BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Сергей Дроздовский: Инвалидность - край борьбы цивилизации с лесом

17.05.2013 Петр Кухта, "ЕвроБеларусь"
Сергей Дроздовский: Инвалидность - край борьбы цивилизации с лесом
"Общество уже готово переходить на новый уровень отношения к меньшинствам, а государство продолжает ставить штамп "нецелесообразно".

О том, насколько соответствуют общественные настроения и действия чиновников друг другу в отношениях с меньшинствами, Служба информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с Сергеем Дроздовским, координатором Офиса по правам людей с инвалидностью.

- Если говорить о проблеме доступности на уровне "общество-государство", где и какие здесь камни преткновения, как это все взаимосвязано?

- Мы все, по большому счету, мыслим стереотипами. И когда человек в недостаточной степени образован, скажем так, окультурен, то многие стереотипы он перестает оценивать на предмет соответствия действительности. Так проще жить - обжегшись на молоке, дуешь на воду. Когда мы сформировали некие стереотипы ввиду инстинкта самосохранения, правил этикета, социализации, фобий, то многие вещи мы либо сразу принимаем на веру, либо, проверив однажды, потом перестаем проверять. Не более половины населения достаточно близко знакома с проблемой инвалидности - родственник в семье, сосед либо сослуживец. И вот это незнание позволяет формировать искаженное мнение. И это мнение формирует страшные образы - в большей или меньшей степени. Которые и позволяют сказать - ну мы же не такие, это - "они", а это - "мы", и "мы" - не такие. На бытовом уровне это, быть может, не так уж и страшно. На уровне общественных отношений - иное дело. Возьмем рынок труда, например. Там конкуренция и жесткие условия. Там "мы-они" начинает играть весьма ощутимо. Или когда начинается перераспределение бюджета страны - вот здесь "мы-они" тоже играет в полную меру: кому больше, кому меньше.

В принципе, каждый человек на протяжении жизни хоть раз да попадает в одно из меньшинств. Учащиеся, призывники, пенсионеры, ветераны и т.д. Вопрос только в том, насколько это меньшинство стигматизировано, насколько над ним довлеют эти вот жесткие стереотипы, из-под которых сам человек уже выбраться не может. Например, если человек с видимыми признаками инвалидности станет в очередь, ведь чаще всего скажут: "Пропустите инвалида", а не человека в красной куртке или даму с сумочкой, а именно инвалида. Это четкий маркер. И вот эти маркеры социальные - они начинают воспроизводить себя с весьма негативными последствиями. Ведь в большинстве своем общество воспринимает - и совершенно объективно - что в связи с барьерами, имеющимися в жизни, эти люди не могут получить достойное образование, иметь достойную работу, семью, культурную жизнь. И это предполагает, что они не совсем независимы. Что и приводит к тому, что в общественном сознании происходит некий щелчок, после которого совершенно нормальной рассматривается идея, что для этих людей можно создать интернаты, поместить их в некие загончики за городом, специальные. Если общество сегодня не может справиться с людьми, которые не полностью контролируют свои поступки, то лучшим выходом общество видит полное лишение этих людей дееспособности. Вместо того, чтобы искать возможности интегрировать их в общество, оно, по сути, лишает их гражданства. Приведу пример. Вот человек, который не может управлять своими руками. Как оказывается, он не сможет в Беларуси заниматься никакой экономической деятельностью - управлять банковскими счетами, документооборотом. Ведь он не может поставить свю подпись! Сегодняшние процедуры не отвечают требованием человеческого фактора. Точно так же можно было бы заставить всех сдать нормы ГТО, а кто не сдал - под откос. Почему мы говорим о доступности, а не о барьерах. Потому что барьеры - это то, что мешает, доступность - это способ их преодоления, это свобода от барьеров. Доступность - это обеспечение равенства всех людей, причем фактического. Равенства, учитывающего наше человеческое разнообразие.


- Насколько государство готово к изменению отношений с инвалидами? И насколько на него может влиять общество?

- Государство - это всего лишь институт, который общество создало для решения нескольких глобальных задач: защить себя, позволить развитие и обеспечить проживание сегодня. Общество не говорило государству: "Ты, государство, вот этих вычлени, пожалуйста, они нам не нравятся, их - в интернат, а вот этих - в тюрьму, тех - в ЛТП и т.д." Государство использует совершенно устаревшие социальные модели, это несовершенство работы госмашины, той самой институции, которая оплачивается обществом и которая должна быть вроде бы подотчетна ему. Есть отношение общества к проблеме и есть работа государства - я четко разделяю эти вещи. Сегодня у государства есть все механизмы предотвращения дискриминации - и оно не только может, оно обязано разработать, утвердить и внедрить механизмы защиты. И отказ государства от этого, конечно, вызывает у нас претензии. Да, 200 лет назад инвалидов воспринимали как больных, неполноценных людей. Почему сегодня это зачастую применяется точно так же? Почему сейчас чиновники часто говорят: "Мы не готовы". Вот это "Мы не готовы" - уже стало притчей во языцкх. Сплошь и рядом мы получаем на наши многочисленные и обоснованные предложения стандартный ответ: "Нецелесообразно". В чем нецелесооброазность, кем она признана, почему? Мы никогда не получаем на эти вопросы мало-мальски внятного ответа. Общество, на наш взгляд, сегодня готово переходить на следующий уровень построения отношений с инвалидами, мы видим эти позитивные тенденции. Нас все же начинают переставать воспринимать как неких "других" людей. Есть таакие тенденции, во всяком случае. Но само собой это не решается, необходимы изменнения в праве, чтобы хотя бы начали ответственно думать, а не писать бесконечные "нецелесообразно". И конечно общество сегодня - ввиду чрезвычайного давления государства - не может в полной мере использовать свои институты. Чрезмерное давление на те же общественные объединения ведет к деградации общества, но никак не к его прогрессивному развитию. А инвалидность сегодня - это край борьбы цивилизации с законами леса, где выживает сильнейший, а с другой стороны - яркий показатель качества и уровня культуры всего общества.

Напомним, сегодня, 17 мая, в Минске начинается Неделя доступности. С программой недели можно ознакомиться тут.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео