BE RU EN
rss facebook twitter

Сергей Корчицкий: А почему, собственно, новый митрополит ожидался другим?

28.12.2013 Служба информации "ЕвроБеларуси"
Сергей Корчицкий: А почему, собственно, новый митрополит ожидался другим?
Известие о назначении Митрополитом Минским и Слуцким человека не из Беларуси и не имеющего никаких связей с нашей страной вызвало довольно бурное обсуждение в активном сегменте беларусского общества.

В байнете обсуждают заявления митрополита Павла до назначения — о чернобыльском кранике для инициаторов революций, о лечении гриппа крепкой верой, говорится об обмане чувств беларусских православных, которые чаяли видеть в Минске своего, беларусского пастыря.

Свое мнение по этому поводу в интервью Службе информации "ЕвроБеларуси" излагает член Союза российских писателей, главный редактор журнала "Теократия" (2002-2005) Сергей Корчицкий.

- Хочу сказать, что в этих обсуждениях вопрос назначения митрополита ставят в иной плоскости, ведь канонически территория Беларуси принадлежит у нас Русской Православной церкви. В Библии, как помним, сказано, что во Христе не будет ни эллина, ни иудея. Вопрос национальности, происхождения с точки зрения христианской доктрины вообще не играет никакой роли. Я понимаю возмущение, но, видимо, возмутиться можно было бы другим. Но тогда рассмотреть вопрос следует несколько в иной плоскости: "Почему наша Церковь подчиняется Московскому Патриархату?". То есть, почему наша территория является канонической территорией РПЦ, а не, допустим, Константинопольской Церкви? Тогда возмущение было бы хотя бы понятным. А так... Власть религиозная — вообще вопрос наднациональный, в трех мировых религиях — исламе, буддизме и христианстве — вопрос о нациях не ставится в принципе. Поэтому с точки зрения политической конъюнктуры возмущаться религиозным решением, мягко говоря, неразумно.

Я бы рассмотрел вопрос еще и в третьей плоскости — у нас православная церковь достаточно крепко срослась с государством. По данным опросов, практикующих верующих в беларусском обществе около 5%. То есть, по большому счету, большинство населения вопрос митрополита вообще не должен бы волновать. Но резонанс, который вызван этим назначением, свидетельствует о том, что у нас православная церковь излишне политизирована. И это — действительно проблема. Ведь разделение церкви и государства — очень важный принцип гуманистических государств. У нас же существует, несомненно, протекционизм в отношении православия. Вот это вызывает удивление, а не то, что выходца из России назначили митрополитом Беларуси.

- В дискуссиях в сети постоянно проводится параллель с Римо-католической церковью, которая делает ставку на национальные кадры.

- Католическая церковь все-таки пережила политику обновления в 60-х годах прошлого века, когда, например, отказалась от той же латыни, хотя это шаг спорный, ведь она объединяла всю церковь. И Рим старается приспосабливаться к национальному ренессансу по всему миру. Да, это политика достаточно мудрая и гибкая. Другое дело, что она не совсем соответствует духу Библии, но она соответствует духу мира сего, сего момента. Конечно, Восток медленнее развивается — Московский Патриархат до такого еще не дозрел. И это тоже можно рассматривать в контексте сближения церкви и политической системы. Ведь католицизм не является частью нашей политической системы, а православие инкорпорировано в нее. Да, католические иерархи считаются с национальными чувствами, а православным достаточно каноническую территорию охранять. Особенно не считаясь с текущим моментом и чаяниями паствы. Ведь всегда какой-то поддержки снизу требует слабейший. Первый — он всегда ощущает себя несколько вольготно. И вот это назначение — оно тоже говорит о некоей такой вольготности здесь, на территории Беларуси Русской Православной церкви. В конце концов, а чего ждали? Это действительно РПЦ, беларусские же священнослужители не выступают за автокефалию, как в Украине, беларусы не возрождают униатство, которое, честно говоря, на абсолютно маргинальном уровне у нас находится. А беларусы смотрят и обсуждают — кого это там нам они назначили? Ну это же Русская Православная церковь — вот и назначили русского. А удивляться каким-то заявлениям нового митрополита, вроде слов о чернобыльском кранике и т. д., не стоит. Все это вполне в духе РПЦ, посмотрите на ее так называемую веротерпимость и толерантность в самой России. Они не хотят ничего учитывать, не хотят приспосабливаться к иным территориям и условиям, они — богоизбранны и единственно верны. Но забывают известный афоризм, что нельзя попасть в рай одной религии, не попав в ад всех остальных.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео