BE RU EN
rss facebook twitter

Ярослав Бекиш:Если экологи не выработают единую стратегию – решения будут принимать за нас

21.10.2013 Алексей Юрич, ЕвроБеларусь
Ярослав Бекиш:Если экологи не выработают единую стратегию – решения будут принимать за нас
Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"
20 октября в Минске завершил работу Форум общественных экологических организаций Беларуси. Каковы его итоги?

 Об этом в интервью Службе информации "ЕвроБеларуси" рассказал координатор экологического товарищества "Зеленая сеть" Ярослав Бекиш.

- Итоговая резолюция форума отражает постепенное ухудшение дел в области экологической политики и управления, а также ухудшения экологической обстановки в стране. Документ констатирует появление новых рисков, в том числе от крупных инвестиционных проектов. Мы отмечаем очень выборочное включение экспертов, экологов, представителей академического сообщества и гражданского общества в процесс общественного обсуждения подобных проектов.

Главный вопрос, которым мы задаемся и пытаемся ответит на него, - как можно исправить существующее положение? Около 10 позиций и рекомендаций мы направили конкретным адресатам: главе государства, правительству, министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и другим.

- Что собой представляет движение зеленых сегодня?

- Если оценивать зеленое движение по количеству общественных организаций, инициатив, активности отдельных граждан, проявляющих себя время от времени, то оно небольшое и достаточно сложное и неоднородное. Нет однозначного ответа и на вопрос – где проходит граница зеленого движения.

В данном случае более правомерным является другой вопрос: насколько оно движение, есть ли динамика, определено ли направление?

Динамика есть, и общественность постепенно, но уверенно принимает участие в процессах формирования экологической политики, как минимум, на национальном уровне. Тренд очевиден. Действия ООН, особенности беларусско-европейских отношений привели к тому, что в экологической политике все больше и больше заявляют о себе общественные субъекты.

Пока нам не удается запустить прямые механизмы участия, и мы больше пользуемся опосредованными. Например, Беларусь ратифицировала так называемую Орхусскую конвенцию. Мы проводим общественный мониторинг выполнения Орхусской конвенции, готовим альтернативные доклады в секретариат Конвенции. Общественность участвует в мониторинге и исправлении нарушений международного и национального законодательства.

Все чаще и чаще общественные организации становятся субъектами экологической политики. Этому очень содействует работа Форума гражданского общества Восточного партнерства, которая всколыхнула беларусское гражданское общество, включая его «зеленый» сегмент.

- За последние два года экологи превратились едва не в главного врага беларусского государства. Почему так произошло?

- Я категорически не согласен с такой постановкой вопроса: экологи не являются врагами государства, и тем более не являются врагом №1. Я бы сказал, экологи стали слышимым критиком некоторых направлений государственной политики. Если фиксируются фундаментальные нарушения национального и международного законодательства при строительстве различных объектов: Островецкой АЭС, Китайско-белорусского индустриального парка, завода «Август-Бел», - мы участвуем в действиях, которые оппонируют реализации подобных проектов. Но у нас есть и масса положительных примеров сотрудничества с госсектором.

- Власть не только не любит экологические организации, но не считается с ними. Способно ли экологическое движение заставить ее прислушиваться к себе?

- В определенных вопросах власть не только прислушивается к нам, но и даже реализует что-то вроде государственного заказа. В определенных случаях государство «заказывает» общественным организациям аналитическую работу. Случается и такое, что госорганы, не имея возможности выступить с критикой решений других органов, просят и помогают нам сделать это публично.

Самый хороший пример – общественная некоммерческая организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны”. Исследовательская работа этой организации легла в основу последовательных действий со стороны государства по продвижению учета менеджмента водно-болотных угодий в рамках одного из механизмов РКИК ООН.

Самый плохой пример – так называемые “ГОНГО”: «государственные негосударственные общественные организации», создаваемые при структурах власти, и призванные имитировать мнение экологических организаций. Самый яркий пример последнего времени – общественная организация “Экологическая инициатива”, которая якобы проводит независимый общественный мониторинг строительства Островецкой АЭС.

Так что общественные экологические организации – неоднородная субстанция.

Безусловно, у нас нет нормального устойчивого диалога с государством. Но у нас есть другие механизмы, через которые мы можем в определенной степени принуждать государство прислушиваться к нашему мнению.

Международные институты выделяют большие средства для Беларуси, в том числе – на экологию. Если государство не хочет общаться с экологическими организациями, мы можем напрямую общаться с их донорами. Двери международных структур для нас более открыты, нужно только знать – где они и уметь найти с ними общий язык.

Другое дело, что общественные экологические организации часто не ведут достаточного диалога с обществом. Не хочу сказать, что диалога нет вообще, но работу на этом направлении нужно усиливать, чтобы экологические заключения, экспертизы были востребованы, разделялись и подкреплялись общественным мнением.

- Какие главные вызовы и угрозы стоят перед экологами на ближайшие два года?

- Первый вызов связан с системой регулирования нашей деятельности. Как раз сейчас парламент обсуждает изменения и дополнения в законы об общественных объединениях и политических партиях. Внешняя среда настолько агрессивная по отношению к общественным организациям, в том числе – и экологическим, что перед нами стоит задача – как выжить в столь агрессивных условиях и при этом продолжать свою миссию…

Второй вызов – как общественному экологическому движению стать самостоятельным игроком экологической политики? У меня существуют большие опасения, что если экологическое движение не сумеет по всем направлениям деятельности выработать единое мнение, принимать решение за нас будут внешние субъекты: государство, политические партии, различные шарлатаны. Для нас является принципиальный вызов: выработка общей стратегии или хотя бы солидарное мнение. Сегодняшний форум помог нам с этим вызовом справиться.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео