BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Гуманитарные технологии — оттолкнуться от точки «ноль» (Фото и видео)

07.03.2017
Гуманитарные технологии — оттолкнуться от точки «ноль» (Фото и видео)
Акции / Фото
Фото: Екатерина Романчик
Участники конференции «Техники и технологии человеческого», которую провел 3-4 марта в Минске Летучий университет, попытались определить проблематику гуманитарных технологий.

Открывая конференцию, философ и методолог Владимир Мацкевич вспомнил историю Второго Храма, «парадигматическую для всех наших начинаний». Историю о выборе иудеев в пользу не Храма, а строительства и обустройства жилищ Владимир Мацкевич проецирует на наше настоящее: «Мы тоже 70 лет провели в состоянии глубокого летаргического пленения советской властью, после нее надо было что-то делать: у нас не было ни стен, ни храма, ни закона, ни писания, ничего. Но мы, как толпа номадов, кочевников, вдруг осознали себя в независимом государстве — и что стали делать? Да, евроремонты в своих квартирах, стали обустраивать свое собственное жилье. Но сама Беларусь, страна, государство, общество — кто все это будет строить? Пророков, как и три тысячи лет назад, не модно слушать. Три тысячи лет прошло, а мы ведем себя как тогдашние люди, и это порождает иллюзию того, что люди-то не меняются».

В то же время, отметил философ, эпоха модерна заложила иное представление: человек является продуктом социального устройства, поэтому человека нельзя описать или изучить как объект природы, человек меняется в зависимости от изменения окружения.

«Большевики 100 лет назад поставили задачу: создать нового человека, отличного от человека классовых антагонистических обществ. Но в 30-х годах Михаил Булгаков через своего героя говорит: квартирный вопрос испортил москвичей, то есть говорит о том, что у большевиков ничего не получилось, люди все те же. Но «испортил» - это тоже изменение. Сегодняшний человек очень мало похож на того, который был 100 лет назад — по своей духовной жизни, по установкам, но вот является ли этот новый человек результатом сознательного технологического отношения и является ли он соответствующим задуманному запланированному состоянию или это можно охарактеризовать: получилось как получилось. Развитие цивилизации позволяет делать масштабные проекты. Но нужно ли делать? Все эти сложности на сегодняшний день осознаются исключительно философией и методологией, но без практики», - отметил Владимир Мацкевич в докладе, задающим тон конференции.

Философ напомнил, что вместо традиции, по которой развиваются человечествло и человек, «мы начинаем применять технологические подходы: планирование, установку стандартов, характеристик и так далее, подходя таким образом к проблематике гуманитарных технологий, к пониманию и схематизации всего комплекса тех вещей которые мы включаем в воздействие на этот объект». «Это триада «spiritus, anima, corpus», задающая ядро человеческого в человеке, и система отношений сложно организованных объектов, более комплексная и сложная. Все это расписываются, как минимум, в двух плоскостях: искуственно-технической и естественно-природной. Комплексирование всего этого вынуждает к упрощению, к систематизации, к проекции в те схемы или конструкции, с помощью которых можно осуществлять планирование работы в области гуманитарных технологий, - сказал Владимир Мацкевич. - Из этого получаются некоторые сегодняшние действия, которые, несмотря на отсутствие концепта гуманитарных технологий, реализуются или практикуются западноевропейской цивилизацией. Например, изменение мира через изменение языка — достаточно убедительный пример эволюции слов, ныне определяющих отношения общества к ряду социальных проблем. Что еще, кроме языка? На какие сферы мы еще можем воздействовать? Сегодняшнее состояние гуманитарных технологий я бы оценил как плачевное. Ничего, кроме вербалистики, мы предложить человечеству не можем. Из-за этого, с одной стороны, мы не можем предложить никаких технологий в силу доминирующей и навязанной сегодняшней философии постмодернизма. Все остальное оказывается за пределами этого. И это остальное не становится естественно-природным, вещи, которые раньше были традициями, начинают деградировать — институт семьи, образование и т. д. (…) Пока все, что мы умеем, это менять слова. Всего остального не умеем, потому что мы выпустили из зоны внимания и контроля философско-методологическую, метафизическую часть. Испортить человека квартирным вопросом мы можем, а исправить — пока нет. Заставить что-то худо-бедно работать мы можем, работать хорошо и правильно — не в состоянии. На это у нас ни мозгов, ни воли, ни совести не хватает».

Работа двухдневной конференции шла в четырех секциях. “Игра и Человек играющий”, “Социальные процессы и технологическая среда”, “Наследие и история как объект и инструмент гуманитарной практики”, “Индивидуальность, субъектность и свобода”.

Судя по обсуждению итогов работы — конференцию можно считать лишь началом пути к осознанию проблематики гуманитарных технологий либо построения концептов. Как отметила координатор Летучего университета, социолог Татьяна Водолажская, «у нас очень мало представлений», «доклад Мацкевича задавал тему», но была заметна «слабая готовность» участников к теме.

Владимир Мацкевич в заключительном слове китайской притчей предостерег от выращивания риса путем вытягивания его за вершок, «никакого отношения к росту это не имеет, а вот технологии — удобрения, освещение, полив — да. «И гуманитарные технологии — это способ поворота, разворота сознания по тому, что является предметом заботы, на то, что может стать предметом работы». «Не следует путать заботу и работу — их надо разводить. (…) посадив плохие семена, вы не получите орхидеи. (…) Мы разучились учиться, мы сосредоточены на том, чтобы кого-то учить», - заключил Владимир Мацкевич.

UPD.: Видеозапись конференции:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео