BE RU EN
rss facebook twitter

Приют для Януковича (фото)

24.06.2014 Петр Кухта, "ЕвроБеларусь"
Приют для Януковича (фото)
Акции / Фото
Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"
Служба информации «ЕвроБеларуси» нашла несколько подходящих (с учетом, разумеется, необходимого ремонта) жилищ в Януках — родовой деревне беглого экс-президента Украины.

В Януках журналисты бывали и прежде — в попытке найти более интересные подробности семьи Януковичей донецких, все же дед Виктора Януковича родился в этой деревне. Но тщетно — не осталось дома, никто из четырех нынешних жителей деревни даже не знает, где он стоял. Не осталось и родственников — хотя все тут Януковичи. Сам Виктор Янукович с семьей приезжал в Януки два раза — в 2003-м и в 2006 годах.

Нас же больше интересовало, куда именно приглашает (в случае просьбы о приюте) Виктора Януковича с домочадцами Александр Лукашенко. А сделал он это уже два раза — в Киеве во время визита на церемонию вступления в должность президента Петра Порошенко и на прошлой неделе в доверительной беседе с пранкером Vovan222, выдавшего себя за сына беглого украинского руководителя.

Януки известны с 16 столетия, рядом довольно крупное местечко Волколаты и далее к Докшицам — Парафьяново. Пейзажи отличаются обилием крутых холмов — деревня находится на краю Свенцянсих гряд, недалеко несколько озер и речка Сервач. В одной из статей Януки были причислены к «польским» деревням из-за подавляющего большинства католиков в регионе, но католичество сюда пришло сразу — c крещением язычников Виленщины Ягайлой. Тут даже униатства не знали. И традиции сурового Виленского бискупства остаются и поныне - в соседнем Городище до сих пор по субботам метут улицы: утром ведь по ним в Волколатский костел пойдут верующие из окрестностей.

В Волколатском костеле и крестили деда Виктора Януковича. В Януках, кстати, убеждены, что бывший украинский президент — католик по вероисповеданию.

Причин эмиграции у деда Януковича и его четверых братьев было предостаточно — бедность, усиленная Первой мировой до нищеты. Вообще, Януки на начало этой войны были довольно многолюдной деревней — 135 жителей. Затуханию жизни здесь поспособствовал и пожар в конце 30-х годов — кто-то отстраивался, кто-то выбирал жизнь на хуторах.

Местная жительница Мария Янукович уверена, что Виктор Янукович сюда не вернется.

- Ну прыязджаў, хацеў паглядзець, адкуль род ягоны. А так жа сам ён украінец ужо, і бацька там нарадзіўся, і жонка адтуль, і дзеці ўкраінцы. Які ж ён наш? Так пабыў тут трохі, з намі не дужа і гаварыў, усё больш з начальствам – раённым, абласным.

Женщину радует, что я показал журналистское удостоверение. Шутит:

- О, гэта добра, а то можа якія бандеры прыехалі да нас забіваць.

Мария Янукович переживает за Украину и своего однофамильца, отслеживая развитие ситуации из новостей российского и беларусского ТВ:

- З гэтымі бандэрамі там ніхто не памірыцца – там такія людзі наглыя! Як з такімі людзьмі які мір знайдзеш? Можна ж было талкова зрабіць, дагаварыцца, Януковіч бы ім па сумленні ўсё аддаў, ён жа сам гаварыў, што не мог руку падняць на мірных людзей. Можна ж галавой разабрацца, адна старана і другая, а то колькі зараз людзей у Расію бягуць.

Аквилина Янукович была бы не против приезда Януковича, хотя бы потому что людей тут почти не осталось, а земля хорошая — и работать на ней некому. Но тоже не особенно верит, что увидит его тут в третий раз.

- Ды ён тут нічога і не ведае, гэтак сама як і ты. Дзед маладзенькі з'ехаў, украінку ўзяў, бацька ўжо там нарадзіўся. Што яму тут? Няма тут нічога і глядзець. Хто ведае, дзе ягоная хата была – ніхто.

Но если Янукович с семьей надумает найти здесь тихое место, то и работы найдется.

- Ну, ён жа пенсіянер ужо, сынам толькі, але працы хваціць... Трава вунь па вушы някошаная стаіць, а зямля ж харошая, хваціць работы. І ні патопаў тут, ні засухі, ні бандэраў. Хоць бы ферму якую паставілі. Чаму гэтак?

А ферма была. Как говорят в окрестных деревнях, она стояла по дороге на Януки, на водонапорной башне фермы гнездились аисты. К визиту Януковича строение срыли и закопали. Что позволяет сейчас местным жителям вспоминать беларусское поверье о бедах, которые карают разрушителей буслянок. Мол, вот оно — еще одно предзнаменование. Вроде упавшего на Януковича венка.

Рассуждая о перспективах Януковича в Януках, Аквилина Янукович говорит, что прожить тут безбедно очень даже можно.

- Хаты пустыя – ніхто не купляе. І новыя ж можна паставіць. Скаціну б завялі, малако калхоз купляе, аўталаўка прыходзіць два разы. Аўтобуса, праўда, няма. Каб у Ваўкалаты ў касцёл – то нада да Гарадзішча ісці, а там аўтобус.

Аквіліна Януковіч беспокоится и за Лукашенко.

- Бандэраў у нас то няма, але ж помніш, як Дом правіцельства білі? Няхай бы тады Лукашэнка ўзяў бы які калок ды сам выйшаў, а не відаць жа яго было – білі, колькі хацелі. А Януковічу казаў, што хай бы браў вінтоўку і йшоў біць... Ага, пайшоў ён біць – чуць спасся той Януковіч.

Петр, брат Аквіліны, косивший ту самую траву по уши, был категорично лаконичен:

- Януковіч? Сюды? Якога х.. сюды яму ехаць? Ага, паедзе.

С четвертой жительницой Януков поговорить не удалось — уже довольно долго она находится в больнице.

Цену домов нам никто не назвал. Во всяком случае, по словам Марии Янукович, точно меньше тысячи возьмут, 200, может 400 долларов.

Тут можно поставить пресловутый золотой унитаз.

Возвращаясь из Януков, в соседнем Городище обращаю внимание на не совсем характерные для Западной Беларуси заборы. Как поясняют, их спешно ставили перед приездом Януковича местные власти. А чтобы у тогда дорогого гостя создалась иллюзия добровольности одинаковых заборов, владельцам подворий указали покрасить их в разные цвета. Преобладает — жовто-блакитный.

Как говорят, власти района и сельсовета надеялись на то, что Янукович, возможно, захочет сделать какой-то вклад в развитие исторической родины. Откроет какое предприятие, заведет бизнес... В принципе, и сейчас никто не будет против этого. Примут с радостью. Даже если денег не будет — работу найдут, недалеко есть еще одна ферма, в Парафьяново — железнодорожная станция, да можно просто купить все Януки — и заниматься агротуризмом, мед, молоко и все такое.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео