BE RU EN
rss facebook twitter

Что будет, если госмашину снять с "ручника"?

12.08.2014 Ольга Микша, журнал "Асоба", ЕвроБеларусь
Что будет, если госмашину снять с "ручника"?
Практически каждый журналист сталкивался с такой ситуацией: в коридоре, «не для прессы», чиновник говорит абсолютно здравые, разумные вещи, а под диктофон – высказывает противоположную позицию.

 Такую, как требует общая политика государства. За которую не получишь выволочку от начальства, не потеряешь должность и связи. А на закономерный вопрос журналиста: «Как же так?», протянет, отводя глаза: «Ну, вы ж сами понимаете…»

Но так было не всегда. Были времена, когда чиновники не только говорили без оглядки, но и сами проявляли инициативу. Причина в системе или самих чиновниках? И если говорить о переменах, то что менять – систему, госслужащих или то и другое разом?

Интересы территории
 
С середины 90-х годов в Беларуси целенаправленно выстраивалась централизованная система управления государством. Сейчас ситуация доведена до абсурда: люди (избиратели, населения, жители – все мы!) не могут контролировать и влиять на действия власти. А власти перестали действовать в интересах людей. По меткому выражению председателя Фонда имени Льва Сапеги Мирослава Кобасы, теперь власти действуют в интересах территории:
«Посмотрите, как устроена система исполнительной власти. Исполкомы не входят в систему органов местного самоуправления. Государственная администрация - вертикаль – жестко подчинена снизу доверху и несет ответственность перед своим вышестоящим начальством.  Субъект деятельности исполкомов – это мы, люди, граждане. И в то же время по закону исполкомы не несут никакой ответственности и не подотчетны гражданам».
 
Перемены начались после принятия Конституции 1996 года, а внесенный президентом и принятый в 2003 году «Закон о государственной службе» укрепил тенденцию. «О какой инициативе может идти речь, если чиновникам запретили давать интервью без разрешения вышестоящего начальства?» - говорит Ольга Абрамова, депутат Верховного Совета XIII созыва и Национального собрания II и III созывов.
 
Централизованная власть не подразумевает инициативы, напротив, ее задача – обеспечить точное выполнение решений инстанций, сверху донизу. А свободы для собственных действий у чиновников остается очень немного. И от личных качеств конкретного госслужащего зависит, как он распорядится этой свободой.
 
Без административного ресурса
 
Мирослав Кобаса уверен, что многое зависит от руководителей. Одно дело, когда руководитель занимается лишь текущими делами. Совсем другое - когда имеет стратегическое мышление и волю для реализации инициатив. Его пример – это история создания Национального кадастрового агентства в 1998 году.
 
«У его истоков стоял человек, который до этого не имел подобного опыта, занимался больше программным обеспечением, но человек умный, грамотный, мыслил категориями интересов государства и с этой точки зрения он создавал эту службу, - рассказывает Кобаса. - По опросам Всемирного банка, Беларусь заняла второе место в сфере земельного кадастра. Это головокружительный прыжок».
 
В начале 90-х свободы действий у госслужащих было больше, но и аргументация для реализации того или иного решения должна была быть железной: в отсутствие жесткой вертикали срабатывает не административный ресурс, а рациональный подход. Кобаса вспоминает один из прецедентов, непосредственным участником которого был он сам:
 
- В начале 90-х мы с коллегами были авторами решения Верховного совета – довольно революционного по тем временам - о форме предоставления земельных участков. До этого основной формой было пользование землей – получаешь, пользуешься и ничего не платишь. А мы решили, что основной формой землепользования должна быть аренда. При этом собственник земли и арендатор должны иметь равные права, то есть выступать равноправными сторонами.
 
И этот документ натолкнулся на очень большое сопротивление со стороны профильных ведомств: они-то неплохо жили за счет земли.
 
- А как сумели провести решение?
 
- В таких случаях должна быть и тактика, и стратегия. Мы подготовили проект решения, отдали его на экспертизу в Академию наук, получили положительный отклик и обезопасили от себя от возражений типа «ну что вы тут лезете, непрофессионалы». А исполком еще года полтора выдавал решения по старинке, уже не имея на то полномочий, и это было дополнительным рычагом воздействия: по тогдашнему законодательству мы могли отменить все выданные разрешения исполкома и привлечь чиновников к ответственности за превышение полномочий.
 
Когда состоялся разговор, руководство было против, но потом вопрос был поставлен таким образом: либо вы выступаете на сессии и поддерживаете наше решение, либо мы отдаем документ в прокуратуру.
 
- Легкий шантаж?
 
- Можно и так сказать. Но это ведь не в личных целях, мы для себя ничего не требовали. Мы поставили цель и двигались в направлении ее достижения.
Тогда ведь разные группировки были в совете. Было три крупных фракции, и даже если договоришься со своей фракцией, не факт, что совет примет нужное решение. Надо было получить большинство. А значит, суметь убедить большинство.
 
Мотив для чиновника
 
Любопытно, что на нашу просьбу припомнить случаи, когда чиновники поддерживали инициативы извне, Ольга Абрамова привела немало таких примеров, однако основными фигурантами выступали чиновники высшего звена – Наталья Петкевич (на тот момент - замглавы Администрации президента), Сергей Мартынов (министр иностранных дел), Виктор Лукашенко (помощник президента) и сам президент Александр Лукашенко. Верхушка вертикали, свобода действий которых была санкционирована самой вертикалью.
 
Нет сомнения, что централизованная система управления государством имеет право на существование. Однако она оправдывает себя в кризисных ситуациях, когда некогда «разжевывать» и долго думать, а надо быстро действовать, иначе наступят необратимые последствия. Очевидно, что это ограниченный режим использования. Беларусь в таком режиме живет более 15 лет, и это не может не сказываться на непосредственных «проводниках» - государственных служащих.
 
И если система поменяет механизмы «ручного управления» на демократические принципы Европейской хартии, смогут ли нынешние чиновники поставить во главе своей деятельности компетентность вместо главенствующей сейчас лояльности? Многие наблюдатели уверены: да, смогут! «Несмотря на то, что в последние годы наше чиновничество сильно «посерело», в системе высшего и среднего звена много достойных людей, профессионалов высокого класса, - полагает Ольга Абрамова. Как правило, это люди с хорошим образованием, а также, как ни странно, некоторые устроенные по блату дети чиновников – хотя бы потому, что молодежь более гибкая, и при наличии перспективы карьерного роста и достойной материальной мотивации вполне смогут послужить интересам народа. Но и свежая кровь, конечно, нужна».
 
Менять или не менять чиновничий аппарат при смене политического курса? Применительно к ситуации в Беларуси наши рассуждения носят теоретический характер. А как происходит в странах, где на выборах побеждает оппозиция? И какие выводы из их опыта могла бы вынести для себя Беларусь?
 
С этим вопросом мы обратились к Манане Кохладзе, главе Грузинской Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.
 
Начнем с 2003 года, когда впервые поменялась власть в Грузии. Тогда произошло тотальное увольнение чиновников разных уровней, и после этого, вплоть до 2012 года, кабинет министров у нас очень часто менялся.
 
К примеру, один министр, который сначала заведовал сельским хозяйством, переводился в министерство обороны, а потом переходил в министерство образования. И каждый раз, когда новый человек приходил в министерство, они меняли весь кадровый состав вплоть до уборщиц.
 
Например, в министерстве охраны окружающей среды поменяли министра шесть или семь раз за 9 лет, и каждый раз менялось все, по-настоящему все! Это абсолютно парализует работу ведомства.
 
В 2012 году, когда пришла новая власть, радикальных увольнений не случилось. Очень многие остались на своих местах. Хорошо это или плохо – другой вопрос. С одной стороны хорошо: люди профессионалы, они в курсе текущих дел; с другой – очень часто эти люди принимали решения, которые сейчас оспариваются в судах. И эти же самые люди продолжают работать и сейчас также принимают решения!
 
Еще одна болезненная проблема Грузии в том, что после выборов в местные самоуправления и муниципалитеты, очень многих чиновников просто выгоняли – как сторонников проигравшей партии, или же наоборот: люди, бывшие в партии Саакашвили, переходили в «Грузинскую мечту». Представляете, некоторые из них открыто говорят, что не видят себя вне партии власти!
 
Ситуация такова, что главное не просто менять чиновников. На мой взгляд, главное – чтобы чиновники не были частью политической партии.
Главная задача Грузии – провести такую реформу государственного аппарата, чтобы эти люди были просто чиновниками, но не зависели от политических партий и преференций.
 
Решение зависит не только от курса президента и правительства. Это зависит от общества: если мы не хотим, чтобы беспринципные люди были чиновниками у власти и переходили из одной партии в другую, только потому, что это удобно, мы должны сформировать такие условия, чтобы это стало просто невозможно.
 
 
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео