BE RU EN
rss facebook twitter

«Ленинопад» в Гомеле: спектр мнений

04.11.2014
«Ленинопад» в Гомеле: спектр мнений
В Гомеле демонтировано два памятника Владимиру Ленину. Отклики гомельчан.

Один Ильич исчез с площадки возле филиала № 2 Центральной городской поликлиники. Второго убрали от детского сада — начальной школы № 63 по улице Международной.

Как пояснил замглавы Администрации Новобелицкого района Василий Зубец, памятники Ленину, равно как другие подобные статуи советской эпохи, демонтируются с целью их аккумуляции в одном месте для того, чтобы впоследствии создать на их основе музей под открытым небом.

На фоне политических событий в регионе (систематические сносы памятников советского времени в Прибалтике, уничтожение протестующими памятников Ленину в Украине), такое решение гомельских властей, обычно консервативных в вопросах, касающихся истории, вызвали разные отклики у гомельчан.

Например, лидер гомельского отделения Беларусской партии левых «Справедливый мир» Владимир Секерко заявил в комментарии для tut.by, что памятники В. Ульянову сносят не для того, чтобы впоследствии выставить в музее, а для того, чтобы «забыть» и призвал общественность к активизации усилий по их защите.

— Прослеживается тенденция, когда уничтожаются все объекты советского исторического наследия. Под видом реконструкции, аварийного состояния, благоустройства такие памятники снимают, а затем благополучно о них «забывают», — говорит он. — Существует также концепция переноса советских памятников в некий «музей под открытым» небом. По сути их помещения в своеобразные резервации. По такому пути пошли в странах Прибалтики, чтобы быстрее и «цивилизованно» избавиться от наследия Советского Союза. Необходима активизация усилий общественности по защите исторических памятников. Они сегодня являются не просто монументами, но и символами культурных и социальных достижений нашего недавнего прошлого.

К месту будет заметить, что политическая сила, которую представляет В. Секерко, Беларусская партия левых «Справедливый мир», относительно недавно носила название Партии Коммунистов Беларуси, а новое название — результат ребрендинга под давлением общественного мнения. Поэтому его возмущение понятно: места на постаменте лишаются памятники основателю родной коммунистической партии. А что думают об этом другие гомельчане?

«Сильные Новости» вышли на улицу и спросили двух первых попавшихся прохожих, а также двух общественных лидеров, имеющих свои политические пристрастия, но не имеющих склонности к идеализации коммунизма. Прохожий, парень 30-35 лет:

— Мне памятники Ленину не мешают, но и большого смысла я в них не вижу. Я думаю, что решение сносить их потихонечку — правильно. Это не памятники культуры, это памятники политики, которая уже давно в прошлом, и сегодня в них смысла нет. Но сносить их надо аккуратненько, чтобы не оскорбить ничьих чувств. Понятно, что есть много людей, кому они дороги — это ведь молодость, да? Молодость, полная каких-то идеалов, мечтаний, иллюзий. Таких людей становится все меньше, ну вот, по мере убывания, можно и от таких памятников избавляться. Я считаю, что ничего забывать нельзя. Но памятников Ленину можно оставить 1-2 на город, больше не нужно для того, чтобы просто помнить, — подытоживает собеседник «Сильных Новостей».

У юриста независимого профсоюза Работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Леонида Судаленко, мнение также — вполне умеренное.

— Я считаю, что идея «культурного» сноса памятников Ленину в Гомеле с последующим их размещением с специальных местах заслуживает уважения. Ностальгирующим по Ильичу в таком случае будет, где поклонятся своему кумиру, благодарить за социальные блага, за жизнь, за мир во всем мире и так далее. Большинство же, которому символ веры коммунистов вовсе не является памятником, боюсь, не заметит этой идеи, разве что, если с одноименной Площади «вождя» уберут в какую-то резервацию. Думаю, что большинство сегодня восприняло бы идею установки на центральной площади вместо вождя мирового пролетариата памятника например генералу Костюшко, Кастусю Калиновскому или Франциску Скорине, — считает Леонид Судаленко.

Женщина средних лет, которую мы встретили возле железнодорожного вокзала, в свою очередь, заявила, что памятники Ленину необходимо беречь.

— Понятно, что в СССР мы уже не вернёмся, об этом можно и не мечтать! Но это было замечательное время. Время, когда все было справедливо и не было воровства. Что? Сталинские репрессии не были справедливыми? Так вы же не о памятниках Сталину спрашиваете! Сталин много народу порезал, но Сталину — где памятники? Их нету, так что это все правильно. А Ленин о счастье мечтал, работал, стреляли в него, и правильно, что народ почитает. Может их и много, этих памятников. Но если они не мешают, зачем их сносить? Если какой-то памятник где-то мешает ходить, и он небольшой и его не жалко, надо убрать. Но просто так, брать и сносить, это нельзя. Это история наша, и она хорошая была, и была бы ещё лучше, если бы все по Ленину тогда жили и делали.

В свою очередь, директор гомельского «Центра регионального развития ГДФ» Пётр Кузнецов придерживается прямо противоположных взглядов.

— Моя позиция неизменна уже много лет. И на протяжении всех этих лет мы получаем подтверждение её правильности. Я уверен, что от всех пережитков, привычек, болезней и т. д. коммунизма следует избавляться как можно скорее и как можно решительнее. Коммунизм — это, в первую очередь, массовая психология, уничтожающая индивидуальность, а, значит, личность и её ресурсы. В СССР все было «от имени масс» — простой человек не имел права голоса, хотя был уверен, что именно он правит страной, которой правили «от имени масс», к которым он причислял и себя. Такое общество обречено: без личности человек не имеет личного потенциала, и ему нечего вносить в копилку общего блага. Поэтому система и обанкротилась — в тот момент, когда иссякли государственные ресурсы, люди не оказались ни в состоянии, ни в желании её спасать. Памятники Ленину — это не памятники, это элементы пропаганды и символизма. Они пропагандируют советский образ жизни, а, значит, и мышления, они пропагандируют стадность. А ещё они символизируют, что в сегодняшней Беларуси власти в целом смотрят на основы устройства государства и общества так, «как завещал Ильич». Если от этого не избавиться, ничего хорошего нас не ждёт. Нас ждёт такой же моральный, ментальный, экономический и политический кризис, как и в 80-90-х гг., когда развалился СССР, считавшийся сверхдержавой. Нельзя делать одно и то же и надеяться на разный результат. Нельзя делать то же, что коммунисты, так же, как коммунисты, и думать, что результат будет другой. Он может быть другой, но точно — не лучше...

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео