BE RU EN
rss facebook twitter

Международная выставка книг: от президентов до дьяволов

06.02.2014 Елена Борель, ЕвроБеларусь
Международная выставка книг: от президентов до дьяволов
Акции / Фото
Служба информации "ЕвроБеларуси"
Ниязов, Бердымухамедов, Чавес, Алиев, Чергинец и американские комиксы на любой вкус!

XXI Международная книжная выставка-ярмарка открылась в Минске в среду, 5 февраля. Свои экспозиции привезли 23 страны. Корреспондент Службы информации "ЕвроБеларуси" пообщалась с участниками и гостями выставки, а также ознакомилась с экспозициями.

Многоликие президенты

- Когда эту страну возглавлял предыдущий президент, тогда с информацией было вообще плохо, тем не менее, книжки они выпускали, - говорит подошедший к стенду Туркменистана участник выставки Борис Лобынцев из московского военно-исторического общества имени Яна Берзина (латышский командарм ГРУ по кличке "Старик". - "ЕвроБеларусь"). Сейчас я здесь я вижу отличные книги про три их основные гордости - ковры, лошадей и сам народ. Во-первых, отмечу "Полет небесных скакунов" и "Ахалтекинцы - наша гордость и слава" - это про лошадей, "Живая легенда" - про ковры, "Исторические портреты туркменской женщины", "Рыцари Азии" - про военную историю. Все книги - на русском, рекомендую однозначно!

- А лицо Гурбангулы Бердымухамедова почти на всех обложках вас не смущает?

- Это традиция у них такая. Когда был предыдущий, Сапармурат Ниязов, они выпускали его фундаментальный труд "Рухнаму". Бердымухамедов пока не отметился таким трудом, но вот я вижу книги про его дедушку, про папу и про жизнь самого лидера. Кстати, вот и его труды той поры, когда он был министром здравоохранения, - берет с полки книгу. - На прошлой выставке мне любезно разрешили ознакомиться с книжечкой "Военные парады независимости". Жаль, что они привозят все книги в одном экземпляре, и нет возможности получить их профильным организациям - тем же библиотекам, - сетует любитель истории.

Работница стенда в качестве новинки предлагает мне ознакомиться с "Приключениями Тома Сойера и Гекльбери Финна" на туркменском. На вопрос о растиражированном лице президента туркменка с неудоумением отвечает: "Это же лидер страны! Мы гордимся своим лидером!".

Брат-близнец стенда Туркмениста - стенд Таджикистана.

Почти пуст стенд Азербайджана - их книги застряли в пути. На полках только Ильхам Алиев и Муслим Магомаев.

По мнению Эльбея Али из Минкульта Азербайджана, именно они помогают пропаганде истории и культуры его страны.

- Мы любим Алиева, - подчеркивает Эльбей и предлагает мне вечером попить коньяку.

Каждый год делегация его министерства везет в Беларусь книги и коньяк, и даже непривычные южанам холода не помеха встрече с живущими и торгующими здесь земляками.

Чавес и дьяволы

Дьявольские маски с рогами нависают над серией портретов Уго Чавеса - стенд Венесуэлы в зловеще-багровых тонах невелик, и найти его в лабиринтах выставки, будто Черный Вигвам из линчевского "Твин Пикса", сложновато.

По словам сотрудницы стенда, он целиком посвящен памяти лидера и героя Боливарианской Республики Венесуэла. Все это - в рамках проводимой с 4 февраля по 5 марта в Беларуси "памятной" кампании в честь покойного друга Лукашенко.

Устрашающие маски - не только неоднозначный элемент декора, но и "кусочек традиций" венесуэльцев. Чтобы умилостивить Бога, они надевают на свои лица маски дьяволов и танцуют, пытаясь таким образом признать свою греховность.

- Можно попросить книгу о Чавесе? - обращается к смотрительнице стенда мужчина средних лет в кроличьей шапке. Получив ответ, что книги не раздаются, он расстраивается.

- А зачем вам книга о Чавесе? - интересуюсь я у него.

- Увлекаюсь краеведением, - отрезает он, но представляться отказывается.

Среди развала книг "Наш Чавес" отыскивается энциклопедия о самой Венесуэле, в которой, по словам смотрительницы, "можно посмотреть разные пейзажи".

От Шевченко до Адель

Поразительно красивые переплеты томов Тараса Шевченко заставляют посетителей выставки тормозить у Национального стенда Украины. Наши соседи действительно подготовились к празднованию к 200-летию народного поэта.

- Я на украинском думаю, поэтому тяжеловато переводить и разговаривать на русском, - признается сотрудник Госкомитета телевидения и радиовещания Украины Татьяна Демченко. - 2014 год объявлен у нас годом Шевченко, и под этот указ президента планируется масса торжественных мероприятий, в том числе издание книг со спецэмблемой. Эти книги издаются за государственне деньги и не продаются, а бесплатно распространяются по всем библиотекам страны и зарубежья.

Изюминка украинского стенда - рукописная мастерская Юрия Храпая с копиями старинных рукописей. А его украшение - продукция киевского общества "Купола": иконы и книги в дорогих окладах.

Стенд США - настоящее хранилище комиксов, складывается впечатление, что другой литературы в Штатах не выпускают. Тут же устроены две забавы: для стариков - американский ответ нашим домино и лото, в которую активно играет пожилая троица, а для молодежи - компьютер со "стрелялками".

На стенде Франции беларусы раскупают художественную литературу и книги для детей. Альбомы импрессионистов - 250 тысяч за Клода Моне - им не по карману.

Британцы притягивают к себе меломанов биографическими книгами с лицами Джона Леннона, Роберта Планта, Стинга и Адель.

Китайская студентка Мими Ли любуется репродукциями экспозиции Ирана. Ее друг говорит на фарси, и она решила ему что-нибудь присмотреть.

- Это очень трудный язык, но я им все равно интересуюсь, - говорит Мими, которая приехала учиться в БНТУ из далекого и холодного, по словам Мими, Харбина. На китайском стенде выставке она уже была, и считает, что там меньше "картин", чем на диковинном стенде Ирана.

Действительно, даже красочного плаката с Ким Чен Иром там не увидишь. Кроме пары фонариков и аскетичных обложек с иероглифами спартанский стенд КНР притягивает лишь загадочной улыбкой китаянки.

Быков vs Чергинец

Стенд Белорусского союза писателей завлекает к себе звуками аккордеона - краснолицый мужчина лихо жарит на инструменте какую-то неведомую мелодию. В центре экспозиции - труд главы союза Николая Чергинца. Место для двухтомника Василя Быкова нашлось чуть сверху, но не рядом.

- Быков - это человек! - замечает остановившийся у стенда минчанин-пенсионер Николай. - Мир его признал. Произведения Быкова переведены на языки многих стран. Иностранцы читают его и чувствуют то, что могло бы случиться и у них. А я - литвин, беларус. Знаете, кто такие литвины? - пытается удивить меня Николай.

Затем он вздыхает, что покупает книги Быкова, но дети и внуки его совсем не читают.

- Они - "совки", - говорит Николай. - Должно быть что-то внутри национальное, возрожденческое и святое, чтобы бороться за свою землю, за свой край, за свой народ. Я ведь раньше в очередях за этими книгами стоял…

Пенсионер делится наблюдениями, что на беларусской мове почти ничего уже не издают, и уже тем более тех, кто не состоит в чергинцовском союзе писателей.

- Чергинец только врет, - махает рукой Николай. - Свое издает. Кому оно надо, чергинцовское вранье и выдумки? Не знаю, кто его читает.

- Я бы купил себе Быкова и Чигринова, хотя у меня они есть, - говорит подошедший член союза писателей Дмитрий Демидович. - Быков первым из писателей показал, что война - это грязь, а рядом с ней - высокодуховность. А вообще современной беларусской литературе не хватает книг о любви, о политических событиях - у нас ведь их столько было! Молодежь не такая дурная, как говорят. Она же интересуется, спрашивает. Когда мы выступаем в школах, просят рассказать про многие вещи. Спрашиваю: а вы этого разве не знаете? А нет книжек таких, отвечают. Например, недавно умер Геннадий Грушевой, председатель Фонда "Детям Чернобыля", а в СМИ - тишина, если не считать несколько независимых изданий. А это же ушла личность! Когда из нашего союза вышло несколько человек вместе - Масло, Боровикова, - никто не спросил у них: почему? Равнодушие к писателям полное. У нас в стране как всегда "усё добра!".

В прошлом году у поэта и прозаика Демидовича вышел двухтомный роман "Умереть, чтобы выжить" - о судьбах беларусской интеллигенции в период с 1917-го по наше время. Червяков, Купала, Колас, Некрашевич, война, сталинские репрессии - и все это тиражом… 100 экземпляров. Напечатало частное издание, на помощь союза рассчитывать не приходится, а за свои средства издать большим тиражом писатель не потянет. Между тем, тираж разошелся за неделю, а читателю можно найти экземпляр только в Национальной библиотеке.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео