BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Где за рубежом можно встретить упоминания Беларуси?

24.05.2013 Onliner.by
Где за рубежом можно встретить упоминания Беларуси?
Беларусь за рубежом: площадь в Бангалоре, ресторан в Потсдаме и авианосец в Китае.

О нашей стране очутившимся за ее пределами счастливым белорусам напоминают не только здания официальных диппредставительств. В Германии при желании можно найти заброшенный ресторан «Минск», под Нью-Йорком возложить цветы к бюсту Янки Купалы, а в далеком индийском Бангалоре посидеть в живописном сквере на Минской площади. Onliner.by изучил «белорусские» объекты за рубежом и обнаружил памятники, церкви, санатории, торговые центры, кинотеатры и даже один авианосец, где любой гражданин Беларуси может хотя бы на короткое время вспомнить о любимой родине.

Львиная доля связанных с нашей страной объектов расположена в странах-соседях и представляет собой разнообразные напоминания об оказавшихся там при разных обстоятельствах и с различными целями соотечественниках. Например, очутившись в Смоленске, ближайшем и не чужом Беларуси российском областном центре, в перерыве между посещениями рынка, музея водки и знаменитой Смоленской крепостной стены, можно осмотреть вот это неплохое неоклассическое здание, занимает которое сейчас Областная филармония.

Какое отношение может иметь провинциальная филармония к Беларуси? Самое прямое — именно в этом здании бывшего губернского Дворянского собрания, построенном в 1825 году, проходил съезд большевиков, провозгласивших создание Белорусской Советской Социалистической Республики. Здесь, в самом центре Смоленска, в двух минутах ходьбы от его центральной площади, родилась БССР, как известно из теленовостей, — основа современной белорусской государственности.

Неподалеку, на здании бывшего епархиального училища, занятом сейчас местным университетом, — мемориальная доска со знакомым именем.

Янка Купала, как увидим впоследствии, вообще рекордсмен по количеству увековечений памяти отдельно взятого белоруса за пределами его родины. Памятник ему есть и в Москве. Впрочем, там для этого есть куда более весомый повод, чем факт короткого выступления. В Москве классик белорусской литературы некоторое время жил во время Великой Отечественной войны, там же он и погиб при загадочных обстоятельствах в 1942 году и был первоначально похоронен.

Интересно, что установлен монумент с задумчиво-меланхоличным песняром на Кутузовском проспекте, ведущем в направлении Минска, а фоном для него служат стеклянные небоскребы «Москва-Сити». Скульптура была открыта в 2007 году (авторы Лев и Сергей Гумилевские).

Но о Купале не забывают не только на родине и в странах, где он бывал. Еще в 1970-е годы в Эрроу-Парке небольшого американского городка Монро, штат Нью-Йорк, были открыты 4 бюста «Четырем бессмертным поэтам». Акцию организовали объединения славянских эмигрантов, а потому в «бессмертные» записали восточнославянских классиков Александра Пушкина, Тараса Шевченко и Янку Купалу. Четвертым политкорректно стал американец Уолт Уитмен.

Купале посвящен и памятный знак в польском Гданьске, открытый в 2007 году в районе Олива.  Огромный валун под старым деревом с кроной в форме сердца стоит на берегу пруда, разделяющего тихие кварталы индивидуальной застройки и гданьские спальные многоэтажки времен первого секретаря ЦК ПОРП Эдварда Герека.

В честь белорусского поэта мемориальные доски установлены в Риге (на здании единственной в Латвии белорусской средней школы, носящей имя Купалы)…

… и в Вильнюсе на ул. Вильняус, 14, где в 1914—1915 годах располагалась редакция газеты «Наша Ніва», редактором которой был народный поэт Беларуси.

Увековечена за рубежом память и другого классика белорусской поэзии — Максима Богдановича. Мемориальный музей (сейчас имеющий статус Центра белорусской культуры) имеется в Ярославле, где Богданович жил и учился с 1908 по 1916 годы. Музей занимает небольшой деревянный дом на улице Чайковского, построенный в 1908 году титулярным советником В.Ржевским. Семья Богдановичей снимала этот дом в 1912—14 годах, здесь Максим подготовил к изданию свой единственный прижизненный сборник стихов «Вянок».

А у здания местного университета установлен памятник белорусскому поэту. Любопытно, что монумент представляет собой уменьшенную копию минского памятника Богдановичу, стоящего у Оперного театра.

Дом, где жил Максим Богданович, сохранился и в Ялте, городе, где он провел последние месяцы жизни и где умер в 1917 году. Его могила не была перенесена на родину и до сих пор находится на одном из ялтинских городских кладбищ.

В Украине недавно была увековечена память еще одного белорусского классика — Владимира Короткевича. Монумент писателю, окончившему Киевский университет и немало в Киеве пожившему, был установлен в 2011 году у здания посольства Беларуси.

Все рекорды по количеству мемориальных досок знатным белорусам бьет, безусловно, Вильнюс. Ближайший к Минску крупный зарубежный город наполнен не только так популярными у нас магазинами и ресторанами, но и напоминаниями, что тут и там отметились наши известные деятели культуры, что как бы лишний раз подтверждает его тесные связи с Беларусью.

В одном из жилых корпусов Вильнюсского базилианского монастыря, так называемых мурах базилианских, в межвоенное время располагалась Виленская белорусская гимназия, учились и работали в которой многие выдающиеся деятели белорусской культуры. На здании висят мемориальные доски поэтессе Наталье Арсеньевой и писателю Максиму Горецкому.

А в доминиканском монастыре после поражения восстания 1863—64 годов сидел его герой Кастусь Калиновский.

На площади Лукишки (Лукишкес), расположенной на центральном проспекте Гедимина, стоит памятный крест, отмечающий место, где Калиновского повесили.

А на Ратушной площади очередная мемориальная доска напоминает о месте, где стояла типография белорусского первопечатника Франциска Скорины. Сейчас этот участок занимает двухэтажное здание рубежа XVI—XVII веков, принадлежавшее виленскому войту Михалу Бильдзюкевичу.

В Вильнюсе Скорина положил начало истории книгопечатания на территории Великого княжества Литовского, но первую свою книгу он, как известно, напечатал в Праге. Его прогрессивная деятельность там отмечена и памятником у Пражского Града, и мемориальной доской во дворе Национальной библиотеки страны.

Более того, недолгое время в 1529—30 годах белорусский «человек эпохи Ренессанса», издатель, доктор, философ, предприниматель, а порой и садовник, успел пожить и при дворе прусского герцога Альбрехта в Кёнигсберге. Данное обстоятельство белорусское правительство сочло достаточным основанием для того, чтобы в 2005 году подарить современному Калининграду еще один памятник Скорине. И действительно, Скорины много не бывает. Самого знаменитого полочанина с тростью, сумкой через плечо и в сандалиях усадили прямо около учебного корпуса Калининградского университета.

Разумеется, памятниками и мемориальными досками белорусское культурное влияние за рубежом не ограничивается. Например, в Белостоке после изучения ассортимента местных гипермаркетов и торговых галерей и перед обязательным походом в «Оперу Подляску» можно заглянуть к местному театру, интересному тем, что именно тут в 1939 году состоялось торжественное собрание, провозгласившее воссоединение БССР с Западной Беларусью.

Белорусский культурный объект имеется и в латвийском Даугавпилсе, когда-то городе Двинске Витебской губернии. В районе с довольно странным названием Новое строение сохранилось здание бывшей белорусской гимназии, действовавшей здесь в межвоенное время.

В той же Латвии до сих пор остались и более современные объекты, связанные с нашей страной. В Риге, в жилом районе Пурвциемс, успешно работает знаменитый среди местных жителей еще в советские времена торговый центр «Минск», их симметричный ответ на нашу «Ригу» на Сурганова. Расцветка Minska, возможно, также выбрана с провокационным умыслом.

А в Юрмале лечит всех желающих по-прежнему принадлежащий Беларуси санаторий «Белоруссия».

Аналогичная ситуация и в Литве. В Вильнюсе в жилом районе Жирмунай имеется универсам «Минскас», правда без кинотеатра, танцзала и кафе, как когда-то у его минского эквивалента «Вильнюса» на Калиновского.

В Друскининкае же функционирует еще один санаторий, принадлежащий нашей стране и названный в честь нее.

Именно тут, в Друскининкае, в 1973 году начался взрослый творческий путь архитектора Виктора Владимировича Крамаренко. Кто бы мог подумать при взгляде на этот лечебный корпус, что Крамаренко в триумфальном будущем ждут железнодорожный вокзал, Национальная библиотека и новое здание музея ВОВ, а вместе с ними и две Государственные премии независимой Беларуси.

Кроме прибалтийских «Беларуси» и «Белоруссии» нашей стране принадлежат за рубежом еще два санатория. Это первая наша южная здравница в крымском Мисхоре (также «Белоруссия»), собственность БССР еще с 1957 года. Главный корпус — историческое здание 1916 года.

Кстати, на территории лечебницы установлен еще один бюст Максима Богдановича.

Второй островок стабильности и процветания в субтропиках — в российском Туапсе. Открылась «Белая Русь» только в 1993 году и строилась по-богатому, швейцарским подрядчиком.

Родные нам названия получил и ряд заграничных станций метро. В Москве это две станции: «Белорусская-радиальная» и «Белорусская-кольцевая». Если первая, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена еще в 1938 году, получилась достаточно скромной, и о Беларуси в ее оформлении ничего не напоминает…

… то послевоенная (1952 года) «Белорусская-кольцевая» представляет собой классический образец наполненного разнообразными «архитектурными излишествами» сталинского ампира да еще и с национальным колоритом. Обратите внимание на выложенный гранитными плитами на платформе станции стилизованный белорусский орнамент.

Свод же станции украшен 12 мозаичными панно, изображающими счастливое настоящее Советской Белоруссии.

Элементы белорусского орнамента присутствуют и в оформлении самой мозаики, и в одежде ее главных героев.

Еще на одной мозаике три белоруски (причем одна из которых темнокожая) вышивают на фоне колосьев орден Трудового Красного Знамени. Такой странный сюжет для вышивки не должен смущать, ранее на месте ордена находился профиль И.Сталина, убранный после развенчания культа его личности Хрущевым. Отдельное удовольствие доставляет и «пасхалка» от художников: весьма хипстерские олени, бегущие, правда, не по свитеру, а по вазе с цветами в левом нижнем углу панно.

В переходе между станциями установлена скульптурная группа «Белорусские партизаны» Матвея Манизера, автора главного белорусского памятника Ленину на площади Независимости в Минске.

Киевские «белорусские» станции куда более поздние и оттого скромные.  Открывшаяся в 1982 года в жилом районе Оболонь «Минская» также украшена вроде бы «белорусскими орнаментами».

Надо отметить, что у киевских художников были весьма нетипичные представления о белорусских орнаментах, если таковыми, конечно, не рассматривать узоры на коврах.

«Берестейская» же и вовсе переименована из «Октябрьской» только в 1993 году. Естественно, ничего от Берестья-Бреста там нет, одни серпы с молотами.

В Москве «белорусские» названия получили и 2 типовых кинотеатра, оба расположенные на западе города. Это «Брест» на ул. Ярцевской в Кунцево.

И «Минск» на Можайском шоссе, действительно ведущем в направлении Минска. Несмотря на то что здание возводилось по типовому проекту московских архитекторов, в оформлении интерьеров поучаствовали белорусские художники Г.Ващенко, С.Бондаренко и др. Теперь кино «Минск» не работает, но рядом с ним регулярно проходят ярмарки-продажи белорусских товаров.

Кроме кинотеатра, когда-то в Москве в честь Минска были названы еще и универмаг на Славянском бульваре, и гостиница на ул. Горького (современной Тверской). Универмаг давно переименован и перепрофилирован, гостиницу и вовсе снесли.

Зато на территории ВДНХ до сих пор успешно работает (и даже по назначению) павильон Белорусской ССР. Более того, недавно была выполнена реставрация комплекса, включая модернистскую пристройку с дворового фасада. Теперь тут выставочно-коммерческий центр Республики Беларусь и бойкая продажа всего белорусского по демпинговым ценам.

Здание было построено в 1939 году.

Позднесоветская пристройка.

После отоваривания в выставочном павильоне все желающие могут там же, на ВДНХ, посетить и белорусское кафе «Крамбамбуля». В его оформлении красно-зеленый государственный стяг парадоксально сочетается с используемой в качестве флюгера «Погоней».

За пределами бывшего СССР найти «белорусские объекты» куда сложнее. Одним из интереснейших является бывший ресторан «Минск» в немецком Потсдаме. В свое время аналогичное заведение общепита («Потсдам») существовало и в белорусской столице (на перекрестке ул. Ленина и Интернациональной). Оно занимало первый этаж жилого дома и сейчас просто поменяло название и концепцию, потсдамский же «Минск», расположившийся в отдельно стоящем здании, безнадежно заброшен.

Ресторан «Минск» с национальной белорусской кухней был открыт к 60-летию Октябрьской революции в ноябре 1977 года. Здание было построено по проекту восточногерманских архитекторов и проработало всего около 15 лет. То ли немцы не оценили белорусскую кухню, то ли в дело вступили другие объективные факторы, но с начала 1990-х потсдамский «Минск» заброшен и давно ожидает сноса. Но пока его старую неоновую вывеску до сих пор украшает силуэт «Ворот города» далекой минской Привокзальной площади.

Ресторан «Минск» в Потсдаме в пору расцвета. Издалека наши «Ворота города», откровенно говоря, напоминают две привлекательные бутылки.

Когда-то в честь Минска назвали даже авианосец, дислоцировавшийся на Тихом океане. После распада СССР корабль купили ушлые китайцы и вместо того, чтобы распилить его на металлолом, не растерялись, а взяли и устроили милитаристский тематический парк под названием Minsk World.

В Канаде одна из озерных баз отдыха носит знакомое название Slutzak. Все дело в том, что принадлежит она организации белорусских эмигрантов, которые в основном ее услугами и пользуются.

Пейзаж и стиль построек действительно напоминают дачные поселки нашей страны.

Белорусской диаспоре принадлежит и ряд церквей и культурно-просветительских учреждений в странах Западной Европы и Америки. Церковь св. Ефросиньи Полоцкой в Саут-Ривере, штат Нью-Джерси, главном городе еще довоенной эмиграции с территории нашей страны:

У церкви построен и «Белорусско-американский центр».

Собор св. Кирилла Туровского в Бруклине, Нью-Йорк. Судя по архитектуре, здание выкуплено белорусской общиной у католического или протестантского прихода.

Церковь Жировичской иконы Божьей Матери в Хайленд-Парке, Нью-Джерси. Здесь же находится и одно из крупнейших белорусских эмигрантских кладбищ. Похожие небольшие храмы принадлежат белорусской диаспоре и в ряде других городов США, Австралии, Великобритании и Бельгии.

Есть «белорусский» храм и в куда более близком нам Вильнюсе. В костеле св. Варфоломея в районе Ужупис регулярно осуществляются богослужения на белорусском языке.

Белорусская библиотека и музей имени Франциска Скорины (крайнее здание слева) в идиллическом пригороде Лондона.

Конечно, за рубежом имеется очень много географических топонимов «белорусского» происхождения. Более того, в России существуют целые деревни, основанные белорусами в начале XX века и лишь недавно осознавшие свою идентичность. Деревня Тургеневка в Иркутской области.

Существуют и деревни иного типа. Поселок Белорусский Псковской области у границы с Латвией, в свое время центральная усадьба одноименного («Белорусский») колхоза. Белорусов там, вроде, немного, но проектировали его специалисты БелНИИгипросельстроя. Так он выглядит на спутниковых снимках.

А так псковский Белорусский смотрится с уровня земли. Существовали и временные поселки наших строителей и нефтяников в Западной Сибири с названиями вроде Минский, Беловежский, Брестский, Белорусский. Сейчас они, увы, уже заброшены, но город Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, строили и проектировали который белорусы, до сих пор живет и процветает.

В Минске существует известная всем минчанам площадь Бангалор, названная в честь индийского города-побратима белорусской столицы. Куда меньше минчан в курсе, что аналогичная площадь, только уже Minsk Square, есть и в Бангалоре. Расположена она в центре города недалеко от Дворца губернатора и представляет собой относительно небольшой парк без сомнительных круговых развязок и «МакДональдса», но зато с самолетом-памятником и статуей, поставленной в память Неизвестного солдата.

Сейчас площадь Минск в Бангалоре перекопана, здесь строят станцию метро. Когда еще ее примеру последует площадь Бангалор в Минске?

Лучшей же рекламой Беларуси за границей, по крайней мере за ближней, по-прежнему остаются магазины дешевых и качественных белорусских товаров. Ереван.

Клинцы Брянской области.

Но вскоре белорусы оставят свой неизгладимый след в совершенно новых для себя странах. На смену колбасе, молоку, косметике, одежде и обуви для стран бывшего СССР придут тракторы, грузовики и спальные гетто для Южной Америки. И юные поколения латиноамериканцев, взрослея в столь белорусском окружении, на всю жизнь запомнят, что наши народы — братья. Белорусские спальные районы в Венесуэле.

 

 

Автор: darriuss. Фото: darriuss, Денис Ромодин, panoramio.com, wikipedia.org, skyscrapercity.com, nn.by, synthart.livejournal.com, oldmos.ru, maps.google.com 

 

 

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео