BE RU EN
rss facebook twitter

Новый саркофаг прикроет чернобыльский уран еще на 100 лет, но «фонить» он не перестанет (фото)

26.04.2016
Новый саркофаг прикроет чернобыльский уран еще на 100 лет, но «фонить» он не перестанет (фото)
Фото: Служба информации "ЕвроБеларуси"
Саргофаг поверх старого французский консорциум Novarka строит с 2007 года. Думали завершить к 30-летию аварии, но сейчас говорят о завершении проекта в 2017 году. На ЧАЭС работает около 3.000 человек.

«Рабочий день для кого-то может длиться и 15 минут — рассчитывается предельно допустимая суточная доза радиации, - рассказывает группе беларусских журналистов инженер, координатор спасательных служб при чрезвычайных ситуациях на Чернобыльской АЭС Владимир Вербицкий. - Собирают, допустим, какой-то узел в относительно безопасном месте, потом сменами по 15 минут устанавливают его».

Нам повезло с гидом — Вербицкий знает историю катастрофы не по рассказам коллег, он работал на станции в том самом 1986-м, жил с семьей в пятиэтажке в Припяти. «Вон, видишь, угол среди деревьев — вот там с семьей и жил, сыну было год и месяц. Я получил пять предельно допустимых доз на работе в те дни, - всего почти 25 рентген, а если о детях говорить, то эти цифру надо на десять умножать, какой там вес у ребенка-то. Но Припяти, можно сказать, повезло, самые страшные выбросы прошли с двух сторон от города, если бы нет — имели бы 50.000 инвалидов», - рассказывает Владимир Вербицкий.

Пресс-тур, организованный Беларусской ассоциацией журналистов накануне 30-летия аварии, включал и посещение четвертого энергоблока. Условное, конечно, посещение: мы стоим у огромного серебристого ангара, на самом верху люди-точки что-то крепят, фотографировать можно только в одном направлении: объект режимный плюс страна в состоянии войны. «Всего тут работает 3.000 человек, посменно, из разных стран, в самом Чернобыле постоянно живет около 70 человек — они самоселы, но не любят, когда их так называют. Они — вернувшиеся местные жители», - поясняет Вербицкий.

На вопрос, а что там сейчас — под саркофагом, инженер говорит: «180 тонн урана в аварийном состоянии, и, конечно, уран «фонит». На тот момент смогли за полгода саркофаг построить, огромная коллективная доза. Срок эксплуатации — 30 лет. Делали несколько лет назад стабилизационные работы, срок отодвинулся. И это дает возможность надвинуть новый саркофаг. Срок его службы? Говорят, 100 лет».

Удивительно, но человек, пострадавший от Чернобыля, остается сторонником ядерной энергетики: «На самом деле альтернативы для небогатой страны, кроме как ядерной энергетики, нет. Конечно, если соблюдаются все нормы и правила безопасной эксплуатации этого объекта. Любая альтернативная энергетика в 10-20 раз дороже. Вот и все. В Швеции за 30 лет заместили 25 процентов электроэнергии от «зеленых» технологий, но при этом потратили колоссальные деньги. Если деньги есть, то, конечно, можно и так делать».

Про деньги говорится и при посещении Припяти, когда-то образцового молодого города на 50.000 человек, а сейчас мертвых зданий среди леса: «Этого объекта быть не должно, просто — не должно, так во всех планах обозначено. Но представляете, какие деньги нужны, чтобы все это утилизировать и как?»

Помимо журналистов и туристов, Припять посещают ветераны Чернобыля: «Заказывают автобус, приезжают на два часа, собираются на площади». Похороненные деревни в зоне посещаются в поминальные дни. Есть и экзотические посетители: «Из США сюда 9 лет подряд приезжали ученые записывать техногенную тишину. Или есть исследователи ландшафтных площадок».

Владимир Вербицкий не исключает, что ЧАЭС может еще и реинкарнироваться: «Дело в том, что в Украине больше нет подходящих площадок для строительства АЭС. Если что-то и соберутся строить, то только здесь, выбора нет».

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео