа, что вполне объяснимо как на языке социальной теории, так и на языке психотерапии). Но вместе с тем очевидно, что потрясение войной невероятно повысило градус рефлексивности среди образованных беларусов. И хотя мы еще не стали, если использовать выражение Паточки, «сообществом потрясенных», однако же новая геополитическая ситуация действительно мобилизовала наше политическое воображение и сподвигла на поиски и инициирование новых форм взаимодействия с интеллектуалами из Украины и всего центрально/восточноевропейского региона. В некотором смысле война стала шоковой терапией, которая привела (или сможет привести) к перемене оптики, определяюшей нашу идентичность и наши перспективы на будущее. Наша конференция – часть этого процесса.

– Что же делать, чтобы вырваться из «заколдованного круга милитаризма» и какую роль в этом могут сыграть гуманитарии?

– В качестве ученых, исследователей гуманитарии способствуют тому, чтобы понимать логику развития соответствующих социально-политических процессов, включая новую логику ведения войны. Но этим их вклад, конечно, не ограничивается. Гуманитарии – это в некотором роде посредники между различными экспертными сферами (политикой, образованием и т.д.) и повседневной жизнью людей. Посредники в том отношении, что через анализ человеческой ситуации, культурных и социальных практик, составляющих нашу повседневность, гуманитарии способствуют проявлению смыслов, которые должны становиться ориентирами в выработке решений в соответствующих экспертных областях. Осмысленность и внимание к человеческой ситуации – вот то, что может быть достигнуто в политике с помощью гуманитарной рефлексии. Но и это не всё. В сложившейся социально-политической ситуации в нашем регионе становится исключительно актуальной просветительская и герменевтическая работа гуманитариев как публичных интеллектуалов: для преодоления агрессии и фрустрированности, для дезавуирования пропаганды, для содействия гражданскому и международному диалогу. Учитывая то, какую роль играют медиа в «гибридной войне», развернувшейся в нашем регионе, не могу не подчеркнуть очевидное: шансы гуманитариев повлиять на ситуацию, в буквальном смысле сдвинуть дело с мертвой точки – точки бесмысленного умножения жертв войны, – в значительной степени зависят от содействия журналистов.

– Под силу ли общественной мысли, при наличии реальной войны, остановить войну воображаемую?

– Вы имеете в виду войну, которая разворачивается «в головах» тех, кто так или иначе затронут событиями в Украине? «Война в головах» – это неотъемлемый элемент любой «реальной войны». Особенность текущей войны в том, что ее информационное измерение сопряжено с новыми формами пропаганды, которые не выполняют (как это было ранее) служебную функцию по отношению к ведению войны на конкретной территории и, соответственно, не соотносятся с классической дихотомией «победа или поражение». Пропаганда становится самодостаточным полем ведения войны и, обладая – благодаря современным технологиям – беспрецедентной проникающей способностью, формирует желаемые «фреймы войны» (Батлер), предопределяя, что и как мы видим и чувствуем, и уже на этом основании – что и как мы сами говорим. Здесь как раз и обнаруживается актуальность гуманитарной рефлексии, имеющей собственные ресурсы для того, чтобы противостоять режиму восприятия войны, навязываемому пропагандой и прямым конфликтом идеологий.

Гуманитарии не могут прямым образом прекратить войну, но они могут создавать необходимые условия для того, чтобы в обществе изменилось отношение к войне и энергетически питающей ее пропаганде (с чьей бы стороны она ни исходила).

– В завершение расскажите о наиболее интересных темах, которые прозвучат на конференции.

– Прежде всего хочу подчеркнуть междисциплинарный характер конференции – в ней принимают участие философы, историки, культурологи, социологи, филологи, политологи из разных стран нашего региона (Беларуси, Литвы, России, Украины). Это позволит задействовать самые разные теоретические ресурсы для осмысления текущей войны. На пленарные заседания вынесены доклады Валерии Кораблевой (доктор философских наук, профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко): Конец «конца истории»: аффективный поворот и реалии «гибридного мира», Бориса Кашникова (доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ, Москва): Между милитаризмом и пацифизмом. Новые формы оправдания массового насилия, Владимира Мацкевича (беларусского философа и методолога, основателя Летучего университета): Консциентальная война: место целей современной "большой" войны. При этом в программе секционных заседаний также есть много интересных докладов зрелых ученых, известных не только в своих странах, но и в регионе. В завершение конференции состоится дискуссия на общую тему Гуманитарная рефлексия в условиях войны. В качестве ведущих спикеров на дискуссии выступят Андрей Горных (Вильнюс), Валерия Кораблева (Киев), Алексей Ластовский (Минск), Илья Тарасов (Калининград). Модерировать дискуссию будет Татьяна Водолажская (беларусский социолог, член оргкомитета конференции).

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео