BE RU EN
rss facebook twitter

Неразгаданные тайны Тростенца

24.04.2014 Елена Борель, ЕвроБеларусь
Неразгаданные тайны Тростенца
Акции / Фото
Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"
8 июня зарубежные гости совершат торжественную закладку камня в строительство мемориала жертвам нацизма в Тростенце, на который собирают 10 миллионов евро. Кого вспомнят, а кого из убитых забудут?

Жертвам одного режима или двух?

Изучение и мемориализация мест захоронений в урочище Благовщина (Тростенец) стали темой для круглого стола, который состоялся в Минске на текущей неделе.

Известный беларусский историк, исследователь сталинских репрессий Игорь Кузнецов напомнил, что в 1994 году было принято постановление Совмина о создании мемориального комплекса в районе деревень Малый и Большой Тростенец, и естественно, посвященного только жертвам нацизма. В те же годы депутат Верховного Совета Евгений Цумаров поставил вопрос о создании мемориала не только уничтоженным немцами, но и жертвам предвоенных советских расстрелов, и начального периода войны - в ночь с 24 на 25 июня 1941 года в этом районе расстреляли заключенных минских тюрем.
 
Одна колонна узников была расстреляна на 11-м километре Могилевского шоссе, а вторую, включая узников Каунасской тюрьмы, расстреляли через два дня, уже под Червенем. Таких колонн по всей территории Беларуси было расстреляно много, поэтому встал вопрос: так какому мемориалу все-таки быть, жертвам одного режима или двух?
 
 Но как только беларусские власти слышат об увековечивании памяти жертв сталинизма, вопрос стопорится. Конкурс на соответствующий проект мемориала растянулся на два этапа - в 2002 и 2009 годах, но ни один проект почему-то не признавали "годным к реализации".
 
И вдруг, год спустя, одобрение властей получает проект "Врата смерти". Его разработкой занимался уже покойный архитектор Леонид Левин и, по словам Игоря Кузнецова, обсуждался проект закрыто:  тех, кто ратовал за мемориал жертвам двух режимов, на дискуссии не приглашали.
 
На международной конференции 28 марта 2014 года присутствовали представители четырех стран, с территории которых депортировали евреев в Минск для уничтожения в лагерь смерти Тростенец. Договорились о создании мемориала жертвам только одного режима - нацизма. 
 - Возникла необходимость опять вернуться к старой проблеме: если идет мемориализация конкретной территории, то должны быть учтены факты преступлений именно двух режимов, - объясняет Кузнецов. - Конечно, можно не учитывать всех, чтобы создать хотя бы предложенный мемориал. Но есть же моральная сторона вопроса: как быть с памятью остальных жертв? Вместо памятника жертвам предвоенных расстрелов - городская свалка, а заключенным минских тюрем - лесок напротив, урочище Благовщина.
 
Дайте фамилии и авторитетные доказательства!
 
На мемориал погибшим евреям немецкий образовательный центр IBB, по сведениям Игоря Кузнецова, уже собрал сумму от 500 тыс. до 1 млн евро, а полная сумма составит около 9-10 млн евро.
 
 Один из ведущих специалистов по истории Холокоста в Беларуси, доктор исторических наук  Эммануил Иоффе сообщает, что уже 8 июня состоится торжественная закладка камня для строительства мемориала представителями разных стран. Он присутствовал на упомянутой конференции.
 
- Приезжали делегации Германии, Австрии, Чехии и Польши, - говорит исследователь. - Цифру 206,5 тысяч жертв Холокоста в Тростенце сейчас склонны преуменьшать, хотя раньше давали другую оценку - 540 тысяч. Так вот из пришедших последних немецких документов следует, что в Тростенце были расстреляны, по разным данным, 26 500, 35 000 и 82 000 евреев. И немцы говорили о 20 000 в Тростенце, сильно преуменьшенной цифре. Говорят: "Дайте фамилии!".    
 
При этом Эммануил Иоффе считает, что захоронения жертв сталинского режима в Тростенце для увековечивания их памяти нужно доказать документами.
 
- По моему мнению, не хватает убедительных источников, - говорит историк и советует Минскому отделению Международного общества "Мемориал" представить международной общественности авторитетные доказательства. - По Куропатам почти ничего не осталось. В Дроздах нашли останки, и то мы не знаем, сколько погибло там… Как только я начинаю говорить с депутатами на эту тему, они сразу уводят разговор в другое русло. Боятся.
 
О судьбе могильных ям, захоронений жертв сталинизма, которые оказываются вне проекта мемориала, исследователь Холокоста отвечает, не задумываясь:
 
- Какую-то часть оставят, а какую-то засыплют.  
 
Цифры с потолка
 
А где взять требуемые доказательства? По депортированным из Европы евреям есть списки, а по остальным жертвам гитлеровского и сталинского режимов нет.
 
Историк Игорь Кузнецов считает, что эксгумации останков быть не может. 
 - По одной простой причине: учитывая, что осенью 1943-го производилось уничтожение останков, цифры Чрезвычайной государственной комиссии (1944 год. - ЕвроБеларусь) абсолютно липовые. Нет никакой научной методики установления останков в том варианте, в котором они достались, - говорит он. - Уничтожение производилось очень быстро: останки не кремировались, а оставался пепел вперемешку с костями и землей. Вскрываем захоронение: в среднем, 50 метров - длина, 5 - ширина, 3 - глубина. Комиссия не могла выполнить такой объем работы в установленные ей сроки, поэтому - только поверхностно, не вскрывала захоронения. Сказали: ну, в кубометре должно быть столько-то. Никакая методика не определит, сколько!
 
 - 25 июля было сказано, что в урочище Благовщина было уничтожено 476 000 человек, а 13 августа эта цифра превратилась в "свыше 150 000". Ни первая, ни вторая цифра не соответствуют действительности, ведь определить количество невозможно. Списков с фамилиями нет, немецких архивных документов нет, советских данных - тем более. Была чисто идеологическая цель в максимальном завышении данных, дали команду увеличивать цифры потерь в тот период для снятия компенсации с немецкой стороны. А в 1946-м Сталин цифры резко пустил на уменьшение. До 70 000 жертв в Благовщине - возможно, но не больше, даже если укладывать методом сардин, - считает историк.
 
 Исследователь приводит пример захоронений жертв сталинизма в Дроздах:
 
- Там ров - 300 метров, шириной и глубиной - как в Тростенце. В эти метры укладываются примерно восемь ям-захоронений, от 8 000 до 15 000 человек. Так вот на памятнике 1963 года в районе деревни Большой Тростенец значится 201 500 уничтоженных (ни евреев, ни депортированных там не значится). А вас цифры ничуть не удивляют? Списков фамилий нет, ничего не установлено, а просто округленная большая цифра. Это что, округляют человеческие жизни до какой-то кратности? Ответ заложен в той же идеологии: захотелось округлить и округлили, никто не просчитывал цифр!
 
Распил европейских миллионов
 
Недавно Игорь Кузнецов в неофициальной беседе с директором мемориального комплекса "Хатынь" спросил: сколько будет стоить построить подобный комплекс в чистом поле? Так вот уложить 300 метров тротуарной плитки - примерно 600 млн рублей. Расстояние от шоссе до урочища Благовщина - максимум 150 метров.
 
- Грубо говоря, сделать дорогу - 10 тысяч долларов, посыпать красным - еще 10 тысяч. То есть, построить мемориальный комплекс в районе Тростенца будет стоить от 1,5, а с позолотой, то до 3 миллионов евро. А 10 миллионов-то куда, ребята? - вопрошает Кузнецов. - Так что, поставят три Хатыни?
 
Исследователь тоталитаризма уверен, что собираемая на строительство мемориала сумма и близко не соответствует реальным расходам.
 
Мусорный ветер
 
- Я не против памяти, - говорит историк. - Я категорически против вкладывать даже чужие деньги в Тростенец. Это будет увековечение памяти только одной категории - евреев из Европы, куда даже не попадает минское гетто, фамилий нет.  
 
 - А вы не задумывались, почему на самом святом для беларусов памятном месте буквально после войны сделали свалку? В 1950 году принимается постановление Совмина СССР об увековечивании памяти лагеря Тростенец, в 1955-м - второе постановление о мемориализации, а в 1956-м на этой территории вдруг создается городская свалка. И "посадили" ее ровненько по контуру (!) границ расстрельной зоны НКВД. Не просто в лесу, а четко по границам предвоенных расстрелов (на карте - розовое пятно слева. - ЕвроБеларусь). Это была самая секретная расстрельная операция на территории Беларуси. И надо было ее надежно подстраховать, поэтому после постановлений о мемориале поспешили накрыть это место свалкой. Раскопать ее уже невозможно, - сожалеет исследователь.
 
Ямы в архитектуру не вписываются
 
- Как быть с мемориализацией 34 расстрельных ям? А никак, - разводит руками Кузнецов. - Без условных ограждений и символических обозначений. Проект Левина предусматривает дорогу, а вдоль нее будут стоять "чемоданы", "вагоны", на которые нанесены фамилии, затем - смотровая площадка, дорога обрывается. Мемориал будет, а сами захоронения в него не вписываются. Говорят, документы давайте, чтобы доказать все это.
 
Да не будет никаких документов! По Куропатам даже ничего нет в архивах, все подчищено. Гильзы калибра 7.62 от нагана возле свалки валялись, советские. А рядом с Благовщиной, и это зафикисировано Чрезвычайной комиссией, найдены немецкие боеприпасы от вальтера и шмайссера. Гильзы есть и черепа. А документов нет…
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео